№28, 26 (14) июля 1896 г.

Во вторник, 16го сего июля, в думе имеет быть заседание, начало коего в 6 часов пополудни.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Дьякон церкви села Афанасьевского, Елецкого уезда, Александр Введенский — 16го июня рукоположен во священники к церкви с. Дятькова, Брянского уезда, а псаломщиком к той же церкви определен 20го июня учитель церковно-приходской школы Прокопий Введенский.

По ходатайству земской управы Министром Внутренних Дел разрешено созвать чрезвычайное брянское уездное земское собрание на 20е июля сего года для обсуждения вопросов: 1. О распределении дорог Брянского уезда по значению их для интересов местного населения, с указанием на какие средства дороги каждой категории должны быть содержимы. 2. О возбуждении ходатайства перед Правительством об освобождении брянского земства от взноса в пособие государственному казначейству 1.525 р. на содержание 4го класса брянского городского училища, и 3. О выборе одного гласного в состав уездной переписной комиссии.

Теперешний разлив Десны вследствие дождей не обошелся у нас без несчастья. В понедельник, 8го сего июля, утонуло двое: девочка, лет 14ти, Александра Александрова, купаясь в реке в местности возле дома Ф. Г. Новикова, вероятно поскользнулась на грунте, покрытом илом и будучи увлекаема течением — «залилась». Помощь в виде бредня оказалась бесполезной и тело утонувшей отыскано в четверг, 11 го числа, около Галерного двора. Другой утонувший — денщик чиновника Чурбакова, рядовой местной артиллерийской команды Андрей Лабузов. Он купал лошадь в реке, после чего хотел сам омыться, и также вероятно здесь была та же причина несчастья. Труп Лабузова всплыл у Черного моста. Лица, прибывшие на берег вскоре после описанных случаев, рассказывают о поразительном, сердце леденящем равнодушии некоторых брянцев: дело доходило чуть не до торга за невод, который нужен был для подняла тела из воды, и кажется будь употреблена эта снасть вовремя — девочку, быть может, удалось бы найти и затем спасти молодую жизнь. На другой день после происшествий пишущий эти строки сам слышал от береговых жителей, свидетелей несчастья, что «невод-то стоит тридцать пять рублей, а то и дороже». Особенно, впрочем, винить брянцев в равнодушии нельзя: нашлась одна добрая женщина, пустившая на воду в деревянной чашке кусочек ладану, уголек и зажженную восковую свечу, а другая бросила в реку красное пасхальное яйцо: по народному поверью, предметы эти должны остановиться на месте нахождения утопленника...

В заседании орловского медицинского общества 26го июня, помощником врачебного инспектора г. Шеляховским был прочитан доклад об организации земской медицины в губернии, причем им представлена была обширная карта, наглядно изображающая состояние медицинской части в каждом уезде. На этой карте ясно означено по уездам число врачей, количество жителей, приходящееся на одного врача, число фельдшеров, фельдшериц, повивальных бабок, число больниц и кроватей, место жительства врачей, а также и расходы на медицинскую часть в каждом уезде. Вообще карта служит дополнением довольно обширного и интересного доклада, рельефно обрисовывающего состояние земской медицины в уезде. На основании этих данных, в «Орловском Вестнике» помещен обзор состояния земской медицины в губернии, откуда мы приведем несколько фактов.

Существующая в Орловской гy6epнии организация земской медицины может быть подразделена на три системы: 1) больнично - стационарную, принятую исключительно в Малоархангельском уезде; 2) разъездную — в Дмитровском и Карачевском уездах, и 3) смешанную систему — во всех остальных 9ти уездах гу6epнии. Каждый уезд в медицинском отношении разделяется на участки; в большинстве уездов по 4 врачебных участка, в двух по 5ти и в одном три. Всех же участков 49. По занимаемому участками пространству, самые большие в Брянском, Трубчевском и Ливенском уездах, а по населению — в Ливенском, Елецком и Болховском.

Всех земских больниц в губерни 32, с 911ю кроватями, не считая психиатрической больницы, штатного числа кроватей в которой в настоящее время нет. Из общего числа больниц в городах состоит 12, в уездах 20. В Брянске и Мценске до сих пор нет земских больниц, и крестьяне, живущее вблизи этих городов, должны пользоваться в городских больницах. Насколько для сказанных городов существует потребность в земских больницах, лучше всего доказывается тем, что, несмотря на высокую плату в больницах городских (50 копеек в сутки), в 1895м году в мценской городской больнице из 86 больных пользовалось за свой счет 30 крестьян, а в Брянске из 442 больных — крестьян было 250, из них 30 сами внесли деньгами, а 220 пользовались за счет земства.

Таким образом, не подложить сомнению, что крестьяне Брянского и Мценского уездов ищут больничной помощи и не останавливаются даже пред непосильными для них расходами. Очевидно также, что земствам этих уездов гораздо целесообразнее было бы, даже в материальном отношении выгоднее иметь в городах собственные больницы, чем пользоваться услугами, слишком дорогими, больниц других ведомств.

*

Позволим остановиться на этом. Последние слова помощника врачебного инспектора как нельзя лучше и убедительнее подтверждают нашу мысль об устройстве земской больницы именно в Брянске, что и выражено было в 25м нумере «Брянского Вестника».

Сухарный завод, как известно, строится казною, причем все работы сданы подрядчикам, на обязанности коих лежит продовольствование людей. Нам сообщают, что обязанность эта не всегда строго исполняется. Так, на днях, пишет нам корреспондент, в Привокзальной слободе провозили в бочках такую квашеную капусту для рабочих, что гнилостный запах ее далеко разносился в воздухе. В видах общественного здравия и при легкости гастрических заболеваний именно в теперешнее время, к тому же могущих принять летом наиболее опасный характер, нам кажется, следовало бы обратить внимание на это обстоятельство.

В ночь на 6е июля стрелочник Александров, передвигая стрелки запасного пути на риго-орловской железной дороге, поскользнулся и упал прямо на рельсы, причем маневрировавшим поездом ему отрезало обе ноги. Пострадавший немедленно отправлен был в местный приемный покой, где ему подана первая медицинская помощь.

Нам сообщают, что с некоторого времени на Рельсопрокатном заводе входит в нравы обывателей лотерея. Так, недавно один разыграл там часы, другой — велосипед. На это, говорят, обращено внимание и о случаях сих составлены акты для привлечения виновны  к ответственности.

В Брянском уезде за две последние недели было четыре случая конокрадства.

В Кромском же уезде, как сообщает корреспондент «Орловского Вестника», конокрадство развилось настолько, что не проходит ни одной ночи, чтобы не было слышно о краже где-нибудь лошади. Так как теперь лошади пасутся ночью на лугах, то кражи производятся там несмотря на то, что с лошадьми из каждого двора выезжает в ночное кто-либо из членов семьи крестьянина, коему принадлежит лошадь. На днях совершена была дерзкая кража двух лошадей, причем во время поимки цыгана-конокрада он чуть было не зарезал двух ловивших его крестьян бывшим у него ножом. Сознаваясь в преступлении, цыган объяснил, что этих лошадей ему и двум его товарищам-цыганам передал в ночном сосед потерпевшего, известный в округе конокрад Медведев, несколько раз уже судившийся и отбывавший наказание в тюрьмах и наводящий страх на всю округу своими смелыми и отчаянными кражами. Замечательно, что этот Медведев был ученик 4го класса орловской классической гимназии.

В Самарских Епархиальных Ведомостях сообщается, что местный преосвященный обратился с воззванием к своей пастве о пожертвованиях на церковную школу при вступлении в благословенный брак. Воззвание это встречено всеобщим сочувствием. По исчислению наблюдателя церковных школ, за последнюю половину 1895 года от брачующихся должно поступить не менее 5.000 рублей.

*

В исповеданиях инославных, преимущественно у лютеран, подобный обычай существует сыздавна: там делаются коллекты едва ли не по каждому радостному событию в семье, и на такие жертвы, в общем с течением времени дающие громадные суммы — возводят новые храмы для разрастающихся общин-приходов, строятся школы, больницы, устраиваются богадельни, приюты, и т. п. У евреев также есть этот похвальный обычай, достойный подражания. Без сомнения, если бы и у нас следовали ему, то давным-давно было уже несколько вполне обеспеченных церквей, со школами и богадельнями, в таких местностях, где настоит в сем особая нужда, например на Горячковой улице, на Комаревской горе, на Авиловской, в Тимоновке и Карачиже также давно были бы свои храмы и не ощущалось бы тех неудобств, как теперь всеми чувствуются при совершении некоторых треб, например, крещения младенца зимою в мороз, когда приходится ехать в город и делать для сего 7—8 верст, в случаях напутствования больного, и проч. Коллекты делаются незаметно, незаметно увеличивается и капитал, предназначенный для какого-либо благого предприятия, между тем, какое великое утешение видеть осуществленным давнишнее желание свое, видеть наприм. вблизи себя храм, школу, богадельню. Нам кажется, что мы туги лишь на инициативу, но будь дан толчок, сделай кто-либо почин, и добрый обычай, некогда существовавший и у нас, в древней Руси — без сомнения, привьется. В данном случае, как нам кажется, многих останавливает медленность приведения к концу задуманного дела. Причина неосновательная: медленно — за то верно, и лучше когда-нибудь, лучше поздно, чем никогда.

От души желаем, чтобы на благое воззвание самарского владыки получился отклик и у нас.

Некто «Обыватель» из Обояни так описывает в Курских Губернских Ведомостях факт закрытия местной железнодорожной ветви:

«30го июня окрестности нашего города огласились колокольным звоном в такое время, когда никто этого звона не ожидал. Многие пришли в недоумение — что означаем этот звон. Не несут ли святыню? Да, действительно, несли икону св. Георгия Победоносца с вокзала в церковь городского кладбища. Каждому после этого в городе стало понятно, что дело общего интереса, отвечающее стремлению самого Правительства — пришло к окончанию. Наша железная дорога, как приносившая земству одни убытки, его постановлением закрыта, и местная икона, находившаяся на станции и сооруженная служащими, по общему согласию перенесена в кладбищенскую церковь. Крестному ходу предшествовал молебен в вокзале, где присутствовали все служившие на железной дороге. Тяжелое настроение овладело всеми: на лице присутствовавших была видна неподдельная грусть, глаза некоторых даже орошались искренними слезами. Да оно и понятно: каждый сознавал тяжесть факта закрытия железной дороги. Все теперь омрачены этим грустным явлением нашей общественной жизни. За минувшие три недели (с 9 го июня), со дня закрытия дороги, уже многие вкусили горькие плоды от закрытия дороги. Теперь представители города и городская администрация изыскивают средства к восстановлению сообщения со станцией Марьино курско-харьково-азовской железной дороги, носятся даже слухи, что городская управа намерена отправить в Петербург депутацию. Не говорим о торговом классе, который уже почувствовал на себе все неудобство отсутствия дороги, но и весь город словно помертвел. С прекращением железнодорожного сообщения, наш городок теперь отрезан от губернии, оторван от железных дорог, обречен на тяжелое прозябание захолустья. Печальнее всего, что закрытие дороги совершилось в то время, когда дорога начала совершенствоваться, когда всеми стала признаваться за ней видимая польза, существенная ее необходимость и ее культурное значение для нашего города. Рассматриваемый факт настолько красноречиво сам говорит, что нет нужды вдаваться в подробный анализ, чтобы доказывать его печальные последствия. Газеты ежедневно приносят нам отрадные известия об увеличении ветвей железных дорог, о том же, что «дорога упразднена» — право еще не приходилось слышать, между тем это совершилось у нас в действительности. В обществе нашем все-таки живет надежда на лучший и желательный исход этого дела.

В одном из последних нумеров Калужских Губернских Ведомостей помещена речь воспитанникам местной гимназии выпускного класса, сказанная законоучителем сего заведения, священником Иоанном Остроглазовым, перед благодарственным молебном по случаю окончания гимназического курса в июне текущего года.

Если некоторые слова и речи мы иногда печатаем у себя в хронике в качестве фактов из своей брянской жизни и как материал для будущего бытописателя, который когда-нибудь разберется в нем, то напутствие о. И. Остроглазова отводим почетное место. Немногословная, краткая и сжатая, но вместе глубокая и важная по содержанию, речь калужского священника-законоучителя идет прямо в сердце, по своей же простоте она напомнила нам слово владыки Иларионa, епископа полтавского, сказанное им однажды при выпуске воспитанниц из местного епархиального училища. Десять лет прошло с тех пор, но и доселе со всеми подробностями обстановки живо то впечатление, какое произвела эта импровизация.

*

Обстоятельства произнесения речи в Полтаве были несколько иные, чем теперь в Калуге.

После литургии и слова законоучителя на текст: «Придите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы», начался акт, и вот после того как уже розданы были награды и пропели заключительную молитву, владыка обратился к девицам.

Архипастырь начал с того, что обратил их внимание на то делание, какое предстоит им и какого ожидает от них мер как от женщин, получивших духовное образование и воспитание в духе церкви, причем владыка представил образец благочестивой жены. Но прежде чем приступить к какой-либо деятельности общественной, быть может, каждой из них придется сперва оказать помощь дома, в тесном кругу своих близких родных. «Не всех вас ожидает то довольство, тот уход и те заботы, какими вы пользовались здесь в течение и прохождения вашего курса. Далеко не такие палаты вы встретите при своем возвращении домой, и вообще будет громадная разница с теми условиями жизни, при каких вы провели ваше детство. Многих из вас ожидает более чем скромный домик уездного города, а то и мазанка в сельской глуши. В этом домике и в этой мазанке живут ваши родители, старик-отец и старуха мать, живут ваши маленькие братья и сестры, и более чем вероятно прежде всего им, вашим присным, потребуется ваша помощь, на которую они вправе надеяться».

Далее говоря на эту тему, владыка коснулся жизни какова она есть, без всяких прикрас. Сам, происходя из белого духовенства и потому отлично знающий его быт, владыка говорил просто, речь его отличалась безыскусственностью: говорил человек жизни умудренный опытом. Слово шло от сердца, и надо было видеть как воспринята была речь владыки.

Кода архипастырь стал говорить о доме и семье, в мыслях воспитании, заметно, тотчас же и сразу воскресли тихие домики их и мазанки с левадами, воскрес домашний очаг и все что дорого и драгоценно каждому — его семейный круг, невольно у воспитанниц при этом воспоминании стали навертываться слезы, наконец, послышался тихий плач: то были чистые слезы, слезы искренней любви ко всему что дорого сердцу, и без сомнения тут сказался обет честно исполнить свой долг, к которому готовились идущая в мир, чувствовалось, что слово архипастыря пало на добрую почву...

*

Речь о. И. Остроглазова, как мы уже упомянули, сказана была при других обстоятельствах: здесь были юноши, коим впереди предстоял еще путь запаса знаниями.

Также простая по фактуре, речь калужского законоучителя замечательна своею искренностью, и мы посомневаемся, что она с подобающим вниманием выслушана была молодыми людьми, которым Ньютон, благоговейно обнажавший свою голову при произнесении имени Божия, представлен был как живой пример отношения науки к религии.

Вот слово о. Иоанна Остроглазова:

«Поздравляю вас, господа, с окончанием гимназического курса. Пройти гимназию — дело конечно нелегкое. Сколько положено трудов, сколько испытано треволнений! За то теперь — благодарите Бога — вы получили почетное звание зрелости, которое открывает пред вами широкую дорогу к самостоятельной работе для самообразования по влечению вашего сердца, по складу вашего ума.

Благодарите же, говорю, Бога, что Он даровал вам здравие и сохранил нашу жизнь, что Он возрастил вас в стенах сего заведения и умудрил разными общеполезными научными сведениями. Вы поступили в гимназию детьми, а выходите из нее цветущими юношами.

Не забудьте помянуть добрым словом и чувством благодарности и воспитавшее вас заведение с вашими начальниками и наставниками. Верьте, они благою совестно трудились на вашу пользу и дали вам все что нужно. Не цените ценою низкою того чему вы здесь научились: вы увидите со временем, что эти-то знания, которые вы теперь прибрели, послужат краеугольным камнем всех дальнёйших ваших научных занятий и последующей практической деятельности.

Хотя вы и не вступаете еще в жизнь, как принято понимать это, а стремитесь продолжать образование по учебным заведениям, я все же почитаю своим долгом дать вам некоторые указания на счет того, как вам вести себя по выходе из этого заведения, когда пред вами откроется сравнительно большая свобода в распределении времени, в выборе занятий, чтения, бесед и товарищества.

Смотрите за собой построже: будьте мудры как змеи и целы (целомудренны и незлобивы) как голуби (слова Спасителя). Не увлекайтесь всяким ветром новых учений; не предавайтесь рассеянной жизни.

Всякое время порождает свои модные, ходячие теории, иногда противоречивые в отношении к вековечными истинам Евангелия и так сказать посмевающиеся непреложным велениям Всевышнего.

Берегитесь их, и если повстречаетесь с ними — не доверяйтесь им. Все великое из добытого наукой согласуется с божественною истиной, которая всегда едина, и только до уяснения в беспристрастном сознании иногда кажется противоречащим  богооткровенному учению. Большая же часть теорий, с претензий на научность, на деле же вовсе ненаучных — овладевают только незрелыми умами, и то ненадолго, до первой встречи с здравой критикой. К несчастно, беды, наделанные подобными теориями, для данного времени и данных лиц бывают непоправимы.

Вы знаете, как относились к святой вере великие умы, которые, наприм., открыли гармонию в движении светил небесных; подвигнули землю с ее неподвижного основания, вопреки старинным мнениям; установили законы тяготения: все они смиренно исповедовали величие и премудрость Божию.

Пусть Ньютон, умиленно обнажающий свою главу при употреблении имени Божия, будет для вас живым примером отношения науки к религии.

Одною из главных причин рассеянной жизни можно считать дурное товарищество. Посему избегайте дурных содружеств и поминайте слова св. апостола Христова: беседы злые растлевают обычаи благие. Беседуйте чаще со Христом в Его святом Евангелии; внимайте Его словам и старайтесь соблюдать заповеди. Чтобы лучше расположить себя к этому, памятуйте всегда Его непреложное обетование: Всяк убо, иже слышит словеса Моя, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени. И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: И сниде дождь, и приидо реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велиe (Mф., VII, 24—27). Так, только подчиняющий свою волю воле Божией и приводящий свой разум в послушание Христово бывает истинно благоуспешен в жизни.

Если вы внимательно отнесетесь к моему последнему для вас в этих стенах наставлению и сохраните в сердце своем страх Божий и дух благочестия, то без всякого сомнения вы пребудете целы и невредимы среди соблазнов и искушений открывающейся пред вами новой жизни, и в свое время, приуготовившись на делание, покажете себя деятелями благими и непостыдными.

Да благословит вас Господь на все благое и богоугодное!»

*

Хотелось бы думать, что каждый из присутствовавших, при этими внутренне сказал: «Аминь».

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ

по 13е июля:

Левику, Г. Раскину. 

ИЮЛЬ

14 Нед. 9я, свв. Отец. Пр. Онисима, Стефана, Никодима.

15 Равноапостольного князя Владимира. Мч. Кирика, Иулитты.

16 Мч. Павла, Иулии. Знамение Чирской ик. БМ.

17 Вмц. Марины. Пер. мощей пр. Лазаря. Пр. Иринарха.

18 Мч. Емилиана. Пр. Иоанна многострадального.

19 Пр. Макрины, князя Романа. Стефана кн. Сербского.

20 Пророка Илии. Пр. Авраамия. Мч. Афанасия.

Храмовый праздник в Петровском монастыре.

Из продуктов, больше всего привезенных на последние базары, следует отметить сено, которое продавали 15—25 к. и.; огурцы 30—35 к. мера. Ягод не особенно много: черника 2—3 к., малина 10 к,, смородина, черная и белая, 5-6 к. ф. Дрова воз от 50 к. до 1 р. Картофель новый 50—55 к., старый 30 к. мера. Рыбы свежей чрезвычайно мало. — Погода установилась жаркая. Вода в Десне, стоявшая на прибыли 3 ½ аршин против ординара, стала спадать.