Брянский театр драмы

ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА В ГОСТЕАТРЕ

Новая победа на третьем фронте.

Третий фронт – фронт культуры и просвещения. На этом важном, решающем, и конечном счете, фронте Брянская губерния одержала еще одну и очень значительную победу.

В воскресенье рабочие, партийные, советские, профессиональные организации торжественно открыли первый зимний театральный сезон в новом, еще пахнущем краской, государственном театре. Огромное культурное значение этого факта несомненно и оно чувствовалось во вступительном слове завгубОНО т. Козырева и в общем повышенном настроении аудитории и в оживленных «кулуарных» разговорах.

«Совсем, как в Москве!»

Такова краткая, но выразительная оценка, которую дают и новому театру и играющей в нем труппе бывшие на первом спектакле рабочие и работницы брянских организаций. В самом деле, самая архитектура театр и его внутреннее убранство сделаны в высшей степени красиво, чисто и целесообразно, в строгом и выдержанном стиле, напоминающем стиль Московского художественного театр (плоть до надписей на стенах, сделанных тем же шрифтом, что и в МХАТ).

Так же строг и общий внутренний распорядок в театре, принятый для обеспечения художественной цельности впечатления.

Все говорит о продуманности, серьезности и культурности, заложенных в дело организации нового театра.

Первый спектакль

Как отнеслась аудитория к первому спектаклю?

Горячие, возрастающие от картины к картине, аплодисменты и общее настроение говорили о том, что между сценой и зрительным залом протянулись те нити симпатии и сочувствия, которые обеспечивают тесную связь исполнителей с зрителями, свидетельствую о художественности и талантливости нового театрального коллектива, показавшего свою первую постановку – «Декабристы» (Николай 1-й) Н. Лернера (Отчет о спектакле будет дан особо).

Сразу же наметились и любимцы публики – Чиркин (Каховский), Андреева (Рылеева), Кашевский (Рылеев), Кисель-Загоранский (Пестель) и др.

«Маленькие недостатки механизма»

Сразу же обнаружились и «маленькие недостатки механизма». Прежде всего, это вешалка. Здесь нужно в самом срочном порядке что-то предпринять: расширить обслуживающий персонал, увеличить количество вешалок и т. п. Можно ли дальше терпеть эти огромные хвосты при раздевании и настоящие баталии с большим количеством пострадавших (отдавленные ноги, смятые пальто, смазанные физиономии и т. п.) при одевании.

Затем. Не ладится еще дело с поддержанием регламентированного порядка. Неналаженность сигнальных звонков вызывает опоздание публики, которая начинает наполнять зал, когда свет уже потушен, вызывая тем самым шум и сумятицу. Часто во время акта раздается стук в двери со стороны опоздавшего. И еще другие мелочи.

Но все это мелочи, и они, понятно, устранятся.

Публика и театр

Билеты в театре весьма доступны и даже дешевы. По абонементу самый дешевый билет стоит 15 к. Эта доступность и жажда брянского зрителя по художественному культурному зрелищу сделали свое дело:

На сегодняшний спектакль – повторение «Декабристов» - все билеты уже проданы.

«Декабристы» идут в третий раз завтра, 17 ноября. Затем – «Девичий переполох» (четверг и суббота), «Железная стена» (пятница и воскресенье).

Во вторник и среду Премьера нашумевшей «Виринеи» - Сейфуллиной.

Г.

Брянский рабочий. – 1926. – 16 ноя (№263). 

«ДЕКАБРИСТЫ (НИКОЛАЙ I)»

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ГОСТЕАТРА

Афиша спектакля Брянского государственного театра "Декабристы" 1926 г.
Афиша спектакля Брянского государственного театра "Декабристы" 1926 г.

Да, Брянск можно поздравить с серьезным и художественным коллективом. Этот как раз то, что нужно было для организации того культурного дела, которое должен представлять собой первый зимний сезон в каждом растущем рабочем губернском центре.

Первое, что обращает на себя внимание в этом спектакле, это – общий высокий уровень исполнения. Здесь нет рытвин и провалов, нет значительной разницы между «первыми» и «вторыми» исполнителями. Даже маленькие роли находятся в руках хороших исполнителей. Такой подход, при нашем современном репертуаре и современных требованиях к театру и актеру, следует считать совершенно правильным. Сейчас нельзя строить театральный и репертуарный план в расчете на «гастролера», «премьера». Общий, крепкий ансамбль (дружное исполнение) – вот чего требует новый зритель от театра.

Это не значит, что в труппе нет ярких актерских индивидуальностей. Уже первый спектакль обнаружил в труппе таких талантливых исполнителей, как Чиркин (Каховский), Андреева (Рылеева), Снежинская (Ольга), Кашевский (Рылеев), Кисель-Загорянский (Пестель), Зуев (Батурин), Орлинский (Трубецкой) и др. Трудно судить по первому спектаклю о Карновиче-Валуа (Николай). Что-то мешало этому артисту развернуть свои силы, что-то сковывало его.

И по нашему мнению вина здесь целиком лежит на авторе, давшем в роли Николая вместо живого человека голую агитационную схему. Это вообще недостаток данной пьесы: агитационное упрощение преобладает в ней над художественностью. Это, конечно, вредит и самой агитационности пьесы. Мы знаем, что агитационный эффект тем сильнее, чем художественнее образы, в которых воплощена агитационная мысль. Автор пьесы – Н. Лернер – пошел по линии наименьшего сопротивления: он все образы подогнал под заранее приготовленные схемы. Отсюда – деревянность, нежизненность многих фигур пьесы.

Но нельзя отказать автору в некоторой театральной ловкости, с которой сделана пьеса. Внутреннюю жизненность он заменяет внешней сценичностью, театральностью; знание сцены помогает ему найти эффектные положения, яркие эпизоды, которые и делают пьесу сценически интересной, тем более, что тема пьесы (декабристы) говорит сама за себя. Лучше других удалась автору фигура Каховского, а нервная, горячая игра В. А. Чиркина вдохнула в нее искру живую – вот почему эта фигура выделяется из общего ансамбля и крепче запоминается. Остальные исполнители силой своего таланта преодолевали трудности, поставленные автором. Особенно тяжело пришлось П. А. Кашевскому – автор не дал ему ничего, за что можно было бы зацепиться его актерской индивидуальности.

Несмотря на все это, несмотря на трудности, связанные с исполнением на новой сцене в новом театре (незнакомство с условиями акустики, неурегулированность света и т. п.) спектакль прошел удачно, произвел хорошее впечатление как в исполнительной части, так и в режиссерской (тщательность разработки, интересные детали – вызов на допрос, силуэт часового и т. п.). Декорации, мебель, костюмы – все подобрано с большим вниманием и вкусом, свидетельствующими о серьезности и культурности всего дела в целом.

Будем ждать дальнейших постановок труппы брянского Гостеатра и, в частности, обещанной «Виринеи».

Гусман Б. «Декабристы (Николай I)» // Брянский рабочий. – 1926. – 17 ноя. (№264). С.  4

НЕДОСТАТКИ АКУСТИКИ ГОСТЕАТРА БУДУТ УСТРАНЕНЫ

(Беседа с губернским инженером А. А. Тарасовым)

Зрительный зал Брянского театра. 1920-е гг.  Арх. Гринберг
Зрительный зал Брянского театра. 1920-е гг. Арх. Гринберг

23 ноября вечером профессором акустики Лившицем, в присутствии представителей губисполкома, администрации театра и артистов было произведено обследование акустического состояния зала и сцены нового театра. Обнаружено было, что сцена и зал имеют излишнюю гулкость, для устранения которой профессором Лившицем предложено проложить во всех проходах партера и обоих ярусов мягкие дорожки, навесить драпировки на все окна и двери и задрапировать нижние литерные ложи.

Это мероприятия необходимы для поглощения излишней гулкости в зале. Помимо этого, в целях улучшения четкости речи, произносимой со сцены, намечено закрыть пол и радиаторы сцены материей, устанавливать в пьесах, где представится возможным, декоративный потолок, устроить горизонт и жесткий задний план на сцене.

Все это необходимо для того, чтобы звук не уходил вверх, а в концентрированном виде направлялся в зал.

В случае, если выявится недостаточность намеченных мер, предполагается устройство в конце зала задрапированных лож.

Все эти основные мероприятия были предложены проф. Лившицем на совещании при президиуме губисполкома и приняты к проведению в жизнь в ближайшие дни.

В.

Брянский рабочий. – 1926. – 25 ноя. (№271). С. 4.