№59, 05 (24.12) января 1896 г.

Высочайшим приказом 6го сего декабря, помощник брянского полицейского пристава коллежский регистратор Владимир Андреев – произведен в губернские секретари. 

На отправленную губернским предводителем дворянства Государю Императору приветственную телеграмму от имени орловского губернского дворянского собрания, получен ответь следующего содержания:

Орловскому губернскому предводителю дворянства.

Орел. Царского Села. Дворца.

Сердечно благодарю орловское дворянство за высказанные им чувства и желание служить так же, как служили его предки, на пользу и славу нашей дорогой России.

НИКОЛАЙ.

Телеграмма орловского губернского дворянского собрания была составлена в следующих выражениях:

Ваше Императорское Величество!

Орловское дворянство, собравшись в первое очередное губернское дворянское собрание в Царствование Ваше, Государь, и вознеся к Всевышнему молитву о здравии и благоденствии Вашего Величества и всего Царствующего Дома, повергает к стопам Вашего Императорского Величества – свои беспредельные верноподданнические чувства, с пожеланием долголетнего Царствования на счастие всех верноподданных!.

Дворянство из последних сил не перестанет служить Вашему Императорскому Величеству, как отцы наши служили Венценосным Предкам Вашим: верно и нелицемерно.

Орловский губернский предводитель дворянства Шениг.

18го декабря бывший губернский предводитель дворянства С. Н. Шениг получил по телеграфу следующего содержания ответ на отправленную им по постановлению губернского дворянского собрания телеграмму к Государыне Императрице Марии Феодоровне:

Предводителю дворянства Шенигу.

Выраженные Мне от орловского дворянства чувства, память о незабвенном Государе и горячие о Нем молитвы Меня глубоко тронули, и Я прошу вас передать всем Мою сердечную благодарность.                                                                                           МАРИЯ.

Телеграмма орловского дворянства была составлена в следующих выражениях:

Гатчина. Государыне Императрице Марии Феодоровне.

Дворянство Орловской губернии в очередном собрата впервые по кончине незабвенного своего Благодетеля, в Бозе почивающего Государя Императора Александра III, вознесло горячие молитвы об упокоении чистой и праведной души Его. Дворянство свято чтит светлую память Государя и повергает перед Вашим Императорским Величеством свою верноподданническую любовь и беспредельную преданность.

Орловский губернский предводитель дворянства Шениг.

Приводим результаты дворянских выборов как они выразились для Брянского уезда. Предводителем дворянства единогласно избран действительный статский советник  И. П. Неболсин, кандидатом к нему Р. К. Преженцов, депутатом дворянства штабс-капитан Т. А. Бахтин, заседателями дворянской опеки Ф. П. Потресов и Н. Н. Лукашев, кандидатом Я. Ф. Жадкевич.

На всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, по отделу комитета грамотности определена малая серебряная медаль брянской частной воскресной женской школе — за полезную просветительную деятельность ее руководителей и преподавателей.

В заседании брянской городской думы 2 Ого сего декабря рассмотрены были следующие дела:

1. Утверждение журнала думы 30го ноября и 1го декабря. — Журнал утвердить.

2. Доклад управы с квитанциями Государственного Контроля о поверке отчетности за 1892, 1893 и 1894й годы по приходу и расходу сумм, казне принадлежащих. — Квитанции Контроля принять к сведению.

3. Торговое производство на отдачу в аренду городских базарных ларей, столов и месть под балаганы. — Торги утвердить.

4. Заявление арендатора деревянной лавки № 4й П. И. Касилова, об устройстве теплой конторки в лавке. —  Заявление Касилова отклонить.

5. Выборы торгового депутата вместо отказавшегося. — Выборы отложить.

6. Доклад управы и ликвидационной комиссии городского банка о согласии с наследниками П. Г. Порошина об уплате долга банку. — Принять к сведению

7. Отношение правления киевского округа путей сообщения по вопросу о благоустройстве пристаней в населенных пунктах. — Принять к сведению и поручить городской управе представить думе свои соображения.

8. Доклад управы по вопросу об обложении налогом железнодорожных казенных построек, состоящих на городской земле. — Принять к сведению.

9. Доклад ее же о несостоявшихся торгах на отдачу в аренду городской бойни. – Поручить управе сдать бойню хозяйственным образом.

10. Заявление крестьянина Т. М. Бибикова об отдаче в аренду городских рыбных озер.— Поручить управе сдать озера по своему усмотрению.

11. Выбор членов податного присутствия по раскладке сбора с негильдейских предприятий. – Избраны членами: Д. Ф. Федоров, С. П. Коростелев и И. М. Гридин. Кандидатами к ним: А. С. Бильдин, Д. А. Бабкин и П. В. Пайкеров.

12. Доклад управы о сносе балаганов Касилова, Шульгина и Жердева. – Доклад принять и балаганы снести.

13. Заявление П. В. Черкасова, В. Ф. Иванова и Е. И. Розанова об отдаче в аренду участков земли под усадьбы. – Отклонить.

14. Рассмотрение отчета о действиях ликвидационной комиссии городского банка за 1894й год. – Избрать ревизионную комиссию из следующих лиц: Ф. Г. Новикова, А. П. Комарова и А. Д. Комарёва.

15. Доклад ликвидационной комиссии о действиях ее по исполнению постановлений думы от 25го ноября 1894 года. – Принять к сведению.

16. Прошение Т. Д. Аршиновой, М. А. Судейкина, М. М. Сазонова, Е. И. Никольской и А. М. Боголюбской о сложении долгов и процентов взыскиваемых с них ликвидационной комиссией городского банка. — Уменьшить на половину платежи Аршиновой и Судейкина, прошение Сазонова оставить без последствий, ходатайство Никольской удовлетворить и сложить, платеж Боголюбской.

17. Прошение вдовы почетной гражданки М. К. Тупатиловой о пособии.—Передать в совет благотворительного общества.

18. Прошение крестьянки Е. Г. Солодовой о сложении с нее арендной платы 2 р. 50 к. в год за участок земли под усадьбой в Лубянках. — Недоимку сложить.

Даем место следующему заявлению, которое более чем благовременно именно теперь, при предстоящих торжественных богослужениях.

«Присутствуя бго декабря в соборе на поздней обедне, нельзя было не видеть, как у нас в Брянске еще много неурядицы и невежества. При общем внимании к совершаемому богослужению, спокойствие молящихся было нарушаемо несколькими бесцеремонными лицами, по-видимому мещанами, которые протискиваясь вперед к клиросу, расталкивали и разбивали строй детей-гимназисток, и оттеснив их первый ряд назад — преспокойно поместились у них перед самым лицом. Но положение этих детей еще более ухудшилось,  когда при известных молитвах им пришлось становиться па колени: тут уж, благодаря тесноте, им, бедным, нужно было тереться о смазные сапоги и одежду впереди стоящих  невежд. Во избежание на будущее время подобного безобразия, следовало бы установить навсегда такой порядок, чтобы в царские и торжественные дни, во время поздней обедни в соборе вся передняя часть храма от колонн оставалась только для учащихся и служащих с их семействами. Везде так водится и строго соблюдается. И установить такой порядок нетрудно: стоить только раз - другой не допустить кого не следует за означенную черту —и порядок привьется незаметно. В такие немногие в году дни служащие и учащиеся обязаны ex officioприсутствовать при богослужении, почему им и должно быть отведено место впереди и надо оградить их от толкотни и давки.

Затем, кстати, нужно еще сказать и о крайне неудобном  обычае, существующем у нас издавна — это подавать лошадей к паперти собора в то время, когда публика, по окончании службы, густою толпою выходить из храма. Подъезжают два - три экипажа, а несколько сот людей должно тесниться, пугаться и давить друг друга. Устранить это неудобство очень легко: именно, подавать лошадей не к паперти, где и без лошадей тесно бывает, а на мостовой, к тому проходу, который сделан между двух палисадников: он видимо и устроен для этой цели».

С недавнего времени в некоторых магазинах и на улицах появилась афиша некоего хиромантка А. Матфео (интересно бы знать — к какой национальности принадлежит сей господин?). Этот Матфео, «френолог и физиономист», как он рекомендует себя, во-первых — «преподает советы» (какие советы и чего именно— афиша не говорить) и во-вторых «предугадывает прошедшее (предугадывает совершившееся!), настоящее (тоже недурно) и будущее» (?). За свои сеансы Матфео объявил цену всего в несколько копеек, «люди с ограниченными средствами платят по своему усмотрению»“ а «бедным  бесплатно», (экая доброта, подумаешь). Говорят, этот Матфео когда-то подвизался, на театральных подмостках. Но кто бы ни был  сей «предсказатель – угадыватель» (титул тоже из его афиши), профессия, избранная им, может возбуждать лишь самое глубокое прозрение, и непонятно — как и почему дозволено у нас подобное шарлатанство, успех коего прямо рассчитан на невежество толпы, особенно падкой на такие сеансы в предстоящие дни святок.

Всесильная реклама сделала свое дело. Так оно конечно и должно быть. «Первый просветитель русской гармонии в России и за границей» дал  у нас два концерта, и, говорят, сборы были полные. Говорят, в клубной зале просто стон стоял от восторженных рукоплесканий. Да и в самом деле, как по придти тут в энтузиазм, когда перед вами «просветитель гармонии», дававший концерт, наприм. в «Лейбциге в театре Хрусталь-палац, когда перед вами человек, увешенный «орденами от директоров театров», и когда он получил лиру, «как первому в России гармонисту самоучки, достигшему играть»… и проч. Все выражения, отмеченные кавычками приведены в орфографии брошюры-рекламы концертанта. Между прочим, отсюда же мы узнали, что этого гармониста, по словам Figaro – «тамошние (т. е. русские) крестьяне прозвали народным Рубинштейном». Est modus in rebus. На все есть мера, а бессовестному французскому вранью наипаче. Если брянский интеллигент в 1895 году дорос только до восхищения гармонистом, «подвизающим на летней сцене», то русский мужик, сравнивающий «просветителя гармонии» с гениальным Рубинштейном – это что-то такое уж непонятное, перед чем всякий поневоле станет в тупик, это геркулесовы столбы беззастенчивого, самого бесшабашного вранья, которым можно влиять лишь на темную массу, на публику совершенно невежественную.

Как-то Мельхиор де Вогюэ в одной из своих статеек, помещенных в Revue des deux mondes, сказал такой комплимент, что он слышал-де как лакей графа Л. Н. Толстова пел Бахметевскую «Бородушку», аккомпанируя себе на балалайке...

Просто стыдно становится за подобных просветителей, и в данном случае не знаешь даже кому отдать пальму первенства, но кажется и Revue и Figaro — оба лучше. Хорошо также общество, идущее в поводу рекламы и всевозможного вздора.

В четверг, 21го сего декабря, в 6 часов утра в мастерских механико-технического училища произошел пожар. Огонь скоро прекращен был городской командой и членами вольно-пожарного общества. Убыток от пожара простирается до 200 рублей.

В воскресенье, 17го сего декабря, прибыл в Брянск старший советник орловского губернского правления В. Л. Иванов для ревизии делопроизводства полицейского управления, исполнительных полицейских чиновников и городских учреждений.

На приветствие командира Каширскаго полка по случаю нового года, посланное в Бордо командиру 144го пехотного полка, Е. А. Скупио получил следующую телеграмму:

Les officiers du 144 régiment français remercient leurs camarades du 144 régiment russe et leurs adressent avec meilleurs souhaits l’assurance de leur franternelle affection.

Colonel de Geyer d’Orth*

__________________

Офицеры 144 пехотного французского полка благодарят своих товарищей 144 русского полка и шлют им вместе с лучшими пожеланиями уверение в их братской приязни.

Полковник де Гейер дОрт. 

10го сего декабря у мещанина Н. Карташова уведена со двора корова.

В минувшее воскресенье, 17го сего декабря Свенскую церковно-приходскую школу посетил епархиальный наблюдатель о. Михаил  Космодамианский в сопровождении председателя брянского училищного совета о. Попова и уездного наблюдателя о. В. Гробовского. Как нам сообщают, оо. визитаторы остались весьма довольны успехами учеников и выразили свою благодарность преподавателю Ф. В. Грамузову. Устроенная Свенским монастырем и поднятая нынешним наетоятелем его, о. игуменом Варсонофием, школа действительно отвечает нуждам населения, главнейше Тимоновки, числящейся в приходе городского собора. По настоящему, причту этого последнего следовало бы взяться за дело обучения своих прихожан. Так, по крайней мере можно судить по отзыву официального отчета, который в отношении подобных причтов выразил желание даже воздействия высшей епархиальной власти.

Позволим привести здесь подходящую выдержку из недавнего циркуляра пензенского епархиального начальства:

«В предупреждение леностных занятий со стороны учителей-дьяконов из окончивших семинарский курс – епархиальное начальство отселе вменяет всем дьяконам-учителям в непременную обязанность при подаче прошений о перемещении на другие дьяконо-учительские места и об определении на места священнический всякий раз представляет от епархиального училищного совета справки о занятиях в школах».

Мере этой нельзя не сочувствовать, в особенности она должна бы получить широкое применение у нас, где леность и коснение во всем кроме разврата в самом обширном  значении сего слова — поразительные.

12го января, по случаю десятилетнего существования свенской школы, предполагается в ней устроить елку. Как и в прежнее время, главным  вкладчиком  подарков для детей — все тот же почтенный Алексей Никифорович Комарев.

Кстати пользуемся случаем заявить, что о. Варсонофий остается игуменом Свенска, отставка его непринята владыкой. Остается и монастырский казначей о. Алфилохий.

Под заглавием: «Что мы пьем», в Новом Времени помещена следующая любопытная заметка, которая получает особый интерес в виду приближающихся праздников.

«Приступая к разработке вопроса об упорядочении производства и торговли напитков, содержащих в себе алкоголь, Министерство Финансов поручило члену технического комитета при департаменте неокладных сборов действительному статскому советнику Кучерову произвести химическое исследование виноградных вин, обращающихся в торговле во всех губерниях Империи.

Результаты исследования получились весьма интересные. В южных губерниях белые вина:

Токай – по составу приближается к настоящим токайским винам тощих и кислых сортов.

Портвейн – подходит к обыкновенным портвейнам низших сортов.

Дрей-Мадера – слишком высокое содержание сахара, слишком низкое золы и в особенности фосфорной кислоты существенно отличают это вино от настоящей мадеры. Химическое исследование показывает, что главную роль в изготовлении ее играло обыкновенное вино. Сравнительно большое количество спирта, экстракта и сахара уясняется и в самый характер операции, совершенной над обыкновенным вином для получения продукта, называемого дрей-мадерой, и которое вообще представляет плохую имитацию мадеры.

Венгерское – мало подходит к этому типу.

Сотерн старый – по составу подходит к фруктовым винам, не может быть отнесен к разряду цельных вин и содержит в себе сернистую кислоту.

Малага старая – существенно уклоняется от состава настоящей малаги: исследования показывает, что этот напиток приготовляется из обыкновенного вина подслащиванием его патокой.

Вина красные:

Рогом южного берега Крыма — подслащено и спиртовано.

Кахетинское  красное — спиртовано и подслащено.

Церковное вино – тоже самое, сильно спиртовано и подслащено, и подкрашено черничным соком.

Висант смирнский – нет виноградного сока, приготовлен из изюма и карамели.

Красное вино – все факторы и отношения состава совершенно ненормальны; вино это вполне искусственное, содержит в себе много камеди и салициловой кислоты.

Натуральное крымское столовое вино – натурально содержит салициловую кислоту.

Натуральное крымское белое вино – слегка подслащено, сильно спиртовано.

Херес – подслащено и спиртовано еще сильнее чрезвычайно дурная имитация хереса, содержит много салициловой кислоты.

Лафит – сильно подслащено и спиртовано.

Кагор — тоже самое, но еще подкрашено черникой.

Кизлярское красное боченочное – настоящего вина в нем весьма мало, состоит из всевозможных специй, спиртовано, подслащено, подкрашено и т. д.

Вина для исследования взяты были у крупных виноторговых фирм юга.

В средних губерниях Хереса те же, что и в юных губерниях. Портвейн белый даже вовсе не происходит от виноградного сока, а составлен вполне искусственно. Белое вино спиртовано, подслащено, виноградного вина наполовину, остальное примеси. Мадера попадалась двух видов: либо совершенно искусственная, либо имитация из обыкновенного вина с небольшой примесью настоящей мадеры низших сортов. Русское белое виноградное вино – сильно разбавлено водой, спиртовано и подслащено. Точно также приготовлены белый чихирь и белое виноградное вино. Красное вино – подслащено патокой и подкрашено черникой. Бочечное красное – сильно разбавлено водой, спиртовано и подслащено; в большинстве случаев это полувино.

Сибирь по-видимому натурального вина не знает.

В северных губерниях все вина такие же, как и в средних, но более фальсифицированы.

В западных  губерниях вино гипсовано, фальсифицировано, в портвейне и многих  других винах попадаются ясные следы меди и свинца».

Теперь, после этих строк, столь убедительно говорящих о фальсификации чуть ли не всех виноградных вин (просим обратить внимание на средние губернии), можно себе представить положение человека, читающего (наприм. в прейскуранте товарищества бр. Комаревых) такие прелести: «Вина своего розлива: Красное столовое за бутылку 30 копеек; тоже, лучшее — за бутылку 35 копеек", и т. п., при этом бутылка ценится особливо в 5 копеек.

Покойный Авдеев (автор романа: «Подводный камень») как-то привел в одной из петербургских  газет выдержку из карточки вин, попавшейся ему где-то на Волге, причем за образец взята была им мадера приблизительно в такой постепенности:

Мадера обыкновенная .        .        .        .        . 1 р. –

Мадера хорошая  .        .        .        .        .        . 1 р. 50 к.

Мадера лучшая    .        .        .        .        .        . 2 р. –

Мадера старая      .        .        .        .        .        . 2 р. 50 к.

Мадера очень старая    .        .        .        .        . 3 р. –

Дрей-мадера обыкновенная .        .        .        . 4 р. –

Дрей-мадера хорошая  .        .        .        .        . 5 р. –

Дрей-мадера лучшая    .        .        .        .        . 6 р. –

Дрей-мадера высокий сорт  .        .        .        . 7 р. –

Дрей-мадера старая      .        .        .        .        . 8 р. –

Дрей-мадера Тревье (tres-vieux)    .        .        . 9 р. –

Мадера настоящая .      .        .        .        .        . 10 р. –

Весьма немудрено посему, что от вливания в себя всевозможной бурды, притом в неумеренном количество, число гастрических заболеваний усиливается именно и всегда на праздниках с розговинами, и как ни крепок русский желудок, для которого выработался даже особый афоризм (что русскому здорово — то-де немцу смерть), но случается и тут не без серьезных последствий. По истине, диву просто даешься, когда читаешь на этикетах все эти изумительная: Faialisce, Lisabonisce, Santurinisce своего собственного «розлива» и ценою «лучшее» в 30 копеек за бутылку.

Борисоглебский херес и кашинская мадера давно стали синонимом всякой дряни, сбываемой под именем виноградного вина, и все-таки иной считает  своим непременным долгом на праздниках «пройтись по хересам» со всевозможными предлогами к выпивке, что иногда кончается положением риз, зеленым змием, а иногда чертиками (delirium tremens).

ТОЛМАЧЕВСКИЙ СИНОДИК

Это печатная книга в лист, с гравюрами грубо раскрашенными от руки. Издана она в прошлом столетии*. Переплета, каковой должен был быть кожаный с тиснением – не сохранилось, но листы (числом 38) в порядке, за исключением второго, несколько поврежденного в правом верхнем углу, и третьего немного помятого вследствие частого и неправильного или вернее поспешного его складывания и слегка надорванного.

На четвертом листе следующая надпись церковным полууставом: «Сей синодик Брянской округи села Толмáчева церкви Николаа чудотворца: тщанием священника Григория Романова. Писал 1787 года месяца октября 10 дня оного же села ……. сын ……» Имя писавшего выскоблено, так что прочесть его невозможно.

На обороте 21го листа написан в новом изложении ответ преподобной Афанасии о трапезе нищим до сорока дней по преставлении (Повесть преподобной игуменьи Афанасии весте с иллюстрацией к ней находится на л. 22а)

Вслед за последним, 38м листом предисловия, на коем находится «Зерцало грешного», на л. 39м в рамке помещена надпись киноварью: «Помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь прежде почивших века сего от Адама и до сего дни». Затем на обороте 39го листа идут патриархи от Иова до Адриана, после чего следует запись

Благочествиых царей, цариц, князей и княгинь и чад их:

Иоанна Алексеевича. Алексиа Михайловича.

Благочестивейшего Государя Императора Петра Первого. Преставися в лето 1725 генваря 28.

Императора Петра Второго. Перставися в лето 1730 генваря 18.

Бывшего Императора Петра Феодоровича.

Императрицы Екатерины Алексиевны.

Императрицы Анны Иоанновны.

Императрицы Елисаветы Петровны.

Великой Княгини Натальи Алексиевны.

На 40и листе запись:

а. Преосвященных митрополитов: Тимофея, Афанасия, Серафима, Филарета, Иосифа.

Боголюбивых архиепископов: Платона, Амвросия убиенного, Тихона, епископа Никодима (1), архиепископа Иннокентия (2), Смарагда (3), Евлампия (4), Поликарпа (5), Досифея (6), Ювеналия (7).

Православных воинов за веру и отечество на брани убиенных.

б. Архимандритов, игуменов и ввесь священнический, схимонашеский и монашеский чин и ввесь  причет церковный.

Игуменов: Иакова, Гаврила, Паисия, Пахнутия, Палладия, архимандрита Геннадия, Моисея, Площанской пустыни архимандрита Моисея.

Затем идет несколько имен иеромонахов и протоиереев.

На лл. 41 и 42 под заголовком: «Когда и в какие дни отправлять литургии и панихиды» - помещен ряд иереев, причем у некоторых проставлено время совершения поминовения, а у других такие отметки: иерея Андрея – «измер(з)шего» (л. 40а); иерея Агапия – 2 декабря; Георгия – 8 июня; Никиты – июля 6го; Иоанна – 12 июля; иерея Антония убиенного; Евпла – умре ноября 2го дня 1828 года; иерея Владимира – 1834 года генваря (л. 41 б).

На л. 42м: Род священника села Толмачева Андрея Тихвинского, где первым записан архимандрит Геннадий.

На л. 43 имена дьяконов.

На лл. 44 – 45а идут имена без означения их принадлежности, с прибавлением лишь у некоторых времени кончины, причем самая ранняя дата при имени Никона: «Преставися 1792 года маиа 27 дня».

Далее идет запись жен (46 – 47а), девиц (48), мужских младенцев (49) и женских (50).

На лл. 51 – 52: Род господина Ивана Семеновича сына Козелкина.

Здесь в графе для означения времени служения панихид встречаются месяцы и числа, но так как имена записаны по три в ряд, то не только трудно, а почти невозможно отнести к кому-либо определенно эти поминовения, собственно дни преставления членов рода Козелкиных. Лишь у некоторых имен есть точная дата. Так, у имени Симеон стоит: «12 иуня 1788 года преставися Семен Иванович» (51а). «Девицу Марию. Умре маия 28го дня 1824го года» (51б). «Иулианию. Преставися 1786го года». Поминовение 27го мая (52а). «Протоиерея Василия. Преставися 1819го года». Паннихида 10 апреля (ibid.). «Агафия. Умре 1820 года». Паннихида 11 апреля (ibid.). «Девицу Марию. Умре 1828 года ноября 9 дня» (ibid.). На этой же стороне записана схимница Анфиса, преставившаяся 28го октября, какого года – неизвестно.

На лл. 53 – 54 записан род Афанасия и Данилы Козелкиных. – Недостатки в записях здесь те же что и в предыдущей статье. Приведем несколько имен отсюда в хронологическом порядке дат:

Евфросиния Григорьевна + 27 апреля 1773.

Устинья Петровна. 10 июня 1786.

Надежда (младенец). 12 декабря 1797.

Николай. 1 сентября 1813.

Николай. 17 июня 1827.

Елисавефа.  25 января 1835.

На л. 55м записан «Род простонародтя».

Л. 56й: Род священника Василия Горохова и

Л. 57й: Младенцев мужских, но здесь же записан иерей Лев, умерший 11 января 1874 года.

На этом кончается синодик. Далее идут чистые листы.

Некогда село Толмачево принадлежало Козелкиным,  почему записи о членах сего рода и отличаются некоторой тщательностью, но в общем помянник веден небрежно, особенно за последнее, ближайшее к нам время. Между прочими в записях отразился брянский говор. Так, читаем:: Пахнутия (406), Евхросиинию (50, 54), ввесь (406): последняя форма есть переход от местного простонародного: «увесь» (с кратким у) в говору мещанскому.

 

* Подробнее о сем издании синодика, за ознакомление с котором приносим глубокую благодарность П. М. Глухову – см. у Д. А. Ровинского: Русские простонародные картинки, т. III, стр. 190 sqq., и у Е. В. Петухова: Очерки из литературной истории синодика. СПб., 1895.

** (1) Быстрицкий: на орловской кафедре был с 1828 по 1839 год

(2) Сельнокринов, 1840. Скончался в пути.

(3) Крыжановский, 1844 – 1858.

(4) Предшественник Марагда, 1840 – 1844.

(5) Радкевич, 1858 – 1867.

(6) Ильин-Протопопов, 1798 – 1817.

(7) Карюков, 1876 – 1883.

ДЕКАБРЬ

24 Нед. 31я свв. Отец (Глас 6й). Примц. Евгении, Клавдии, прп. Николая. Седмица 32я по Пятидесятнице.

25 РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Престольный праздник в Рождественской церкви.

26 Собор Пресвятой Богородицы. Св. Иосифа.

27 Св. Феодора, арх. Константинопольского. Св. пермч. Стефана.

28 Свят. ап. Никанора. Св. 20.000 муч. в Никодимии.

29 Св. 14.000 младенцев в Вифлееме избиенных.

30 Суббота по Рождестве Христове. Св. ап. Тимона, мч. Анисии.

Базары были изрядные в продолжение всей недели. Большой подвоз был свиных туш из Карачева, Ливен, и проч.., много было и своей местной свинины: продавали 2.50 – 3.20 п., гуси 13 к. ф., индейки 13 – 15 к., утки 90 к. 1 р. пара. Из Почепа много было соленой баранины, продали 1.60 к. п. Почепских колбас также было много, и шли они от 10 – 11 к. ф. (из лавок 12 – 14 к. ф.). Овса было довольно, и он в большом спросе, продали 38 – 45 к. п.., мука ржаная 48 – 50 к. п., масло коровье (топленое) продали в лавки 10 р. 50 к. п. Яйца 20 – 25 к. десяток. Мяса привозного (свежего и солонины) было очень много, равно и щепного товара, и цены на них стояли дешевые. – Погода ровная, без больших морозов. Большое предложение рабочих рук, но спроса нет. Временный мост против базара на лед не совсем исправен.