№37, 04 (23.07) августа 1895 г.

15го сего июля, по случаю тезоименитства Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича, брянское вольно-пожарное общество молилось на площади против Собора о здравии и долгоденствии Его Высочества. Дружина находилась в строю при оркестре от 143го Дорогобужского полка. Парад был принят начальником гарнизона генералом Сарандинаки, который поздравил дружину с высокоторжественным днем тезоименитства Его Высочества выслушав молебствие – пропустил дружинников церемониальным маршем. Тут же была составлена и послана Его Высочеству следующая телеграмма:

«Красное Село. Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александровичу. Сегодня в день тезоименитства Вашего Императорского Высочества, брянское вольно-пожарное общество во главе с начальником гарнизона генералом Сарандинаки молится о благоденствии долгоденствии Вашего Императорского Высочества, своего Августейшего Покровителя».

Председатель совета Баженов

На каковую телеграмму общество удостоилось получить следующий милостивый ответ:

«Благодарю членов вольно-пожарного общества за молитвы и пожелания. Надеюсь на дальнейшее процветание общества».

Владимир.

Соседняя нам Тула, как сообщают местные Епархиальные Ведомости, недавно была свидетельницей величественного и небывалого зрелища. По мысли преосвященного Иринея, там 27го мая устроен был торжественный праздник тульских городских церковно-приходских школ по случаю окончания годичных школьных занятий. Праздник начался, как и подобает празднику церковно-приходских школ, богослужением. После ранней обедни и молебствия в крестовой церкви, все учащиеся и учащие, городское духовенство, члены епархиального училищного совета и тульского отделения совета к 12ти часам собрались в залу дома дворянства, где и происходил акт.

Опускаем перечень прибывших на праздник разных посетителей и приводим лишь следующее:

«При входе его преосвященства в залу раздалось стройное общее пение стихиры: «Днесь благодать Святого Духа нас собра», и потом: «Ис пола эти деспота». Грандиозное впечатление производило это первое общее пение почти тысячи собранных в залу детей. Что-то величественное и вместе очень трогательное было в этом стройном пении массы детских голосов».

Именно на этом обстоятельстве, на пении детского хора в тысячу голосов нам хотелось бы остановить внимание брянских педагогов, или вообще лиц занимающихся преподаванием пения в церковно-приходских школах. О таком пении мы говорили неоднократно, и теперь снова пользуемся случаем напомнить о нем, причем, повторяем, что преподавание такому большому хору или вернее – образование и сплочение такой массы вовсе нетрудно, ибо подготовка здесь может происходить по частям, отдельными группами.

Не лишены значения и следующие слова автора описания тульского праздника:

«В последнее время, говорит он – не только в обществе, но и в печати стало раздаваться все больше и больше не только предубежденных, но даже и прямо злонамеренных толков по адресу церковной школы, а между тем лица, которые бы могли отнестись к ней беспристрастно, мало с ней знакомы. Поэтому теперь является особенно настоятельная потребность знакомить общество с церковной школой, да не по книгам, статьям или отчетам, а прямо воочию, лицом к лицу. И если от первой же попытки такого ознакомления в беспристрастно настроенной части общества получится твердое, наглядно сложившееся убеждение хотя бы лишь в том, что школы эти существуют в действительности, а не на бумаге, и что они ничем не хуже других начальных школ, то и это уже можно приветствовать как важный и решительный поворот в пользу церковной школы».

Не так давно, сначала в Русском Обозрении, а потом в перепечатке в газете «Русское Слово» появилась замечательная статья С. А. Рачинского о церковно-приходских школах, оп поводу которой в Московских Ведомостях говорится, что «вопрос о значении и предназначении народной школы запутывается со всех сторон все более и более. Не принимаются во внимание ни самые ясные указания опыта, ни самые добросовестные свидетельства. Все это происходит от одной причины – от того равнодушия к истине, которым страдает наше (так называемое) «интеллигентное» общество, для которого и самые важнейшие вопросы являются только забавой, спортом или потехой самолюбия. Если бы не это равнодушие, если бы не эта пагубная привычка к затвержденным словам, которые заменяется рассуждение, то вопрос о школе в сознании общества был бы решен давно, потому что дело это слишком ясное. Трудно спорить против того, что в основу народной школы, от воздействия которой зависит все дальнейшее духовное развитие народа, должна быть положена вечная истина, которая заключена только в религии. Кто же не верить в вечную истину, тому нечего и заикаться о том, как и чему учить народ, потому что если все относительно и преходяще, то и учить придется сегодня одному, а завтра другому, т. е. уже не учить, а нравственно калечить крестьянских детей, так, как теперь калечат наших». Те аномалии, при каких иногда существуют низшие народные школы (припомним дятьковскую школу и законоучителя в ней о. Капитона Высоцкого, или школу в Фошне) – ничего не говорят против самого принципа преподавания в них, против основы народной школы. Еще факт. При брянском соборном храме наприм., где в притче числится трое священнослужителей, дьякон и двое причетников – до сих пор нет церковно-приходской школы, на каковое обстоятельство обращено внимание даже в официальном отчете, и против таких причтов, по заключению училищного совета – «желательно бы воздействие со стороны епархиального начальства»*. В таких случаях обыкновенно принято ссылаться на недосуг вследствие-де отправления разных и притом многочисленных треб прихожанам. «Мы должны быть всегда свободны», как выразился нам один молодой священник. Совершенно справедливо. Треб откладывать нельзя. Но число их всегда можно проверить по количеству поручной записи, где постоянно свой контроль. Что до самого исполнения треб, то для сего можно установить очередь, и тогда у троих священнослужителей с дьяконом и двумя псаломщиками найдется времени с избытком для того чтобы уделить его на просвещение «малых», на час-другой для школы, что делается всяким духовенством, и даже не одного только христианского мира. При желании честно отнестись к своим обязанностям, к своему прямому долгу – непременно найдется время, и тогда человек может сделать многое, а церковно-приходские школы не предъявляют больших требований.

* Отчет за 1892-93й год, стр. 17 и 68. Ср. Брянский Вестник: 1894, №10, стр. 78а и 79 б; 1895, №28 стр. 221.

На днях мы ближе ознакомились со вторым изданием труда покойного архимандрита Иерофея, о выходе коего упомянули в 35м нумере Брянского Вестника.

Книга напечатана в Орле в типографии Гаврилова. Шрифт выбран хороший, и его можно бы называть четким, если бы не существенный недостаток, сказавшийся на бумаге. Эта последняя поставлена самого низшего качества, хуже которого вряд ли может существовать что либо подобное: бумага чрезвычайно тонка, просвечивает, вследствие чего некоторые страницы почти неудобочитаемы. Между тем от прибавления к намеченным расходам каких-нибудь 10-20 рублей – издание вышло бы вполне прекрасное. Книга не газетный лист и вообще не такое произведение, которое по миновании нужды бросается: книге почетное место на полках библиотеки и ей пользуются не один и не два года. Другой типографский промах сделан при верстке: так, на странице 174й внизу поставлена рубрика синодиков, а самый текст их взят на следующую страницу, межу тем во избежание сего стоило лишь перенести две последние строки со страницы 174й. Примечания набраны то петитом, то нонпарелью, как наприм. на стр. 33й, между тем по ходу текста поступаться петитом не следовало, и верстка удалась бы отличие, если бы две строки абзаца: «Этот… « (32) взято было на предшествующую полосу. Впрочем это мелочи.

Нечто по истине удивительное мы встретили на странице 209й, в конце главы: «О настоятелях Свенского – Успенского монастыря с краткою летописью». Там об авторе рассматриваемого труда повторено тоже самое, что он сам сказал о себе при жизни:

«Архимандрит Иерофей 30го августа 1846 года определен настоятелем мценского Петропавловского монастыря с возведением в сан архимандрита, а перемещен в Свенский монастырь настоятелем 29го февраля 1860го года».

О следующем настоятеле Свенска, архимандрите Авраамии, сказано только:

65. Архимандрит Авраамий.

И 66м начальником обители стоит нынешний игумен Варсонофий.

Таким образом, читатель не только не имеет никакого понятия об авторе труда, не приведено о нем каких-либо сведений по формулярному списку. Мало того, об архимандрите Иерофее не сказано даже когда он скончался. То же самое и об Авраамии. Не знаем чем руководился издатель в этом случае, но человек составивший по рукописным источникам целую книгу о своей обители и отдавший свой труд «в пользу монастыря», как значится на титуле – нам кажется заслуживал бы несколько большего к себе внимания: на это он имеет право. Точно также и Авраамий оставил по себе в Свенске заметный след, и обходить его управление или даже просто как человека – не подобало.

Само собой разумеется что замеченные промахи отнюдь не умаляют высокого достоинства почтенной книги, которой мы желаем возможно широкого распространения.

Несмотря на частые и можно сказать почти беспрерывные сообщения жителей Зарецких слобод собственно с городом, до сих пор никто не подумает об устройстве хоть каких-нибудь плохеньких пристаней, каковые можно бы сделать в форме простого бревенчатого и замощенного плота. Правда, плоскодонные баркасы дозволяют близко подойти к земле, но сход с суденышка тем не менее не всегда удобен.

Нам передают, что В. П. Говоров, ныне находящийся в Вене, заболел рожистым воспалением головы и лежит в госпитале.

В субботу, 29го июля, с разрешения о. благочинного будет принесена из Свенского монастыря святая чудотворная икона Свенской Божией Матери в брянскую Успенскую церковь ко всенощному бдению, имеющему быть в 5 часов. На другой день, в воскресенье, 30го июля, будет совершена ранняя и в 9 часов поздняя обедня, а после обедни пойдет крестный ход со святыми иконами к дому Е. В. Гридиной, против гостиницы Дудина, где будет отслужен молебен, после чего ход направится по Комаревской улице и Судку и возвратится в церковь. Свенская икона Божией Матери пробудет в Успенской церкви до 6го августа, в который день будет отнесена обратно в монастырь в 5 часов пополудни, о чем будет извещено звоном на сбор в 4 часа.

На днях проездом посетил наш город известный лингвист А. А. Шахматов, командированный с ученой целью для исследования местных народных говоров Брянского уезда и соседних с ним.

В понедельник, 17го сего июля, во время купанья в Десне утонул брянский мещанин Иван Якубов.

 - 1го июля в 3 часа утра у мещанина Ильи Иванова похищено несколько платья, разных вещей и деньгами, всего на 129 р. 25 к. Подозрение изъявлено на ночного сторожа.

- 5го числа у мещанина Егора Федорова с бойни похищено 10 ф. коровьего масла. Виновный обнаружен.

Из Белобережской пустыни нам сообщают, что в минувшее воскресенье там за акафистом Богоматери Троеручице пел хор учеников и учениц успенской церковно-приходской школы в числе пятидесяти человек, предпринимавших паломничество в обитель под руководством наставника П. Я. Кудрявцева и двух учительниц. 

Из Овстуга нам сообщают, что сильные дожди и разлив Десны повредили там сенокосам. Как отрадный факт, корреспондент отмечает вступление в должность нового волостного старшины, гласного земского собрания И. П. Киселева, известного своей энергией и опытностью.

Благодаря заботам г. Чиркова, молодого и энергичного директора фабрики в с. Ивоте, производство там значительно усилилось, что благотворно отражается на заработке мастеровых. Весьма желательно, чтобы такой же успех сопровождал этого просвещенного деятеля и в его энергичной борьбе с пьянством и воровством, пороками к крайнему прискорбию пустившими глубокие корни.

Стараниями местного общества во главе с директором фабрики г. Эндауровым, постройка в Дятькове двухклассного училища быстро подвигается вперед. Ввиду центрального положения дятьковских фабрик среди мальцовских заводов, особенно было бы желательно, чтобы как учебный персонал, так и материальная обстановка стояли там на высоте своей задачи.

Как-то мы сообщали о неудобстве летнего распределения поездов на риго-орловской железной дороге, что отражается между прочим на посещении Белобережской пустыни богомольцами. Теперь нам пишут со Ржаницы: «Все жалуются на то, что дневные пассажирские поезды не останавливаются на нашей полустанции. Ночью же, в ожидании поезда, негде там приютиться, и пассажиры, нежелающие пребывать под открытым небом, что может случиться во всякую погоду – должны подгонять себя аккурат к самому приходу поезда и в глухое время тащиться для сего через лес и Десну».

Вследствие тех трудностей, какие инженеры встречают в техническом отношении при устройстве подхода новой линии к Калуге, правление общества московско-киево-воронежской железной дороги поручило начальнику изысканий, инженеру Журдан, произвести возможно большее число вариантов в окрестностях Калуги для представления таковых на утверждение и выбор высшего Правительства.

Происшествия в Брянском уезде:

— В ночь на 30е июня в бытошевском волостном правлении чрез взлом замка в кассовом сундуке похищено около 600 р. Волостного сбора. Виновный обнаружен.

— 30 июня на станции Стеклянная Радица мальцовской железной дороги похищено из незапертой кассы 25 рублей.

— 27го июня в д. Чайковичах у содержательницы питейного заведения Пилюгиной чрез взлом замка в кассовом ящике похищено 1 рубль 65 к. Виновный обнаружен.

— 6го июля близ д. Рубчи на угольных печах акционерного общества мальцовских заводов умер от угара крестьянин Григорий Алексеев 24х лет.

— 8го числа в д. Касиловой утонула крестьянка Анна Чикова 25 лет.

— 2го числа в с. Стари у крестьянина д. Ветлицы Жиздринского уезда Я. Андреева похищено из кармана 57 р. Виновный обнаружен.

— В ночь на 11е июля в Дятькове у крестьянки М. Ларькиной похищен поросенок. Виновный разыскан.

—10го июля в д. Любегощи крестьянин Роман Макеров 88 лет запарился в печи.

— 3го июля в д. Яблоне у брянского мещанина В. Матузова пропало из письменного стола денежных документов на 496 р. 50 к.

— В ночь на 12е июля близ с. Давыдчич у крестьянина А. Куракина сгорела рига. Убытка понесено 200 р. Причина пожара неизвестна.

— 12го июля на станции Дубровка из лавки купца Ельянова похищена свита, в кармане коей находилось 3 р. 15 к. В краже этой обвиняется крестьянин с. Деньгубовки.

ПРОДАЖА ДЕВКИ

Лета тысяча восемьсот двадцать первого, сентября в двадцать девятый день, брянская помещица коллежская регистраторша Варвара Андреева дочь Правикова, продала я брянской мещанской жене из дворян Анисье Алексеевой дочери по отце Правиковой, а по мужу Чузовой, крепостную свою доставшуюся мне по наследству от матери моей корнетши Александры Васильевой дочери Безобразовой написанную по нынешней седьмой ревизии за мною Брянской округи в селе Жабове крестьянскую дочь девку Анну Козмину. А взяла я, Варвара, с нее, Анисьи, за оную свою девку денег государственными ассигнациями сто рублей. Напред же сего оная крестьянская дочь девка Анна Козмина от меня иному никому не продана, но заложена, и ни у кого ни в каких крепостях, кроме сей купчей – не укреплена и ни за что не отписана. А буде кто почему ни есть станет вступаться, то от тех вступщиков и от всяких крепостей очистка по указам. О неутайке цены указ 1752 года июля 29 дня при сем объявлен.

Ксей купчей брянская помещица коллежская регистраторша варвара андреева дочь правикова что я из дворян брянской мещанской жене анисьи алексеевой дочери чузовой вышеписанную свою крестьянскую девку анну казмину прадала и денег ассигнациями сто рублей взела втом и руку приложила.

У сей купчей губернский секретарь Иван Васильев сын Калинников свидетелем был и руку приложил. У сей купчей коллегский регистратор Петр Алексеев сын Осетров свидетелем был и руку приложил. У сей купчей губернский секретарь Козьма Герасимов сын Васильевский свидетелем был и руку приложил. Сию купчую писал брянского уездного суда канцелярист Иван Вонифатиев. – Запрещения нет. – Тогож числа сия купчая брянского уездного суда у крепостных дел в книгу подлинником записана, пошлин по шести процентов с рубля, шесть рублей, от купчей десять рублей – приняты. Совершил за секретаря титулярный советник Алексеев.

Акт писан на двухрублевом гербовом листе.

ИЮЛЬ

23 Нед. 9я Глас (8й). Свщмч. Аполлинария. Седмица 10я по Пятидесятнице.

24 Свят. Благовер. Князя Бориса и Глеба. Мученицы Христины.

25 Успение святой Анны; св. Олимпиады; Макария Унженского.

26 Свщ. Ермолая, прпмц. Параскевы.

27 Влмч. Пантелеймона, блаж. Николая Кочанова.

28 Св. апп. Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Смоленской ик. Бож. Мат. Престольный праздник в Смоленской церкви.

29 Мч. Каллиника, мц. Серафимы девы. 

Все базары были неважные. Сено 22 к. пуд. Появился новый хлеб, но подвозят немного, продают 52 к. п. Из овощей много огурцов, просят 15 к. мера, но покупателей нет. Малина необыкновенно дешева: 3 к. ф. хорошая. Вишня 6-7 к., ежевика 7 к., черная смородина 5 к. ф. Капуста 7 – 8 к. небольшой кочан. Картофель 30 к. мера. Дрова в спросе. – Погода до 20 числа стояла жаркая, а с этого времени температура несколько понизилась.