№7, 01 (18.02) марта 1896 г.

Высочайшим приказом по Министерству Народного Просвещения, директору брянского механико-технического училища статскому советнику Докторову —всемилостивейше пожалован орден св. Станислава 2й степени, и преподавателю того же училища Михайлову — тот же орден Зй степени.

 

Высочайшим приказом, преподаватели механико-технического училища: Михайлов и Яковицкий утверждены в чине коллежского асессора, первый со старшинством с 14 августа 1890 года, а второй с 21 сентября 1891 го года.

Высочайшим приказом по ведомству Министерства Юстиции, городской судья 2го участка города Брянска коллежский секретарь Незнамов произведен в титулярные советники.

Высочайшим приказом 3го сего февраля подпрапорщик Дорогобужского полка Приземлин — произведен в подпоручики с переводом в 24й пехотный Симбирский полк.

Два года тому назад жителями Привокзальной слободы возбуждено было ходатайство об учреждении в названной слободе самостоятельного прихода при имеющейся там церкви. По неизвестным причинам ходатайство это оставалось, однако, без результата до последнего времени. Между тем, при трехтысячном населении слободы, состоящего преимущественно из железнодорожных служащих и рабочих двух железных дорог, а также из разного торгового и промышленного люда, имеющего в слободе постоянную оседлость — отсутствие местного церковного причта давало себя знать очень значительными неудобствами. Неудобства эти обусловливались с одной стороны — отдаленностью слободы от города, особенно во время полой воды, когда переправа ведется на лодках или даже совсем прекращается в ночное время, и во время ледохода; с другой – отсутствием внутренней духовной связи между приходом и священнослужителями и невозможностью образования того, что называется общественно - приходской жизнью и приходских учреждений.

Ныне, как нам сообщают, дело это наконец обещает увенчаться успехом. На днях вернулся из Петербурга уполномоченный прихожан означенной слободы, г. Морозов, которому поручено было ходатайствовать в Святейшем Синоде об удовлетворении просьбы прихожан означенной слободы. Г. Морозов при личном свидании с товарищем обер-прокурора Св. Синода, тайным советником В. К. Саблером, получил обещание, что ходатайство слобожан будет удовлетворено и соответствующее распоряжение об этом будет сделано немедленно.

В минувшее воскресенье при женской воскресной школе врач Каширского полка А. А. Религиони открыл популярные чтения по гигиене, знание которой, хотя бы в самых элементарных чертах, так необходимо положительно для каждого, а женщине в особенности.

По поводу сих лекций, во всех церквах прочитано было составленное о. благочинным следующее воззвание:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

С 11го февраля сего 1896 года, по воскресным дням в 2 часа по полудни при брянской женской воскресной бесплатной школе исключительно для женщин открываются чтения по гигиене, т.-е. о сохранении и улучшении нашего здоровья и о предупреждении заболевания. С великою и искреннею радостью приветствуем мы это весьма и весьма полезное и доброе дело. Ведь здоровье — великий дар Божий. Как дорого здоровье — это скажет тот, кто потерял его. А потерять здоровье очень легко, за то вновь прибрести его очень трудно, а подчас даже и невозможно. Многие преждевременно сходят в могилу, иногда в самом цвете лет, только потому, что не умели беречь своего здоровья. Предполагаемые чтения научат нас, как нужно жить, питаться, одеваться, работать, отдыхать и развлекаться, что нам вредно и полезно, чего избегать и к чему стремиться. Труд ведения чтений по гигиене взял на себя один из добрых и опытных врачей. Великое спасибо и честь ему за это!

Благочестивые сестры! Исключительно для вас устрояются эти чтения. Спешите же послушать их, прилежно внимайте, и пользуйтесь ими в вашей домашней и семейной жизни. Аминь!

 

Первая лекция собрала довольно большую аудиторию, и в числе слушательниц можно было видеть не только детей и подростков, обычных посетительнице школы, но и взрослых особ.

В течение декабря и января на брянском участке московско-брянской железной дороги производились изыскания новых вариантов линии. Направление пути в частностях несколько изменится сравнительно с утвержденным проектом, хотя изменения эти в общественно-экономическом отношении не будут иметь почти никакого значения, ибо исключительною целью их являются чисто технические соображения.

В публике существует мнение, что при изысканиях линии железных дорог строители иногда обходят населенные промышленные и торговые пункты в виду того, чтобы получить наивозможно кратчайший путь; что удлинение пути, вследствие отклонений в сторону, есть главная причина, почему нередко обходятся даже города.

Мнение это верно только для очень значительных отклонений, когда уже намечены главные пункты. Направление линии между главными пунктами выбирается почти исключительно в зависимости не от вопроса о количестве верст, а от вопроса о стоимости сооружения одной версты. Чем меньше насыпей и выемок, чем удобнее в строительном отношении место, чем менее болот и оврагов, чем следовательно менее земляных работ на версту, менее мостов и менее самые отверстия мостов, блогоприятнее условия относительно карьеров каменных, песчаных, и т. д., тем верста будет стоить в исполнении дешевле. И это главная цель строителей. Для строителей выгоднее затратить миллион на удлинение линии на несколько верст, чем потерять сотню тысяч на увеличение средней стоимости версты. Расчет здесь очень простой. В пределах возможных уклонений в сторону, количество грузов, могущих пройти по линии, не изменится от того, что линия минует несколько населенных центров, оставив их в стороне на какой-нибудь десяток верст. Значит, все, что могут дать эти пункты для железной дороги, они дадут, хотя бы и остались в стороне (другое дело, конечно, что даст им, в свою очередь, железная дорога, а также, что будет значить удлинение линии для транзитных грузов). Количество грузов будет составлять, можно сказать, величину постоянную. Доход дороги при этом условии будет приблизительно прямо пропорционален количеству верст, по которому пройдет этот груз, т. е. длине дороги. В то же время этот доход даст известную постоянную среднюю величину на версту пути, представляющую больший или меньший капитал. Ясно, что чем дешевле обошлась в постройке одно-верста, чем менее представляемый ею капитал, тем выше будет доходность дороги, выше процент на затраченный капитал. Словом, сокращать длину главного пути для железнодорожных обществ нет никакого резона; удешевлять же стоимость сооружения каждой версты и стоимость содержания пути при равенстве всех прочих условий     значит поднять процент на капитал. А это и есть главная цель всех промышленных, коммерческих и прочих капиталистических обществ.

Придельный праздник св. Алексея митрополита, что в Нижне-Никольской церкви, в нынешнем году, благодаря усердию нового старосты, подполковника В. П. Гамулецкого, отличался торжественным и по истине благолепным служением. Пело два стройных хора, соборный и свой, успенский, которые за всенощной сходились на литии, во время полиелея и на великом славословии. Также и в обедне некоторые песнопения исполнены были совместно обоими хорами. Кроме своего приходского священника, о. В. Попова, в богослужениях участвовало двое полковых: дорогобужский и каширский. После обедни почтенный ктитор раздавал желающим житие святителя Алексея.

Нам сообщают, что в видах оказания помощи недостаточным воспитанникам механико-технического училища, при заведении этом учреждается попечительство. Но так как на первых порах это последнее само нуждается в некоторой поддержке, то для воспособления основному фонду его в непродолжительном времени предполагается дать спектакль.

В воскресенье, 11 го сего февраля, как уже известно из объявления, состоялось открыто бесплатной читальни, устроенной вольно-пожарным обществом в помещении думы. Открытию предшествовало избрание попечителя читальни, каковым почти единогласно избран Н. Н. Зорич, затем следовало молебствие с произнесением обычного многолетия, перед коим сказал слово о. В. Александров. В заключение городской голова обратился с благодарственною речью к председателю вольно-пожарного общества, после чего, объявляя читальню открытой, А. М. Баженов прочел список следующих изданий, получаемых для читальни: «Новое Время», «Орловский Вестник», «Орловские губернские Ведомости», «Нижегородский Листок», «Свет», «Биржевые Ведомости», «Ремесленная Газета», «Пожарный», «Мир Божий», «Природа и Люди», «Родина», «Читатель», «Русский Паломник», «Развлечение», «Северный Вестник», «Пожарное Дело» и «Нива».

На днях покинул Брянск Д. П. Маркузон, старший врач уездного земства, прослуживший в этой должности двенадцать лет. Знавшие почтенного Давида Петровича без сомнения прочтут эту весть с грустью, ибо всем он известен был как хороший, сведущий и опытный врач и еще более как прекрасный человек. Особенно памятна будет благотворная деятельность г. Маркузона по переходе его из уезда в город, когда вместе с г. Фрумкиным он принимал такое участие в оздоровлении Брянска во время эпидемии, бывшей в 1892м году. Искренним сожалением провожает его общество, и к этому чувству мы присоединяемся всецело.

Ф. М. Бауэр, известный виртуоз на цитре, в непродолжительном времени предполагает дать у нас концерт.

В последнюю сессию орловского окружного суда между прочим рассматривалось дело о персидском подданном Акопе Казарове и крестьянине Хачатуре Бодалове, обвинявшихся в покушении на мошеннический сбыт медных жетонов за золотую и серебреную монету (см. Брянский Вестник 1895 года, № 43). Вердиктом присяжных подсудимые признаны виновными, и первый из подсудимых приговорен к заключению в тюрьму на шесть месяцев, а другой на год.

Дело мещанина Панфилова, обвинявшегося в краже со взломом лавки еврея Ульянова, и затем в продаже похищенного чая почепскому еврею Клемперту — кончилось оправданием подсудимого.

 

Громадный интерес возбудило к себе дело губернского секретаря Малько, обвинявшегося по 1451 и 1454 ст. уложения. Подсудимого защищает присяжный поверенный И. П. Драгоманов. Исход процесса сообщим в следующем нумере.

В Брянске учреждается общество врачей. На нескольких предварительных собраниях медицинского кружка уже выработан проект устава сего общества, и в непродолжительном времени он должен пойти на утверждение подлежащей власти.

В воскресенье, 18го сего февраля, на катке вольно-пожарного общества имеет быть первое состязание конькобежцев-любителей. Двум лучшим конькобежцам по резвости будут выданы призы, состоящие из серебряных вещей. Начало бега в 5 часов.

Собрание брянского благотворительного общества, назначавшееся в воскресенье, 11 го сего февраля, за неприбытием должного числа членов — не состоялось.

Как велика у современного человека жажда легкой наживы, доказывает следующий случай. В минувшее воскресенье, как нам сообщают, опять повторилась мошенническая штука с продажею якобы фальшивых кредитных билетов, причем в качестве сбытчика фигурировало лицо, уже давно известное полиции по своим проделкам именно в этом роде.

  В д. Яблони у крестьянки Прудниковой похищено богомолом (странником) 2 рубля.

— Ходят настойчивые слухи, что в с. Полпине совершено-де зверское убийство двух человек.

— По официальным сведениям, во время метели, бывшей в ночь на 2е февраля, в  Брянском уезде найдено замерзшими восемь человек.

В редакции получено следующее письмо от председателя земской управы В. Н. Лукашова:

«В нумере 6м «Брянского Вестника» сказано, что со вступлением меня на должность председателя брянской земской управы я 11 го декабря 1894 года отказал комитету народных чтений в помещении в доме земства для народной аудитории. Этого сделать я не мог, так как вступил в должность 22го декабря 1894 года».

С особенным удовольствием перепечатываем у себя заметку «Калужских Губернских Ведомостей», трактующую о собраниях духовенства. Все сказанное здесь —  неоспоримая истина, и весьма, весьма было бы желательно, чтобы добрый пример  калужских священников получил применение и у нас.

В конце этой статьи, между прочим, говорится о миссионерском значении торжественных богослужений.

У нас, в Брянске, нет ни раскольников, ни глаголемых старообрядцев, но нечто неизмеримо худшее и гораздо более опасное представляет собою тот индефферентизм и то сказать бы бравирование церковью, какое замечается в так называемом интеллигентном классе, который отличается полнейшим невежеством относительно всего, что совершается в храме, даже внешнюю сторону богослужения он вряд ли может  уяснить себе, о внутреннем же смысле священнодействий, об этом высшем понимании совершаемого в храме — и говорить нечего.

«И ныне, как во времена первобытной церкви, читаем у автора приводимой заметки—жатва велика, требующая многих и многих делателей на духовной ниве».

Печальное, прискорбное сознание, и слышится оно не в одной только Калуге.

От души желаем, чтобы благой почин кружка калужских священников стал добрым примером и вместе послужил к тому «нравственному обновлению», которое было бы лучшим и можно сказать единственным залогом успеха собраний нашего духовенства.

*

«Современная жизнь предъявляет священнику весьма много разнообразных требований, так что каждый истинный пастырь церкви всегда может находить достаточно для себя дела в сфере своего прихода. И ныне, как во времена первобытной церкви, жатва велика, требующая многих и многих делателей на духовной ниве. Но бесспорно и то, что молодой священник, встречая на пути своей деятельности препятствия, и наоборот — не находя или находя весьма мало сочувствия себе в окружающих лицах, часто теряет значительную долю своей пастырской энергии, с какою обыкновенно вступает в жизнь, и если нельзя сказать что он совсем обезличивается и засасывается господствующей рутиной, то во всяком случае достаточно подпадаешь под ее нежелательное влияние, мало-помалу делаясь из пастыря только исправным требоисправителем и лишь порядочным человеком. Поэтому-то нельзя не сочувствовать, нельзя не приветствовать идущее из среды самого духовенства стремление находить необходимую поддержку и опору в многотрудной пастырской деятельности среди самого же духовенства, в тесном взаимообщении его членов между собою, в ближайшем объединении его интересов.

К числу таких желательных явлений нужно отнести происходящие в Калуге с лета прошлого года братские собрания приходских священников. Начавшиеся по инициативе небольшого кружка молодых священников, собрания эти с каждым разом все увеличиваются в числе своих членов, что лучше всего свидетельствует о приносимой ими пользе сознаваемой самим духовенством.

Происходят они таким образом. Почти каждую неделю, в воскресный или праздничный день, а иногда и в будни вечером, все участники этих собраний сходятся в квартиру одного из них, заранее назначаемую по очереди. Здесь среди простой, патриархальной обстановки священнического дома, в тесном товарищеском кружке и дружеской, чуждой всякой официальности беседе и происходит взаимообщение лиц, связанных единством своего высокого служения. Здесь поведаются скорби и утехи приходской жизни, сочувственно принимаемые и разделяемые  всем собранием.

Здесь обсуждаются и сообща решаются разные недоуменные вопросы и случаи из пастырской практики. Здесь же происходят оживленные разговоры и на темы более общего богословского, школьного и иного характера, причем естественно рассуждающие делятся и обмениваются сведениями, почерпнутыми из чтения научно-богословских сочинений, разных журналов и вообще периодической печати, а иногда тут же прочитывают целиком и наиболее интересные статьи.

В одно из таких собраний, между прочим, проектировано было ознаменовать братское единение торжественным, при участии всего наличного кружка священнослужителей совершением всенощных и литургий в праздники (престольные, придельные, и др.), местночтимые в том или ином храме, т.-е. тогда, когда все остальное духовенство свободно бывает от богослужения. Нельзя не порадоваться этой счастливой мысли, теме более что такие богослужения несомненно будут привлекать в храме большее количество православных молящихся и будут более располагать их к молитве, а во вторых, будут иметь и миссионерское значение, в виду того, что праздничные богослужения при некоторых церквах (особенно — где есть старинные и особо чтимые иконы) охотно посещаются нашими глаголемыми старообрядцами, на которых богослужение, благоговейно и истово совершаемое многочисленным сонмом духовенства — бесспорно будет иметь спасительное влияние в смысле расположения их к сближению с православной церковью. Остается пожелать, чтобы это благое предположение не осталось лишь pium desiderium.

 

Около 11 часов вечера все участники описанных собраний расходятся по своим домам, нравственно обновленные и сильные сознанием взаимного единения, сочувствия и поддержки».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА

В 38м нумере «Орловского Вестника» помещено одно стихотворение Омулевского (И. В. Федорова), заимствованное газетой из «Восточного Обозрения», где пьеса эта напечатана якобы впервые. Можем сообщить, что стихотворение:

Мне порой пророчат, что с годами

Будет всем на свете легче жить... и проч.

впервые появилось в Петербурге двенадцать лет тому назад, именно в 1884м году, сначала в журнале «Наблюдатель» (январская книжка), затем оно помещено в сборнике, изданном в апреле библиотекой А. Иванова. Содержание этого сборника составляют всего три стихотворения: «Земной рай», «Тайна карьеры»* и посмертное, озаглавленное: «Очень может быть». Это последнее в обоих случаях против напечатанного теперь в «Восточном Обозрении» представляет, однако, разницу, ибо тогда вышло всего лишь три строфы нынешнего: две первых и заключительная, которая в петербургской версии читается так:

О! Тогда (по смерти) — кто хочет иль не хочет —

Всем придется равенство вкусить:

Червь могильный всех равно источить...

Так тому и быть!

Здесь четвертый стих-refrain (вместо: «Очень может быть») по ходу произведения на наш взгляд правильнее.

 

Одно время сборник Иванова во множестве появился в Петербурге не только у букинистов, но и на ларях, теперь же кажется он подобрался.

ФЕВРАЛЬ

18 Нед. 2я. Льва папы. Пр. Агапита, Косьмы яхромского.

19 Ап. Архипа, Филимона. М. Максима, Феодота.

20 Пр. Агафона, Корнилия игумена.

21 Пр. Тимофея, Евстафия, Теория.

22 Пр. Афанасия исповедника. Мч. Маврикия.

23 Преподобного Поликарпа, брянского чудотворца. Праздник в Спасо-Преображенском соборе.

24 Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя.

Подвоз всего был хорош и расторговались порядочно. Овес ссыпали 50 — 55 к., мука ржаная 50 — 52 к., крупа 1.10—1.12 к., жмаки: привозные 27 к. п., брянские (тереховские) 28 к., горох 60 к., сено 18—25 к. п., солома ржаная 10 к. п., картофель 25—30 к. мера, мякина 8—12 к. мера. Грибы соленые, рыжик 2 р. и. Масло конопляное 4.50 к. п. Дрова подешевле: 75 к. — 1 р. воз.

Городская скотобойня, оставшаяся было на торгах за Касиловым в сумме 1.326 р. 50 к., ныне перешла к еврею Русанку, предложившему высшую арендную плату, 1.475 р. Сообщаем эту поправку в отмену прежнего известия, помещенного в семь же отделе.


Бывший Брянский земский врач Д. П. Маркузон поселившись в Почепе...
Продается разная мебель. Покровская гора, Никольский переулок, дом Пармена Латышева, квартира полковника Афанасьева.
Новая художественная фотография Г. К. Бабянского на Московской улице в доме И. И. Семенова у Соборного моста