Пианино "Десна"

Брянской фабрики клавишных инструментов "Десна"

Пианино «Десна» в советское время стояло чуть ли не в каждом брянском доме. Это сегодня от некогда популярного инструмента избавляются как от ненужного предмета мебели, рухляди. Его готовы отдать даром, только чтобы полтонная конструкция была самостоятельно унесена покупателем с девятого этажа. А раньше, в далекие хрущевско-брежневские времена, сколько было радости у детей и родителей, когда инструмент незнакомые и знакомые дяди на своих руках втаскивали в ту же самую квартиру на девятом этаже. И было счастье! Мы выросли, фабрики пианино «Десна» на Станке-Димитрова уже нет. Остались только воспоминания, а из окон современных домов раздаются безобразные неживые звуки электронного пианино или синтезатора.

Брянская фабрика клавишных инструментов «Десна» была запущена в эксплуатацию в далеком 1956-м, которая за год выпустила 114 пианино. В первом году семилетки (1959 г.) она выпустила 627 пианино, а в 1966 году — 3220. Выделившись из состава Брянского горпромкомбината, фабрика стала крупным самостоятельным предприятием, напрямую подчинявшимся Областному управлению местной промышленности. 

В 1960-е гг. в СССР набирало популярность движение дополнительного музыкального образования. Причем на первое место среди других музыкальных инструментов вышло именно фортепиано, сокращенно «ф-но». В послевоенные годы массово увлекались игрой на баяне. Инструменты доставали по-разному: либо это были трофейные с войны инструменты, либо покупали в магазинах. Причем, доступность такого инструмента, как баян была налицо: стоит дешевле, чем пианино, легко перетаскивать (ф-но на занятия с собой не возьмешь). Занятия по классу фортепиано стало своеобразной формой эстетства и даже моды. К 70-м гг. пианино стало главным музыкальным инструментом. В очередь на занятия им становятся заранее, у кого не получается – идут на скрипу или тот же баян. Рост популярности игры на фортепиано обусловил необходимости увеличения производств по стране, ведь репетировать произведения и учить гаммы нужно было даже в самой маленькой квартире, где для пианино все-таки находили место, избавляясь от другой мебели. 

Спрос на занятия в музыкальной школе по классу фортепиано превращает пианино в дефицитный товар. Стоимость новенького инструмента в конце 1970-х гг. была непомерно высокой, около 700 рублей. И это при средней зарплате по стране в 150-160 рублей! Прибавим к этому ежемесячную оплату уроков – примерно 23 рубля в месяц. Расходы для кошелька родителей, прямо скажем, неподъемные. Несмотря на это, фортепианный бум в стране прокатывается с большой силой. Брянская фабрика клавишных инструментов «Десна» ударными темпами наращивала производство, представляя потребителю новые модели.

До середины 70х гг. инструменты фабрики «Десна» выпускали черного цвета, причем в разные годы их внешний вид менялся. Одна модель, с гравировкой прописными буквами «Десна» под пюпитром, вторая – с простыми полупрописными буквами и резьбой по дереву лиры с растительным орнаментом на лицевой панели, третья – с резьбой по дереву растительной виньетки на лицевой панели (сверху), четвертая – также с резьбой по дереву более сложной композиции – бегущем лосем. Черные пианино были сделаны по модели классических немецких фортепиано (если у кого имелся старый инструмент, помнят, что на лицевой части были встроены кованные металлические подсвечники). Характерной особенностью черных инструментов было и то, что инструмент на крышке закрывался на ключ (чтобы клавиатура не пылилась, да и дети и не расстраивали инструмент).

К середине 70х гг. пианино фабрики «Десна» изменило свой облик. Оно стало коричневого цвета, полированное, «под стенку», тоже дефицитную – венгерскую, польскую, румынскую или гэдээровскую. Сначала сохранили фирменное прописное написание под пюпитром, а затем, ближе к концу 1970х и вовсе надпись «Десна» выглядела в виде заглавных золоченных букв. Исчез и замок на крышке клавиатуры. 

К инструменту как к семейной роскоши, в основном относились бережно: тщательно протирали тряпкой, время от времени приглашали настройщика, а для лучшего звукоизвлечения (чтобы пианино не рассыхалось) ставили внутрь инструмента, где педали, банки с холодной водой. После окончания музыкальной школы, если пианино не впоследствии использовалось по назначению, то бабушки некоторых бывших воспитанников использовали инструмент в качестве предмета мебели, например, шкафа, куда можно было сложить книги, журналы или консервацию (вместо банок с водой). 

В перестроечное время фабрика «Десна» переживала не лучшие времена. Спрос на пианино упал. Инструменты после окончания музыкальной школы продавали или отдавали, что называется, «по наследству» родственникам. Предприятие стало развивать новое направление – производство карандашей. Многие помнят такие названия, как «Пересвет», «Художник», «Десна». В 90е гг. деятельность Брянской фабрики клавишных инструментов, которая стала именоваться ОАО «Десна», ровно, как и карандашной фабрики, сошла «на нет". О былом напоминает лишь здание фабрики и одноименная остановка на Станке-Димитрова "Фабрика "Десна".

© Брянский Вестник