№31, 16 (04) августа 1896 г.

По указу Его Императорского Величества, орловская духовная консистория слушали предложение его преосвященства, преосвященнейшего Мисаила, епископа орловского и севского, от 28 июня за 2078, следующего содержания: «Из дел, поступающих на мое решение, усматривается, что церковные старосты нередко подают прошения о производстве ремонта в церквах за подписью их одних. — Объявить чрез пропечатание в Орловских Епархиальных Ведомостях, что закон велит церковному старосте по делам церковным действовать в согласии с причтом церковным и представителями прихожан».

Приказали: Предложение его преосвященства пропечатать в Епархиальных Ведомостях к сведению церковным старостам и духовенству орловской епархии.

Иеромонах Анастасий по слабости здоровья уволен от должности духовника брянского Петропавловского монастыря, а на место его назначении Иеромонах Белобережской пустыни Феофил.

Объявляется признательность орловского епархиального начальства бывшему прихожанину церкви села Белоголовли, Брянского уезда, крестьянину Василию Тимофееву с братьями его — Филиппом, Карпом, Константином, Косьмою и Андреем за пожертвование их в местную церковь — массивной люстры и двух подсвечников, стоимостью 300 рублей, колокола в 19 п. 10 ф. и 115 рублей на приобретение тоже колокола.

Заносим в хронику отрадное явление: в Брянске понемногу начинает образовываться своя литература. На днях вышла новая книга: «Слова и речи» священника Успенской церкви о. Владимира Попова. Чистенько изданный, насколько позволяли средства старой провинциальной типографии, сборник этот in 16° содержит в себе около двухсот страниц, где помещено 38 слов и речей на разные случаи.

«Памятуя долг пастыря быть учительным, говорит автор в предисловии —

мы при помощи божий постоянно, в течение нашего 14ти-летнего служения  проповедовали слово божие в своем храме и по разными событиям приходской и общественной жизни вне храма. Некоторые из наших слов и особенно речей были по произнесении напечатаны или отдельными брошюрами или в разных периодических  изданиях духовных и светских, местных и столичных. Издаем в свет из нашего материала собрание лишь немногих поучений, преимущественно на особые случаи, имея в виду сохранить память о начале церковных и общественных учреждений в городе Брянске, каковы: приходская школа, воскресные чтения, механико-техническое училище, открытие железнодорожного пути, и т. п., а также — и на общую пользу читателей духовных произведений».

Эта точка зрения, установленная самим автором на свои произведения, как нельзя более справедлива, собственно применима здесь первая половица Standpunkt: сохранение памяти о начале церковных и общественных учреждений в Брянске. В семь отношении сборник слов о. Попова — драгоценное пособие будущему историку нашего города. Постепенно, шаг за шагом он может проследить внутреннюю жизнь последнего или пожалуй и самого общества, поскольку деятельность его за ближайший к нам период отразилась в установлении различных учреждений и в фактах наиболее выдающихся. Такова наприм. речь Министру Путей Сообщения при открытии гомель-брянского участка полесских железных дорог; речи при открытиях: успенской церковно-приходской школы, успенского церковно - приходского попечительства, механико-технического училища, воскресной женской школы, народных чтений, и проч. и проч., где читатель найдет много интересных сведений.

Что до поучений и слов, носящих богословский характер, то они также не без достоинств, но эту часть сборника автор как бы отодвигает на второй план, давая преимущество вышепомянутым речам своим на разные случаи, приветствиям, и т. п., каковых в изданной книге большинство. По всей вероятности также, приноравливаясь к своей аудитории, о. Попов с целью неглубоко захватывает сущность предмета, о коем трактует, и о сем нельзя не пожалеть, ибо здесь именно, в так называемых проповедях, или поучениях в обширном значении — более чем где и когда-либо уместна популяризация христианских доктрин, обоснованных на началах строго догматических.

Обширное поле, наприм., представлял автору случай сказать веское, властно-церковное слово по поводу совершения таинства брака над одною четой. В годину всяческого шатания и легкости нравов, речь священника, сказанная благовременно об одном из великих таинств (Ефес. VI, 32) — не только могла бы, а прямо должна произвести сильное впечатление. Между тем в данном случае о. Попов ограничился несколькими общими фразами об установлении брака, о чуде в Кане Галилейской, и что по совершении последования венчания два лица составляют плоть едину.

Конец обращения к новобрачным, по нашему крайнему разумению, неудовлетворителен. Вот это заключение:

Живите же ныне, по благодати божией, в неразрывном союзе, в нелицемерной и верной любви, делите вместе и радости и скорби, помогайте, друг другу в делах семейных и житейских, но паче всего содействуйте друг другу в достижении конечной цели бытия, т.-е. к достижению спасения души и вечного блаженства.

 Конечная цель брака по учению Церкви — рождение и воспитание детей, а об этих последних во всей речи нет ни единого слова, и все внимание оратора обращено на личную жизнь новобрачных, на их отношения к сродникам:

«Доселе, говорит он — принадлежа к равным семействам, вы были чужды друг другу. Но благодать св. таинства соединила, вас друг с другом, сроднила, и так тесно, что вы составляете теперь плоть едину». И только.

Далее. По народным воззрениям, брак есть «суд божий». Следовало бы и о сем упомянуть.

Не мешало бы коснуться и того, как и с каким благоговением должны относиться присутствующие при бракосочетании, одном из немногих таинств, которые могут быть совершаемы только в храме.

Вообще же, тот или другой случай из церковной практики, как мы уже сказали, дает обширное поприще священнослужителю быть истолкователем духа совершаемого им деяния, дает возможность пастырю быть учительным.

Не совсем понятно для нас поучение, сказанное воспитанникам прогимназии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

«Чудный, в духовно-благодатном смысла, чудный был человек этот св. Иоанн», так начинает свое поучение о. В. Попов. «Чудесно было его рождение. Необыкновенна была его жизнь. Питался он акридами и диким медом, а жажду утолял ключевой водою. В детстве и отрочестве св. Иоанн отличался великим благочестием», и проч. Затем «чудна  была и мученическая кончина Крестителя».

Далее идет рассказ по евангелию и в заключение приводится предание, что Саломия, мать той «девочки», по просьба которой отсечена глава Иоанна, «однажды зимою вышла на замерзшую реку Рону, лед провалился под нею, и она по шею погрузилась в воду. Льдины перетерли ей шею, так что голова осталась на льду, а туловище пошло под лед».

«Возлюбленные чада» — говорит под конец оратор: «старайтесь подражать Иоанну Крестителю, будьте воздержны», и проч. «Все худое отгоняйте от себя, например божбу, а все святое воспринимайте. Так (тогда?) вы будете стоять на святой и нравственной дороге и при постепенном усовершенствовании и под руководством святой Церкви достигните святости и вечного спасения. Святый Иоанн Креститель своими молитвами да поможет вам во всех ваших начинаниях».

Откровенно говорим, не только детям, но и взрослому человеку трудно понять, что именно хотел выразить оратор своим поучением, и почему изо всех детских пороков упомянута здесь лишь одна божба.

Выражение это без сомнения употреблено здесь вместо клятвы, каковая может быть различна. Но автор по всей вероятности не то хотел сказать, ибо событие с Предтечей, воспоминаемое Церковью 29го августа, отнюдь не может служить комментарием к третьей заповеди. Очевидно, надо искать другого значения божбы, и таким единственно будет опрометчивое, необдуманно сказанное слово в смысле обещания или обета: другого значения божбы в данном случай не подобрать. Если автор согласен с таким предположением, то указывая на божбу — ему следовало бы остановиться на сем подолее и случай с Иродом пояснить другими библейскими примерами. С таким характером речь воспитанникам имела бы значение, она могла бы произвести впечатление на юный ум, теперь же это — холодная проповедь, не согретая чувством, подобно всему что произносится ex officio.

Пойдем далее. В слове сем мы перенесли бы центр тяжести на иной пункт, и взамен Ирода четвертовластника с его неразумным обещанием — взяли бы за образец самого Предтечу.

Величайший пророк, стоящий на рубеже Синагоги и Церкви Христовой; проповедник покаяния и вместе приближения царствия божия; человек явившийся в мир свидетельствовать о Свете, «да вси веру имут Ему» — Иоанн Креститель представляет высокий, можно сказать недосягаемый образ пламенной веры в Мессию, в Божественного Искупителя. И вот эту - то именно черту пророка следовало бы взять темой и развить ее для поучения в наши дни, столь богатые неверием и полные грубого материализма. Полагаем, что слово оратора могло бы выйти тогда назидательнее, чем упоминание вскользь о детском недостатке пропадающем с годами возраста, самый повод к усекновению главы Иоанна, совершенно непонятный детям, уступил бы место другому, главному предмету, и тогда пред ними встала бы величавая фигура Предтечи, человека чудного в духовно-благодатном смысле.

Гораздо лучше построением слово, сказанное тем же воспитанникам в день св. Иоанна Богослова, и затем слова: в день крестного хода вокруг Брянска, совершаемого 11го августа; в день тысячелетия со времени блаженной кончины св. Мефодия, первоучителя словенского; в день Воздвижения честного креста Господня, и др.

Глубоко-знаменательна речь, сказанная 6го декабря 1894го года на торжественном акте церковно-приходской школы в Привокзальной слободе.

В приветствии владыке Мисаилу по случаю обновления и освящения орловского кафедрального собора, нам особенно понравилось, что автор называет Брянск «древним стольным градом». Действительно, у нас были свои князья, было вече, и одно время пребывали епископы по перенесении кафедры из Чернигова. До сих пор существует деревянная Преображенская церковь «на гробах владык», или иначе Гробовская, и очень может быть, что когда-нибудь возобновится у нас кафедра хотя бы и не самостоятельная, а викарная, на что Брянск имеете гораздо большее право, чем какой-либо другой город Орловской губернии.

Речи на разные случаи по поводу каких-либо событий, как мы уже оказали, носят чисто исторический характер, и притом местный. В этом отношении сборник о. Попова является драгоценным пособием для будущего бытописатели, ибо здесь сохранились факты в освящении их лицом духовным, и можно искренно пожалеть, что но все сказанное автором за известный период вошло в изданную книгу: тогда материал этот получил бы еще большее значение. Но и в таком составе сборник о. Попова поистине прекрасный вклад в сокровищницу провинциальной литературы, и если мы указали на некоторые недостатки, то все они с лихвою искупаются общим содержанием всей книги, главнейшая цель коей, по выражению самого автора — «сохранить память о начале церковных и общественных учреждений в городе Брянске». С этой стороны, повторяем, рассматриваемый сборник незаменим, и каждый брянец, мы в этом уверены, приобретая книгу скажет сердечное спасибо ее автору.

В субботу, 27го июля, из Свенска поднимали икону Богоматери в Нижне-Никольскую церковь, откуда на другой день после литургии был совершен малый крестный ход по своему приходу, и затем процессия направилась берегом к арсенальному артезианскому колодцу, где отслужен был молебен. В воскресенье 28го числа Свенская икона Богоматери отнесена в обитель.

Вместо Н. В. Азбукина, с 1го августа вступил в отправление должности казначея брянского казначейства служивший до сего бухгалтером в карачевском казначействе, коллежский секретарь Семен Григорьевич Вересотский.

В четверг на прошлой неделе вечером в казармах Баженова, где расположен бывает первый батальон Дорогобужского полка — произошел обвал внутренней капитальной стены. К счастью, во время катастрофы никто из людей не пострадал и все ограничилось лишь повреждением здания. Как нам сообщают, обвал случился вследствие выемки земли под кладку духовой печи.

Бурение артезианского колодца при банях Тимофеева увенчалось полным успехом. Вода показалась в пятницу 26го июля, идет она с глубины 30 сажен и дает в час несколько более 1.200 ведер, почти столько же, как и при Сухарном заводе. Температура воды +8° R. Все работы произведены крестьянином Степаном Дмитриевым под наблюдением архитектора Н. А. Лебедева.

В Привокзальной слободе в непродолжительном времени предполагается бурить новый артезианский колодезь.

Возвращение из Орла полков Дорогобужского и Каширского в Брянск на зимние квартиры предполагается числа 20го или 15го сего месяца, смотря по состоянию здоровья людей, между коими в последнее время были случаи заболевания гастрическими припадками.

В воскресенье, во время гулянья в саду Рощина, вследствие неосторожного и неумелого обращения с лампами Уэльса — в одной из них выбило пробку, причем вспыхнул и разлился керосин, причинив тем немалый переполох среди публики.

В четверг, 1го сего августа, воспитанник петербургской консерватории г. Гайц-Хоки дал в общественном собрании концерт на скрипке.

В понедельник, 29го июля, жиздринский мещанин Иван Колесников, отбывающий тюремное заключение в брянском остроге, будучи на вольных работах — бежал, но в среду, 31го числа, приставом 1го стана доставлен обратно в замок.

В воскресенье, 28го июля, часов около 6ти пополудни, с базара у цыгана уведена лошадь.

В тот же день в Петровском женском монастыре захвачен пьяный рабочий, пробравшийся на скотный двор. Переполох в монастыре был ужасный и по сему случаю звонили даже в набат.

Днем в воскресенье, две недели назад, от одного дома в Лубянках с улицы увезена пустая бочка, служившая для слива воды при каменных работах.

В четверг, 1го сего августа, в с. Фошне происходило освящение новой земской больницы, устроенной на 10 кроватей, с помещением при ней для врача, фельдшера и акушерки.

В ночь на 27е июля, в деревне Тананыках у дорожного мастера уведено из конюшни чрез взлом замков две лошади со сбруею. Похищенное оценивается в 132 рубля.

На днях в лесной сторожке карачижо - крыповской лесной казенной дачи, близ Стеклянной Радицы, умерла во время родов от полной потерн крови крестьянка деревни Журинич Анна Костикова, 38 лет.

Афанасьевская ярмарка у нас в нынешнем году, как известно, совпала с праздником Вознесения Господня. Опираясь на постановление думы, приказчики и вообще служащий люд в магазинах и лавках хотели было устроить себе в тот день отдых, для каковой цели обращались по начальству с петицией, но получили отказ, и торговля в этот раз по случаю ярмарки совершалась как в будничное время.

Во Льгове, с которым Брянск скоро будет соединен железною дорогою, вопрос о праздничной торговле поставлен нисколько иначе. В 58м нумере официальной части Курских Губернских Ведомостей (от 26го июля) напечатано следующее обязательное постановление и. д. губернатора, изданное им на основании 421, 424 и 426 стт. II т. Общ. губ. учрежд., изд. 1892го года:

«В воскресные, табельные дни и двунадесятые праздники торговля во Льгове должна производиться с 9ти часов утра до 2х часов пополудни, кроме ярмарочных, базарных дней и воскресных дней под Рождество Христово и двунадесятые праздники».

Настоящее обязательное постановление получает силу по истечении двух недель со времени опубликования его в Губернских Ведомостях. Таким образом следовательно, с 9го августа норма труда приказчиков во Льгове определена ясно, никаких недоразумений быть не может и вовсе неуместны будут там никакие петиции, тем более праздные разговоры, как это было у нас, когда самая простая вещь возведена была чуть не на степень какого-то выдающегося события.

Севск, не имеющий до сих пор ни одного средне-учебного заведения и весьма удаленный от других городов с такими заведениями, на днях отпраздновал открытие своей женской прогимназии, сделавшей возможным давать обучение девочкам, не отрывая их от родной семьи. Необходимость в таком учебном заведении была сознана давно, но только личная энергия и настойчивость вновь вступившего в должность городского головы привели к осуществлению давнишние мечты горожан. Прогимназия основана исключительно на средства города, ассигнующего ежегодно 3.000 рублей на ее содержание, без участия земства, а потому и в попечительный советь ее вошли по преимуществу представители от города и только немногие члены местного уездная училищного совета.

Из Дмитриева, Курской губернии, пишут в «Орловский Вестник», что там на днях город торжественно встречал первый поезд, пришедший со стороны Льгова. Весь этот день прошел в томительном ожидании, а затем по прибытии поезда — в целом ряде оваций, в устройстве которых участвовали и горожане и земцы. Когда подходил поезд, собравшаяся публика шумно приветствовала Л. Е. Маркова, начальника 1го участка льгово-брянской дороги, и И. С. Стольникова, начальника 2го участка. Нечего говорить о том громадном значении, какое будет иметь для нас, дмитриевцев, железная дорога, далее говорит корреспондент. Вот почему нельзя не сказать великая «спасиба» г. Маркову, благодаря вниманию которого рельсовый путь не миновал города. Соединяя нас с Севским, Карачевским и Брянским уездами, и притом с самыми отдаленными и забытыми уголками, льгово-брянская линия даст возможность нашему полеху есть хлеб без жмыхов, как это встречается нередко в неурожайные годы, когда наши крестьяне пробираются далеко в захолустья этих уездов и меняют на хлеб свои произведения.

Милостивый Государь, г. Редактор.

Не откажите поместить в вашей уважаемой газете «Брянский Вестник» следующий отчет о спектакле, бывшем 27 июля 1896 года: Выручено от продажи билетов 135 р. 85 к. и пожертвовано разными лицами 20 р., всего 155 р. 85 к. Из них израсходовано 69 р. 05 к. Чистого доходу 86 р. 80 к.

Засим через вашу уважаемую газету приношу мою благодарность всем принимавшим участие в организации этого спектакля.

С искренним уважением, ваш покорный слуга К. Тарловский.

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ

по 8е августа:

Подпоручику Акимову, Бусыгину, Иванову, Тыкоцкому, Чубинскому. До востребования: Гессу и Долькарту.

АВГУСТ

4 Нед. 12я. 7ми отроков, в Ефесе пострадавших

5 Мч. Евсигния, Сивела, Понтия. Пр. Ноны.

6 ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Св. Феоктиста еп. Черниговск.

Престольный праздник в Преображенском соборе и в Спасо-Гробовской церкви.—Освящение плодов.

7 Нм. Дометия. Мч. Марина, Acтерия. Пр. Пимена печерского.

8 Пр. Емилиана испов., Мирона, Григория, Мч. Леонида.

9 Апостола Maтфея. Мч. Антония, Иулиана, Димитрия, Фотия.

10 Мч. Лаврентия. Свм. Агапита. Блж. Лаврентия калужского.

Несколько оживленнее был базар в воскресенье, в остальные дни, середу и пятницу — без дел. Скота было не более 50 голов: продавали 27—30 р. чистое мясо. Огурцы 8 —12 к., картофель 20 к. м. Боровик сушеный 40 к. ф.— Перепадали дожди. В Кокине, имении Халаева, 1 го августа бурею причинено много убытков. Утренние зори свежие


согласования поездов на станции Лиски юго-восточных железных дорог между поездами козлово-воронежско-ростовской и харьково-балашовской линий.

 

1. Пассажирам, следующим в направлении от Ростова к Балашову, выжидание составляет 27 минут, в обратном —36 минут.

2. В направлении от Ростова к Харькову — 39 минут, в обратном направлении — 27 минут.

8. В направлении от Воронежа к Балашову — 40 минут, в обратном—31 минута.

4. В направлении от Воронежа к Харькову — 35 минут, в обратном — 22 минуты.

Пассажирам, следующим на балашово-харьковскую линию, во избежание напрасных выжиданий на станции Лиски, надлежит пользоваться пассажирскими поездами воронежской линии, №№ 5 и 6й.