№50, 27 (15) декабря 1896 г.

В Брянской городской управе 7го декабря 1896 года назначен торг, а 11го переторжка, на отдачу в арендное содержание двух плавучих чрез реку Десну мостов, сроком с 1го февраля 1897го по 1е февраля 1900го года: первого на соединительном пути из города к станции железной дороги, а второго между городом и Зарецкою слободою.

Кондиции на отдачу мостов открыты в городской управе ежедневно, от 10 до 2х часов дня, кроме праздничных дней.

Член управы Михаил Добычин.

За секретаря П. Афанасьев.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Уволенный, согласно прошению, от должности земского начальника 3го участка Мценского уезда, Орловской губернии, коллежский советник Беэр — Высочайшим приказом по Министерству Внутренних Дел назначен советником орловского губернская правления.

 

 

Высочайшим приказом по Министерству Народного Просвещения, учитель брянского городского четырехклассного училища Каретников — произведен в коллежские секретари.

Государь Император по всеподданнейшему докладу Товарища Министра Народного Просвещения 18го минувшего ноября Всемилостивейше повелеть соизволил благодарить князя и княгиню Тенишевых за сделанное ими ценное пожертвование на пользу отечественного образования. На их средства учреждена в специально устроенном здании школа ремесленных учеников при брянском рельсопрокатном заводе, в м. Бежичах, Брянского уезда, Орловской губернии, и обеспечено содержание этой школы капиталом в 180.000 рублей. Затем школа передана в ведение Министерства Народного Просвещения, которое со своей стороны разрешило наименовать ее:  «Школа ремесленных учеников княгини Марии Клавдиевны Тенишевой при брянском рельсопрокатном заводе». Кроме того, те же лица пожертвовали на ту же школу еще 20.000 р., оставленных в их распоряжение на дела благотворительности, по духовному завещанию умершего потомственного почетного гражданина Гольденберга.

В «Правительственном Вестнике» помещено официальное сообщение о беспорядках в московском университете, отозвавшихся некоторым брожением умов молодежи и в других высших учебных заведениях. Размеры газеты не позволяют нам привести всей этой статьи, почему мы ограничимся лишь передачею ее сущности.

Правительственное с6общение подробно излагает причины возникновения беспорядков, и указывает, что они коренятся гораздо глубже ближайшего повода, смутившего студентов. «Таким поводом был избран полугодовой день несчастного события на Ходынском поле. В сообщении разъяснено, что студенческие «землячества», преследовавшие первоначально исключительные задачи материальной взаимопомощи, расширили затем свои программы, и, перейдя от вопросов о материальной взаимопомощи к вопросам самообразования — закончили впадением в сочувствие революционному движению, и дошли до того, что «стали пополнять собою ряды активных революционеров». Затем землячества образовали «союзный совет объединенных землячеств». Такая организация не замедлила дать прискорбные последствия, и союзный совет стал изыскивать средства так или иначе возмутить студентов. Потерпев неудачу в желании воспользоваться для своих агитаторских целей одною профессорскою историей, «союзный совет», играя на благороднейшем чувстве жалости к бедным жертвам ходынского несчастья, успел смутить молодежь и заставить ее «выразить с одной стороны сочувствие жертвам небрежности администрации, а с другой — протест против существующего порядка, допускающего возможность подобных печальных фактов». Молодежь, всегда падкая на вольнолюбивые протесты, поддалась преступному искушению и произвела беспорядки, упуская из виду что и сочувствие ходынским жертвам и порицание причинам, допустившим возможность подобных событий, были уже выражены как личным участием Государя Императора, проявленным в Москве к пострадавшим, так и Державным словом, высказанным в Именных указах Правительствующему Сенату от 15го июля.

Упорное волнение молодежи выражалось сходками, почему Правительство нашло нужным произвести арест непослушных.

«Из общего числа арестованных — 711 человек, некоторые обратили на себя особое внимание администрации и учебного начальства как организаторы и руководители беспорядков, вследствие чего дело о них, а также о членах «союзного совета», имеет быть направлено в порядке ст. 32 — 36. Высочайше утвержденное положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Виновность же остальных 662 студентов была рассмотрена университетским судом, который, разделив их на три категории, постановил:

1. Студентов первой категории в числе 26 человек, участвовавших в сборищах, при отягчающих вину обстоятельствах или ране замеченных в университете в проступках и нарушениях правил — уволить из университета с правом поступления в другие университеты с начала будущего академического года.

2. Студентов второй категории, в числе 175 человек, участвовавших в сборищах два раза — подвергнуть тому же наказанию; — и

3. Студентов третьей категории, в числе 461, участвовавших в сборищах один раз — уволить из университета с правом обратного поступления с начала будущего учебного года.

Но принимая во внимание, что студенты участвовали в сборищах, как свидетельствуют обстоятельства дела, под давлением лиц, преследующих цели, не совместимые с правильным течением университетской жизни, правление решило ходатайствовать относительно студентов второй и третьей категории, в числе 636 человек, перед Министром Народного Просвещения, о смягчении указанных выше наказаний, а именно: подвергнуть этих студентов дисциплинарным взысканиям соответственно степени их вины, по определению правления, на основании действующих правил для студентов, с последствиями, указанными § 37 сих правил, и с предупреждением, что означенные студенты, в случае нового участия в сходках и недозволенных сообществах, будут исключаемы из университета без всякого смягчения их участи.

Ходатайство правления московского университета о лицах, отнесенных ко 2й и 3й категориям, было уважено Министром Народного Просвещения, и они в течение 25, 26 и 27го ноября освобождены из-под стражи, в числе 636 человек.

Вслед засим 27го ноября в стенах университета было вывешено нижеследующее объявление:

«Ректор Императорского московского университета, согласно распоряжению Министров Народного Просвещения и Внутренних Дел, сим сообщает студентам, что: а) вес те из них, которые будут участвовать вновь в сходках или иных коллективных  проявлениях неповиновения университетскому начальству, а равно полиции — будут арестованы и немедленно высланы из Москвы, причем они будут считаться уволенными без прошения; б) нежелающие подчиниться установленным университетским правилам и распоряжениям начальства могут получить обратно свои документы в установленный начальством университета срок, и будут считаться уволенными по прошению».

Чтение лекций в университете беспрерывно продолжалось, а с 23го ноября порядок явным образом более не нарушался, в виду чего можно надеяться, что благоразумие студентов старших курсов одержит верх над искусственно возбужденной «союзным советом» агитацией, и нормальный порядок восстановится без особого ущерба для правильного течения университетской жизни.

Не довольствуясь возбуждением беспорядка в московском университете, «союзный совет» разослал своих делегатов в другие университеты, а также увлек своим примером и слушателей Императорского московского технического училища. Во многих университетах и высших учебных заведениях собирались в течение этих дней более или менее шумные сходки, для обсуждения предложения московского «союзного совета» о возбуждении общестуденческих беспорядков, с целью добиться восстановления устава 1863 года, и разных других неосновательных требований, а также освобождения арестованных в Москве студентов, но сходки эти, под влиянием увещаний начальства, расходились, не вызывая до сего времени необходимости обращения к мерам полиции.

Настоящее сообщение, разъясняющее, на основании документальных данных, действительное значение и цели общестуденческих организаций и союзов, представляет для всех тех лиц, коим дороги интересы учащегося юношества, а равно для благоразумного большинства самих студентов, твердое основание правильно оценить безрассудство и опасность пути, на который увлекаются незрелые молодые люди усилиями тайных политических агитаторов, стремящихся сделать из них послушное орудие к достижению своих преступных целей».

По существу своему, по тем фактам, которые оно передает, по тем выводам, которые можно из них сделать — сообщение это очень важно, говорит «Новое Время». И далее: «Этот правительственный документ убедителен именно потому, что он так ясно, искренне и так просто говорит о деле очень больном и очень близком для всех тех, кто дорожит семьей и детьми, для кого молодежь — именно дети, а не политическое учреждение, существующее для пропаганды новейших идей, и не политический заговор против государственного порядка».

В воскресенье, 8го сего декабря, благочинный священник В. Попов, по окончании литургии в привокзальной Николаевской церкви (станция Брянск), объявил распоряжение епархиального начальства об открытии в Привокзальной слободе самостоятельного прихода с причтом из священника, диакона и псаломщика, после чего им сказана была следующая речь:

«Братия! Господь послал вам в эти дни великое испытание. Сей св. храм едва было не сделался жертвою всепожирающего пламени, но предстательством и молитвами святителя Николая распространение огня было вовремя прекращено. Великое спасибо вам, добрые и самоотверженные труженики, с опасностью жизни защищавшие вашу драгоценную святыню от страшной огненной стихии:     Господь да воздаст вам сторицею. Твердо веруем, что Богом послано cиe испытание, но Он же сугубо, обильно теперь исполнил сердце ваше веселием и радостию. Св. храм ваш спасен, а теперь вы только что слышали и другую радость. Высшею церковною властью, по ходатайству нашего благостного епархиального начальства, здесь открывается самостоятельный приход с причтом из священника, диакона и псаломщика. Таким образом, исполняется ваше давнишнее, задушевное желание. Теперь для вас настает пора совершенно новой жизни, жизни церковно-приходской, которая будет содействовать вашему земному благополучию и вечному спасению. Воспоем же Господу, благодеявшему нам, и сотворим усердную молитву за Царя, Святейший Правительствующий Синод и архипастыря нашего, преосвященнейшего Митрофана, епископа орловского и севского».

Давнишнее желание жителей Привокзальной части Брянска наконец исполнилось, с чем от души поздравляем весь этот громадный поселок, которому с проведением железной дороги на Москву предстоит блестящая будущность.

Согласно ст. 24й положения о государственном квартирном налоге, домовладельцы обязаны подавать с 15го сего декабря заявления о всех находящихся в их домах жилых помещениях, т.-е. как занимаемых ими самими или предоставленных другим лицам бесплатно, так и отдаваемых в наем с платою, цена коих в отдельности за каждое помещение не ниже размера, установленного законом для взимания квартирного налога. Заявления эти будут приниматься в назначенный законом срок, по 7е января включительно, податным инспектором статским советником В. П. Дудоровым (Комаревская гора, дом Климова). За неподачу в срок (с 15го декабря по 7е января) заявления или за написание поданного заявления не по форме, домовладельцы, согласно ст. 25й положения о государственном квартирном налоге, подлежат взысканию до 50 рублей, а за включение в заявление заведомо неверных сведений — до 300 рублей. Пропустившие срок, назначенный для подачи заявлений, могут сообщить сведения о жилых помещениях и после оного, но не позднее однако 1 го февраля, и притом только в городское по квартирному налогу присутствие.

Устав брянского медицинского общества утвержден Министром Внутренних Дел.

По случаю храмового праздника в Верхне-Никольской церкви, богослужение отличалось здесь особою торжественностью, причем хор, организованный И. А. Ангеловым, еще раз показал — что может сделать опытная рука берущаяся за свое дело. Не слишком большй, хор этот тем не менее звучит прекрасно, почтенный регент относится к хору с редкою заботливостью, и разнообразит свой репертуар поскольку то дозволяют средства и силы исполнителей. Именно это последнее обстоятельство и есть отличительное качество хора г. Ангелова, где отнюдь не берутся за непосильные вещи и не извращают, даже прямо говоря — не уродуют композиции таких великанов, как Львов, Бортнянский, Глинка, и проч., что, не в обиду будь сказано, в провинции случается зачастую.

Истинно жаль однако, что этот хор поддерживается лишь скудным подаянием благотворителей, даже не прихожан, тогда как он положительно требовал бы достойного себе вознаграждения.

Недавно Святейшим Синодом сделано распоряжение, чтобы во всех духовных семинариях было обращено особое внимание на обучение воспитанников церковному пению. Обучение пению становится таким образом на одно место с главнейшими предметами преподавания, и оказавшие слабые успехи в пении не будут переводимы в высший класс.

Сознается, следовательно, важность церковного пения, без которого немыслимо благолепие церковной службы. Но вот, когда трудами и усилиями одного человека создается можно сказать безукоризненный хор — эти труды и усилия остаются не только без поощрения и награды, а прямо предоставляется хору влачить чисто нищенское существование, побираясь доброхотной копейкой. На днях нам случайно довелось быть при дележе регентом сбора (мы затрудняемся как назвать эту коллекту: подаянием, милостыней, или как иначе), и, право, совестно даже сказать то количество грошей, какое приходилось на долю каждого. А ведь помимо пения во время служеб (всенощной, заутрени и обедни), в неделю бывает еще две-три спевки, подготовка, разучивание новых пьес, надо выписывать ноты, иногда последние переписывает сам регент, нередко какая-либо композиция с трехголосной переделывается на четыре голоса, транспонизация, применение пьесы к своему хору, труд, положим, механически, также всецело ложится бременем на того же регента, и в конце концов все это сводится в месяц к каким-нибудь рублям, даже не к десятку рублей.

Нам кажется, церковному старосте или самому причту следовало бы приложить заботы к упорядочению вознаграждения хора, иначе дело это может заглохнуть. Одна из богатых церквей по материальному обеспечению и громадным земельным и лесным дачам. Верхне-Никольская церковь не только может, а прямо-таки должна иметь свой хор, не допуская его до нищенского попрошайничанья. Да и самые нищие в старину питались от церкви божией, правильно организованною помощью попечительства, а не бродили с протянутою рукою вымаливая себе кусок хлеба Христа ради... 

В заседаниях последней сессии временного отделения орловского окружного суда, бывших 3, 4 и 5го чисел сего декабря, более выдающиеся по содержанию дела пали на 4е число. В этот день в суде можно было видеть двух небезызвестных орловских присяжных поверенных. Г. Генчель выступал в качестве защитника по делу великобританского подданного Джонса, обвинявшегося в непринятии надлежащих мер предосторожности, последствием чего была смерть рабочего в кузнечной мастерской, заведуемой Джонсом на Рельсовом заводе. По этому делу объявлен строгий выговор обвинявшемуся и предание его церковному покаянию.

В другом деле скамью подсудимых занимал один из служивших на товарной станции Брянск. Он обвинялся по 1531й статье Уложения о наказаниях, которая гласит: За обольщение не состоящей в замужестве торжественным обещанием на ней жениться, виновный, если он не исполнит своего обещания, подвергается...» Суд назначил обвинявшемуся следующее наказание: по лишении некоторых особенных прав и преимуществ, заключение в тюрьме на 6 месяцев. Кроме того с виновного присуждено взыскать единовременно 112 р., и впредь — до совершеннолетия ребенка — по 7 р. 50 к. в месяц, и матери, до выхода ее в замужество, также по 7 р. 50 к. в месяц. Гражданским истцом и поверенным потерпевшей в этом деле выступал другой орловский присяжный поверенный — Кржевский, произнесший по поводу этого дела горячую речь.

Объявление приговоров в окончательной форме по всем делам, рассмотренным в течение настоящей сессии, назначено в Брянске на 18е декабря.

В пятницу, 20го сего декабря, съезду предстоят вторично рассмотреть весьма интересное дело, имеющее в своей основе вопрос — что разуметь под жестоким обращением с домашними животными, и в данном случае стегание кнутом или битье кнутовищем норовистой лошади подходит ли под понятие ст. 411 устава о наказаниях? Дело это уже слушалось однажды, и приговор судьи, наложившего на виновного штраф в 5 р.— был отменен съездом. Дело перенесено теперь опять вследствие наложения штрафа и кроме того взыскания с виновного по ст. 38й устава.

Сегодня, в воскресенье, 15го декабря, в общественном собрании в пользу недостаточных учениц брянской женской гимназии любители дают спектакль, на котором исполнена будет комедия Николаева: «Тетенька». По окончании спектакля танцы.

Во вторник, 10го сего декабря, в гимназии вследствие неисправности печей произошел переполох, к счастью кончившийся благополучно, и занятия на другой день шли обычным порядком.

Ледяной каток вольно-пожарного общества, дело для сего общества совершенно необязательное, Nebensache, как говорят немцы, требует между тем траты на него сил всех его членов. Таково наприм. дежурство членов во время гуляний, контроль членами входных билетов, отчетность по кассе, и проч. Но исполняя чисто по своей любезности подобные внеслужебные функции, члены общества, как нам сообщают, должны при этом еще подчиняться произвольным распоряжениям некоторых лиц, и недавно вследствие каприза или ничтожной придирки из-за катка — один из членов сего общества уволен не закрытою баллотировкою на собрании, как того требует устав, а постановлением совета, приведение чего в исполнение выразилось посылкой к уволенному члену требования возвратить обмундировку. Мы слышали, что по сему поводу составляется петиция. Но каков бы ни был исход, желательно бы прежде всего строго держаться принципа законности, а не произвольных действий. Затем весьма важно выяснить вопрос: служебное ли дело дежурство на катке, обязанность предусмотренная уставом, или же это со стороны членов только любезность?

Срочные заседания уездного съезда как по административным, так и по судебным делам в 1897м году будут открываться ежемесячно с 22го числа, в феврале же месяце они будут открываться с 24го числа, в марте — с 26го, а в декабре — с 17го числа. Если же день открытия заседаний будет приходиться в праздник, то заседание переносится на следующий за ним присутственный день.

Подготовительные работы по проведению новой железнодорожной линии Брянск — Калуга — Москва на участке около Калуги уже начались. У деревни Муратовки ежедневно работает до 2500 лошадей; подвозят камень, лес и т. п. материалы.

Курьезное обстоятельство на днях обнаружил один пассажир риго-орловской железной дороги, ездивший из Брянска в Дубровку. Туда он заплатил 1 р. 75 к., а при выезде оттуда ему посоветовали взять билет сначала до Жуковки, а от нее до Брянска, и вышло, что в первом случае он заплатил 52 к., а во втором 75 к., итого 1 р. 27 к.

На днях пущена вторая большая домна товарищества Цыплаковых и Лабунского в Жиздринском уезде, а при двух еще вагранках производство удвоит комплект горнозаводских рабочих. Собственная хорошая руда, как сообщает «Калужский Вестник» — обеспечивает надолго существование этого чугунно-литейного завода вблизи строящейся московско-брянской железной дороги.

КНИШКА ОТГАВОРНАЯ

(Продолжение*)

6. УРЕМЕЧ ЪТО (От чемеру).

На мори на кияни на востраве Кургане стаить осина, веить пот подпица(?) чемер чемерица. шли три краснаи дивицы, нашли стараи рукавицы. то прошу у вас у красных дпевиц черной рукавицы выгонять из лошади и в коне или в кобыле из такой шерсти под подницу, чемер чемирицу. расходись по чисты(м) полям, по зеленым лугам, по буйным ветрам.

Потом лошади у ноздри укинуть чтобы она зачхала.

 

7. УМОЛАЗ ЯИНАВРИ (Ирвания залому).

Подойди на места (и скажи:) Благослови, Господи. (Потом читай:) Отче наш. 3жды. Прочти: Живый помочи1 три раза, потом прочитай Сон Пресвятой Богородицы три раза, сорви ево (залом) левой ногой, наступи где он рос пяткой, и левой рукой кинь чрез левоя пличе, потом прочитай три раза2, возми ево домой, брось у печь. А покрепча нужно3 — полош ножик на стол на восход концем, на ножик — Псалтирь, пото(м) проч(т)и 12ю каф(изму), 10ю каф,, по том псалом: Бог богов, (и) кинь (залом) у печь.

*

(Если) обила челов(е)ко(м нанесена, то читай) 105 пасалом.

 

8. ЪМОЛАСП (Псалом).

Выписан весь ХС псалом: «Живый в помочи Вышняго», и проч.

 

9. ЙОННЕД ЪБУЗ ЪТО (От зуб денной?).

На мори кияни на вострави Буяни лижить дуб черв мертв. просил-бала Лазаря. Лазарь мертв и ни говорить, зубы ни болять. Ни боли у раба твоего имрак зубы жилнаи и прелнаи и кастиныя и галавныя и мазгавыя. Мати порадити все нидуги отхадити. как заря утихаить, утихни у раба твоего имрак зубы. Лень птица умалкаить, умолкни у раба твоего зубы ночная, полуночная, деная, полуденая. Отче наш 3жды.

 

10. УРОВАГАЗ ИВОРК (Крови заговору).

На море кияни на вострави Буяни лижить бел латый камень, на том белом камню сидить чернец, держить краснаю красату и степную жилу крававую рану. Едить Христос на калинавай мост, под ним конь карь. А ты кров ни кань. Ой ты, Исус, вернися, крововая рана увоймися. 3жды.

 

11. ЪКИННОС (Сонник).

(В) месице марте, во светом граде Иерусалиме, на горе на Льване, у церкви саборной спала Мать Пресвитая Богородице. немного спало, но много ува сне видала сон страшен и ужасен: Павла у Масле, Петра у Рыме, Христа у Ерусалиме у жидах, распят Христос на трех тревах: на кивке, на китре на свето... (далее оторвано).

 

12. ЯИНЕЧИЛЗИ ЫРЕЛАХ (Изличения халеры).

Взять травы гурьяну с кориням, корянь можно сушить, а потом обливать и тамить у печки. можно пить три рюмки 3 раза (на день), трава гурьян растет по харошим лугам. цвол 5ть четвертей, цвет белакраснай, мелкай.

 

13. ЯИКЕЧИЛЗИ АТОВИЖ (Изличения живота).

Взять травы пемпелия нарвать с кориням, сушить и настаивать корень, а траву можна кипеченой водой абливать. пить три раза на день, пимпелий растет на харошим лугам, вышиною 7м вершко(в), лист широкай, как гусинаи лапы. ище можно пить травы кри .. корень называетца рачки, можно (сушить), потом скаблить, с кипеченой водой пить. можна давать цваловых ка(ренье)в или извезнава(sic) спирту пить. ище травы явара корень сушить, скаблить и пить. трава явар растет у самых мокрых местах, у балотах.

 

14. ЯИНЕЧИЛЗИ ИОНИДАВ ИЛОБ (Изличения вадяной боли).

Взять альхового листу, (отп)арить и укладать (боль), потом взять (тра)вы лапух листа и укладать боль, трава лапух растет у хороших местах ...навпх лист как чулнок длинай.

 

15. ЯИТИБЗАР ИВОРК (Разбития крови).

Взять крапивы, наклась у пасудину, поставидь у печь потамить, потом выжимать. можно растираца у духу.

 

16. ЯИНЕЧИЛЗИ ИЗЫРГ (Изличения грызи).

Взять бирезавых шишак, у пасудину насыпать, налить вина, поставить у теплая места на шесь сутать. потом пить по рюмки три раза на день, или волчьих ягад есь наташак. Ягады краснаи, у них глазки чернаи, как канапелины (bis) есь можно.

 

17. ЯИНЕЧИЛЗИ ИЖОР (Изличения рожи).

Взять теста дежного прикладать или от веху корень на тирку натиреть. можно прикладать. или сукна полоску натиреть лягушинай икрой (и) увертавать опух.

 

18. ЯИНЕЧИЛЗИ УСОНАП (Изличения паносу).

Взять травы заичьи ухи, сушить, просеить, потом пить по чайной лошки три раза на день, тожа калган или раковы шейки или травы пимпелея можно пить.

 

19. ЯЖЕЧИЛЗИ ИКТАР(ОХИЛ) (Изличения лихоратки).

Взять дерива крушины, наскоблить кожи, потом высушить, потолочь, на сита просеить. можно по чайной лошки с водой пить 2 раза на де(нь). тожа взять травы казлица, нарвать цвету, составить (с) салом нисаленым, привязать на руке дли ладони.

 

20. ЯИНЕЧИЛЗИ ЪНАР УТАКС У (Изличения ран у скату).

Взять мидунишнику, ево цвету, насушить, вином рану примочить, цветом присыпать.

 

21. (ЯИНАР)ИТС АМЛИБ [Сти(рания) билма?].

Взять рыбих червей, выжмать дрянь, наклась у стиклянаю пасудину, насыпать сахарам, поставить на дин (день) у теплая места, настаица спирт. можно брызгать у глас.

 

(Окончание следует)

* См. предшествующий нумер.

1 Живый в помощи Вышняго… (Пс. ХС).

2 Здесь очевидно пропуск.

3 А чтобы еще действительнее было…

ДЕКАБРЬ

15 Нед. 31я св. Праотец. Пр. Павла, Стефана суражского.

16 Прр. Аггея. Мч. Марина. Блж. Феофании царицы.

17 Прр. Данила и отроков: Анании, Aзapии, Мисаила.

18 Мч. Севастиана, Марка. Пр. Флора, Михаила, Модеста.

19 Мч. Вонифатия, Илии, Прова, Тимофея. Пр. Григория еп.

20 Свмч. Игнатия богоносца. Пр. Филогония.

21 Свт. Петра митр. моск. Мц. Иулиани. Пр. Прокопия юрод.

Несколько оживленнее был последний базар, в пятницу, но подвоз был бы еще больший, если бы не путь, который крестьяне называют «бойким», так как лошади скользя по нем бьются. Дрова по-прежнему дороги: 80 —1.10 небольшой воз березовых, смешанные немного дешевле. Овес 57 — 62 к. п., сено 20 — 25 к. Показалась битая птица: индейка 75 к., гусь 65 — 70 к., курица 25—30 к. Поросята 12 к. ф., свинина 2.70—3.50 п. Яйца 20—23 к. Жмаки 30 к. — Мосты на торгах пошли за 1.784 р. арендной платы в год, и остались за И. А. Сытиным. — Погода стоит средняя, больших морозов нет. Выпадал иней.