№12, 05 (24.03) апреля 1896 г.

Во вторник, 26го сего марта, на третий день св. Пасхи, в воспоминание ограничена торговли в воскресные и праздничные дни, в Спасо-Преображенском соборе по окончании божественной литургии имеет быть отправлено благодарственное Господу Богу молебствие.

 

Распорядитель И. Сельчуков.

Брянский местный комитет общества Красного Креста, согласно циркуляру Главного управления Красного Креста за № 4м, 1896го года, сим приглашает к пожертвованиям на устройство убежища имени Императора Александра III для сестер милосердия. Пожертвования принимаются председательницею комитета М. И. Баженовой, товарищем председательницы А. А. Кушлянским и казначеем комитета Г. А. Ивановым.

Товарищ председательницы комитета А. Кушлянский.

 

Казначей комитета Г. Иванов.

Староста брянской кладбищенской Александро-Невской церкви купеческий брат Павел Терехов за заслуги по духовному ведомству Всемилостивейше награжден золотой медалью на Станиславской ленте.

Почтово-телеграфный чиновник 5го разряда богородицкой конторы Сергей Лунякин — перемещен тем же званием в брянскую контору.

В пятницу на прошлой неделе, 15го сего марта, закончились публичные лекции доктора медицины Г. И. Поварнина. Как известно, круг их обнимал заразные болезни, причем лектор остановился преимущественно на трех из них: дифтерите, скарлатине и сыпном тифе. О такой же болезни, распространяющейся чрез частицы шелушащейся кожи, какова например оспа, сказано было лишь слегка, между тем, по нашему мнению, следовало бы поговорить о ней несколько подробнее.

В последнее время явилось мнение, что оспу надо-де предоставлять ее естественному, свободному течению, отнюдь не прибегая к прививке лимфы. Такое убеждение высказано было несколько лет тому назад на одном из собраний шлиссельбургского земства, и, кажется, в этом уезде нет обязательного оспопрививания. Подобное же мнение существует теперь за границей в некоторых местностях. У нас есть целый класс людей (наприм. цыгане), который всеми силами избегает этой предохранительной меры.

Следовало бы посему остановиться на этом вопросе подольше и разъяснить его на основании последних данных науки, причем статистика, ее красноречивые цифры могли бы воочию показать силу этой болезни и страх перед нею.

В прошлом веке, пока не сделалось известно открытие Дженнера, прививки оспы не было, и оспенная эпидемия ежегодно поглощала множество жертв. Против болезни не принималось однако никаких мер. Пораженные оспой еще до полного выздоровления своего свободно появлялись не только в церкви во время богослужения, а даже во Дворце. Так было в Петербурге. Но вот 15го сентября 1755 года издается указ, по которому если в чьем доме в Петербурге или где будет присутствие Ее Величества кто занеможет оспою, корью, лопухою, или какою подобною тем сыпью, после того как оные болезни минутся — ко двору Ее Величества отнюдь не ходить в течение шести недель; а на ком на самом будет оспа, или корь, или лопуха — оных по выздоровлению ко Двору не ходить же два месяца. И для того другим, которые приходить имеют (во Дворец), с вышеписанными домами во время той 6олезни никакого сообщения не иметь.

Так было почти полтораста лет назад.

Нужен был затем пример самой Великой Государыни чтобы убедить народ не только в безопасности вакцинации, но и в пользе ее. Суровые предохранительные меры относительно распространения болезни существовали однако долго.

Что же с тех пор выработала здесь жизнь и сказала наука?

Обращаясь к самым лекциям, мы находим, что они были немного специальны для большой публики, между тем каждый раз  при общедоступных курсах следует предполагать именно такую аудиторию, контингент слушателей мало подготовленных. Очень жаль все таки что посетителей на этих чтениях было сравнительно мало, истинно жаль, говорим, что многие не удостоили своим вниманием этот без сомнения полезный курс, на котором от лица вполне компетентного они услыхали бы горький укор самим  себе за ту небрежность, с какою у нас все еще относятся к жизни и здоровью, этим драгоценным дарам божьим.

Точная цифра чистого дохода от лекций г. Поварнина нам пока неизвестна, но сбор был, кажется, не особенно велик.        

Co6paние думы, назначавшееся на 14о сего марта, за неприбытием законного числа гласных — не состоялось.

Крестьянам деревни Семеновки, Вороновской волости, поля коих в прошлом году пострадали от градобития бывшего 27го июня, на днях земской управой роздано 1.028 пудов хлеба, всего на сумму 596 рублей 16 копеек.

В прошлом нумере «Брянского Вестника», говоря о дешевом воспитании сирот, мы привели один из ярких примеров до чего может дойти такое воспитание. Вот еще один случай, о котором рассказано в «Калужских Губернских Ведомостях».

«Из двух дел, рассмотренных 5го марта в местном окружном суде, одно, говорит автор заметки, обращает на себя особенное внимание по своему характеру и личности подсудимая. Это — дело о разбое, бывшем в Калуге в прошлом году. На скамью подсудимых был введен в арестантском платье, под стражей, почти мальчик. Этот маленький плюгавый человечек, которому едва исполнилось 19 лет, личность которого не внушает ничего кроме сожаления, успел, однако, составить себе печальную известность рецидивиста. Он давно уже занимается воровством, несколько раз судился, отбывал наказание, появлялся там и сям, снова воровал и судился, и до того закалился в преступной деятельности, что наконец решился на открытый разбой».

Опускаем подробности дела, скажем лишь, что преступление совершено ночью над беззащитными женщинами, совершено оно, по сознанию самого подсудимого — им одним и в деле сем фигурировал нож как угроза.

Присяжные признали подсудимого безусловно виновным в разбое, и па основании такого вердикта мальчику вынесен приговор, коим он по лишении всех прав состояния ссылается в каторжные работы на четыре года.

ОРЛОВСКАЯ ВЫСТАВКА ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

Пишу под живым впечатлением обзора этой выставки, который недавно совершил.

Привлечение нашей провинциальной публики к интересам искусства — мысль очень хорошая, почтенная, долженствующая иметь свое развитие в будущем. Любя искусство, я был приятно изумлен удачным началом осуществления этой мысли путем учреждения и открытия первой орловской художественной выставки. Интерес нашей публики к пластическим искусствам слаб и неопределенно выражен, а эта общая холодность к такому делу требовала тем более энергии от инициаторов выставки, энергии успешно приведшей в осуществлению мысль, задуманную обществом изящных искусств. Я говорю о холодности провинциальной публики к искусству и его требованиям, и говорю это не даром: мне известно наприм. что в брянских монастырях хранятся но ризницам церковные предметы художественного значения и высокой археологической ценности, однако эти монастыри скупо отнеслись к предложению устроителей выставки предоставить эти предметы для ознакомления с ними публики, даже более чем скупо — не выставили ничего. Даже в самом Орле есть лица из состоятельного класса жителей, владеющие предметами художественного значения, но не отозвавшиеся на призыв и приглашение общества изящных искусств. Жаль. Уезды же Орловской губернии, за весьма немногими исключениями, остались совершенно глухи к художественному призыву. Тем более следует отдать должное настойчивой энергии, с которой осуществили свое дело устроители выставки.

Переходя к самому содержанию выставки, следует заметить, что наибольшее число экспонатов принадлежит живописи. Главное преобладание представляет, из современного искусства, портретная живопись и пейзаж. Из представителей портретной живописи находим имена Боровиковского, Робильяра, Гордиджиани, Сычева, Ренива, Ге.

Выдающимися нумерами этого отдела следует признать большой портрет Императрицы Елизаветы Петровны Боровиковского; грудной портрет покойного графа Камаровского, необыкновенно тонкой кисти Гордиджиани; портрете старухи с весьма детальной отделкой лица — Сычева; большой портрет работы Ге, изображающий грифа Л. Толстого в его кабинете за письменным столом; другой портрет графа Л. Толстого, как жанровая картинка, на коей граф изображен за письменной работой, в простой избе, сидящим в крестьянской рубахе на скамье перед столом, напротив небольшого окна. По стенам хаты и в углах — обычные принадлежности крестьянской обстановки. Портрет этот работы Репина.

Есть на выставке, по моему мнению, весьма редкое и ценное в историческом значении произведение искусства — это портрет царя Федора Борисовича Годунова, в вышину около одного аршина. Царь изображен не во весь рост, но, примерно, до колен, en face, в короне и во всем царском облачении, на черном фоне. Работа современная. Я полагаю, что в России нашелся разве только этот один портрете несчастного юного царя, и посему историческое значение его несомненно.

Всякий, кто любит искусство отдает должное прелестной, высокохудожественной работе тех портретов пастелью (сухая живопись), которые находятся на выставке. Между ними особенного внимания заслуживает поясной портрет Сычева, изображающий даму. Жизненность лица, тонкая вырисовка волос, нежность и прозрачность кожи на лице, обнаженных плечах и руках, детали костюма — тут все превосходно. Отделка голубого бархата на корсаже является просто до иллюзии хорошо нарисована. Кроме этого стоят большого внимания пастельный же портрет Соймонова и пастельный этюд головки молодой цыганки, в котором глаза отличаются жизненнвым блеском.

Из представителей морских видов и пейзажей находим произведения Каналетто, Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, графа П. Е. Камаровского, двух курских художников Гоняка п Отфиновского, Бенуа, Верещагина.

Каналетто, один из старейших в истории искусства маринистов, художник XVIII века, коего произведения очень ценны, представлен четырьмя картинами видов Венеции, набережной и дворца дожей, принадлежащими коллекции графа Камаровского. Есть одна большая марина Боголюбова: взятие турецкого парохода «Долма-Бахче». Буря на океане кисти графа П. Е. Камаровского, и много лесных пейзажей Гоняка и Отфиновского.

Переходя к другим отделам живописи, укажем на картину Доменикино: мучение св. Севастьяна.

Нидерландский жанр представлен некоторыми произведениями старых мастеров, как Теньера, Вувермана, Остада.

Отдел собственно рисунков невелик, всего можно указать на рисунок двумя карандашами Н. Шипилова, изображающий Святителя Николая чудотворца в натуральную величину, и этюды Высоцкой.

Есть несколько превосходных миниатюр старинной работы, из коих заслуживают внимания следующие: портрет Императора Николая I в красном кавалергардском мундире, овальный, около трех вершков высоты; портрет офицера в адъютантской форме, мельчайшей выписи, величиною с небольшим вершок, и картинка античного жанра — миниатюра, около трех вершков высоты и полутора вершков ширины, прелестный образчик изысканной миниатюрной живописи. Сюжет изображает молодую девушку в античной одежде с полуоткрытой грудью, стоящую у мраморного бассейна и прикрывающую себя поднятой рукою от ударов розги, коими угрожает ей старуха, с озлобленным лицом, из-за мраморных перил ближнего перистиля. Фоном картины служить тенистая группа деревьев. Амур с лукавой усмешкою уходит, крадучись под перилами перистиля. Нельзя передать вполне впечатление свежести колорита, жизненности фигур, гармонии красок и тончайшей выписи деталей на этой вершковой картине. Черты морщинистого лица старухи, искаженного злобою, отделка лица, торса, рук и волос девушки, неподражаемая нежность выписки мрамора, все эго в совокупности дает право сему произведению считаться шедевром.

Из второстепенных произведений живописи общее внимание привлекает небольшая вещица: на листе картона лежит фотографически кабинетный портрет мужчины в pince-nez. Левая половина фотографии прикрыта несколько помятым листом полупрозрачной бумаги; вблизи портрета лежит очиненный карандаш в желтом дереве, две-три фосфорных спички и две папиросы. Все это изображено до такой иллюзии, что невозможно не поддаться обману зрения: рука невольно хочет взять карандаш; особенно поразительно похоже нарисована фотография, подделка под фотографический тон неподражаема. Подпись на этом произведении — А. Бишевский.

В отделе архитектуры укажу на проект богадельни на 150 человек, проект монастырских ворот и вестибюля великокняжеского дворца архитектора И. С. Щеглова.

Нумизматическая коллекция г. Ферро содержит ценные экземпляры.

В числе старинного оружия замечательны, между прочим, большая кривая сабля с золотым чеканом и прямая шпага, также украшенная золотым чеканом превосходного рисунка.

Из старинной мебели прекрасные экземпляры представляются два стола и четыре кресла с высокими спинками, черного дерева, работы XVI века. Бордюром столешницы и отделкою кресел служат пояса с инкрустацией из слоновой кости, с орнаментом тончайшего рисунка стиля Возрождения, превосходнейшей работы. По углам столешницы врезаны медальоны гравированной кости с изображениями рыцарей, а посредине —  гравированные на кости сюжеты из мифологии. Это редчайшие и в своем роде многоценные экземпляры.

Отдел женских рукоделий представлен блондами ручной работы, разнообразными вышивками, шитьем шелками, вышивками шерстью больших ковров, тиснением по коже, живописью по атласу.

Одним словом, общее впечатление выставки самое удовлетворительное. Видно, что устроители ее не упустили из внимания и по возможности пополняли все главные отделы искусства. Такому началу можно только от души пожелать успешного и возможно полного развития в будущем.      

Н. Шипилов.

МАРТ

24 ПАСХА (BOCKPECEHИE ХРИСТОВО). Пр. Захарии.

25 БЛАГОВЕЩЕНИЕ IIP. БОГОРОДИЦЫ.

26 Собор архистратига Гавриила. Свм. Иринея.

27 Мц. Матроны солунской. Пр. Иоанна.

28 Пр. Илариона, Стефана.

29 Пр. Марка, Кирилла и др.

 

30 Пр. Иоанна леств., Апполоса, Кесария.

По случаю распутицы базары были неважные. Овса и ржаной муки вовсе не было в подвозе. Из Почепа есть нисколько возов свежей свинины, которую продают 8 к. ф., ливенская свинина 10 к. ф. Яйца 25 к. десяток. Масло чухонское 25 к., русское топленое 30 к. ф. Дрова стали дороже: воз 1 р.— Погода переменная: после сильной стужи с восточным ветром, стало моросить.


В книжных магазинах Юдина и Федорова поступил в продажу Синодик старца Ефрема.
С 1 мая сдается в аренду Большой дом с садом и надворными службами на Московской улице (за арсеналом).
Кёлерская уксусная эссенция. Реклама
Кёлерские z-духи