04 (23.01) февраля 1894 г.

ОТ РЕДАКЦИИ

С 1894 года в Брянске будет еженедельно выходить

БРЯНСКИЙ ВЕСТНИК

по следующей программе, утвержденной Министром внутренних дел 24-го мая 1893 года:

1. Месяцослов-календарь, с указанием общих и местных праздников, крестных ходов, и т. п.

2.  Действия Правительства: постановления и распоряжения из Собрания Узаконений, «Правительственного Вестника», «Русского Инвалида», Губернских Ведомостей и других официальных изданий.

3.  Хроника местной жизни города и уезда, во всех ее проявлениях.

4.  Корреспонденции, статьи и выдержки из повременных изданий, касающиеся Брянска и его уезда, или Орловской губернии и ближайшего к ней района.

5.  Старина: статьи исторические, историко-этнографические и бытовые, касающиеся Брянска и его уезда, Орловской ry6epнии и ближайших, соседних с нею местностей, или же представляющая интерес и не исключительно местный.

6.  Иностранные известия (из «Правительственного Вестника», «Русского Инвалида» и «Journal de St.-Petersbourg»).

7.  Отчеты о заседаниях у мировых судей, в мировых съездах и общих судебных установлениях, определения и приговоры, без обсуждения их.

8.  Справочный отдел: сведения о торговле на ярмарках, торговый цены жизненных припасов, сведения о приходе и отходе поездов железной дороги, о приемных днях в больницах и у врачей, указатель зрелищ и увеселений, таблицы тиражей внутренних с выигрышами займов, и проч.

9.  Объявления.

Несколько слов по поводу сей программы благосклонный читатель найдет в особом приложении к настоящему нумеру Вестника. Маленький анахронизм, относительно мировых судей, упоминаемых в седьмом отделе, объясняется составлением программы при существовании у нас мировой юстиции.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Высочайшим приказом по военному ведомству о чинах гражданских 9 января сего года, артиллерийский чиновник брянского местного арсенала Лебедев произведен из губернских в коллежские секретари, со старшинством с 7 декабря 1893 года.

В среду, 19 сего января, в брянском соборе, в присутствии городских властей, войск, учащихся, и проч., и при многочисленном стечении молящихся, духовенством соборне отправлено было Господу Богу молебствие о здравии Его Императорского Величества Государя Императора Александра Александровича.

<На днях Свенский монастырь обогатился новыми приношением, это — лампада к явленной и чудотворной иконе Свенской Богоматери. Лампада сделана из серебра, вызолочена и украшена эмалью и весить около 13 фунтов. По борту ее кругом идет такая надпись (к сожалею не совсем, грамотная): «Пожертвована (к) образу Свовенския (вм. Свенския) Бож. Мат. брянскими купцом Алексеем Никифоровичем Комаревым. 1893 года». На лицевой стороне лампады находится миниатюрное изображение Алексея митрополита, писанное по перламутру. Как нам сообщают, лампада стоит семьсот рублей и вышла она из мастерской известного ювелира Хлебникова. Теми более неприятна небрежность, происшедшая ль надписи, которую предварительно окончательной отделки эмалью следовало бы проверить.

Во вторник, 18го сего января, в Тихвинской церкви праздновалась торжественным богослужением память свв. Афанасия и Кирилла, во имя и в честь коих устроен один из приделов в трапезе упомянутого храма.

В непродолжительном времени икона Свенской Богоматери отправляется в Севск, где она пробудет месяц. Святыню сопровождает свенский иepoмонах о. казначей Амфилохий.

С особенным удовольствием заносим в нашу хронику несколько слов об открытии в Брянске артезианских колодцев. Пока их только два: на площади возле Успенской церкви (она же Нижне-Никольская) и против собора, также на площади, прежде бывшей базарной. Первый из колодцев вышел замечательно удачен: струя обильно бьет из него в два рукава и вода здесь прекрасная, чистая. Соборный фонтан напротив дает нечистую воду и по настоящее время она никуда не употребляется. Есть еще третий артезианский колодезь, в Новой слободе в доме Баженова, но этот нам не пришлось видеть: по слухам, воды дает он довольно и качеством она не уступает Успенскому фонтану. Человек энергичный и весьма деятельный, г. Баженов первый устроили у себя артезианский колодезь, и в данном случае почин его не прошел бесследно. Такими образом, давнишние мечты, высказанные робко слишком тридцать лет тому назад — понемногу начинают осуществляться, и сколько бы сохранилось общественных денег, непроизводительно затраченных на водопровод, некогда предпринятый арсеналом при участии в том города. Не знаем насколько достоверно, но говорят, есть предположение бурить артезианский колодезь в местности близ арсенала.

В настоящее время происходит заготовка льду на лето, и тот лед, что нам случайно довелось видеть — неприятно поражает глаз: мало того что он наколот какими-то кусочками, едва ли удобными и выгодными при набивке ледников, ибо в небольшом объеме он скорее тает, лед этот чрезвычайно грязен, представляя из себя не кристалл, а какую-то муть, вдобавок сверху подернутую якобы глинистыми наростами. В заботах о здоровье не мешало бы обратить на это внимание самих хозяев, которые отнюдь не принимали бы такого льду и тем заставляли колоть его с середины реки, а не брать у берега.

Во избежание несчастий с пешеходами при бесшумной зимней езде на санях, некогда распоряжением полиции вменено в обязанность нашим легковым извозчикам иметь на сбруе запряжек бубенчики. Теперь нам сообщают, что распоряжение это исполняется далеко не всеми извозчиками. Желательно чтобы оно было подтверждено, и, кстати правило это было бы применено к частным экипажам.

Общественная жизнь Брянска, обыкновенно тихая в другое время, зимою разнообразится одним удовольствием, доставляющими приятное с полезными: говорим о катке конькобежцев, всегда собирающем к себе большое общество. Молодежь веселится здесь от души, предпочитая душную залу открытому, чистому воздуху, и среди поклонников здорового спорта  встречается немало настоящих артистов, мастеров своего дела. Тут же на катке есть ледяные горы, но нам показались они устроенными не совсем хорошо. На катке играет военный оркестр и вечером зажигается там прекрасная иллюминация.

Из уезда приходят к нам жалобы на малоснежную зиму. Действительно, поля чуть не голые, а в последнее время и погода стояла теплая, мартовская, так что появились большие проталины.

9го января охотничья команда квартирующего в Москве 12го гренадерского Астраханского Его Величества полка, в составе двух офицеров и 27 человек  нижних чинов, отправилась, как сообщают «Московские Ведомости», под город Брянск, Орловской губернии, для производства охоты на хищного зверя и для специальных занятий на местности, совершенно незнакомой. До Орла вся команда произведет  передвижение по железной дороге, а от последнего до Брянска, 137 верст, обыкновенным походным порядком, и по прибытии в Брянск должна явиться на смотр командиру расположенного там 143го пехотного Дорогобужского полка. После необходимого отдыха, эта команда произведет охоту на медведя, совместно с охотничьего командой Дорогобужского полка, а потом отделиться для самостоятельной охоты и занятий. Во время же следования от Орла до Брянска, а также и при обратном движении должны быть произведены упражнения: в движении походным порядком, в рекогносцировке местности патрулями на лыжах, в ориентировании в лесу по компасу и по местным предметам, в составлении и доставке донесений, употреблении самолазов, постройке юрт с расположением в них на ночлег, в устройстве бивачных очагов и в варке пищи в котелках.

Упомянутая охотничья команда Астраханского полка прибыла к нам в Брянск в понедельник 17го сего января, в 3 часа пополудни, и вместе с охотничьими командами полков Дорогобужского и 1го Невского Его Величества Короля Эллинов под начальством капитана Дорогобужского полка Коновалова выступила на разведки и для охоты в окрестностях деревень Дорожево и Домашево на неопределенное время.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

Журиничи (корреспонденция). До чего доводит безумная ссора, может служить следующее прискорбное обстоятельство, случившееся у нас 9го января. Двое крестьян деревни Высокой Жиздринского уезда и повздорили между собой, дальше — больше, и вот один из них схватил нож и ударил им своего противника в живот. Раненый скончался на другой же день.

«Сельский Вестник» обращает внимание на пчеловодство в Брянском уезде, которое у нас весьма развито; этим промыслом занято почти все сельскохозяйственное население губернии. Здесь уцелело даже бортевое пчеловодство в так называемом «Полесье». т.-е. в лесах, начинающихся за Десною, к Жиздринскому уезду. Борти устраиваются на деревьях, преимущественно в лиственных лесах. Каждое селение, кроме бортевого пчеловодства, занимается и пасечным; в каждой деревне можно насчитать по нескольку пчеловодов; есть пчеловоды, имеющие сотни колодок пчел. К сожалению, пчеловодство ведется между крестьянами по-старинному. Почти у всех крестьян пчелы помещаются в колодах, а ящикам крестьяне не доверяют. При малоземельи пчеловодство служит здесь большим подспорьем. Занимаются пчеловодством и помещики, среди которых немало образцовых пчеловодов. В последнее время пчеловодство начинает быстро распространяться и среди духовенства. Брянское земство давно уже сознало пользу пчеловодства и оказывает большую поддержку открытой в Брянском уезде образцовой пасеке.

Об этой пасеке мы сообщим в свое время подробные сведения.

ОРЛОВСКИЙ ПУБЛИЧНЫЙ САД

В 12м нумере «Правительственного Вестника» помещена телеграмма из Орла, от 14го января, о том, что местная «городская дума вошла с ходатайством о разрешении открыть подписку на памятник Тургенева». Незадолго перед этим в петербургской печати выражено было желание, чтобы памятник славному беллетристу поставлен был в орловском городском саду, где Тургенев будто бы в детстве любил гулять. Подробностей этой статьи не помним, но сведения относительно знаменитого орловского сада, высказанные в той заметке — не совсем верны. Считаем поэтому нелишним сообщить здесь нисколько достоверных фактов, основанных на источнике официальном.

Орловский публичный сад основан в 1822 году орловским гражданским губернатором Николаем Ивановичем Шредером. Желая устроить в Орле место для общественного увеселения и прогулки и вполне надеясь на сочувствие жителей Орловской губернии, он в первых числах октября того года приступил к разведению сада собственным иждивением, а 22го числа того же месяца пригласил, чрез предводителей дворянства, городничих и земских исправников — желающих вспомоществовать ему на устройство сада посильными пожертвованиями. До открытия сада жители Орла гуляли по бульварам, на которых в праздники гремели оркестры квартировавших в нем войск, а в высокоторжественные дни — устраивались великолепные иллюминации. До этого времени публичного гулянья в Орле не было, в летние же большие праздники некоторые из жителей города приходили на Воздвиженскую площадь и на площадки, что перед Крестительским кладбищем и корпусом присутственным, мест, где в эти дни ставились качели, строились шатры для продажи фруктов и балаганы кукольных комедий. Чрез два-три года по насаждении сада, на этих площадках уже не стали строить качелей: все обратились в сад.

Первоначальное устройство сада производилось под руководством Семена Федоровича Какурина, который на сей предмет не жалел ни трудов, ни издержек.

Денег на сад собрано было по подписке 7.894 рубля ассигнац., что вместе с выданными Шредером из собственных сумм (3.781 р. 87 коп. ассигнац.) все и употреблено на устройство общественного гулянья.

Устройство поручено было чиновнику Приказа общественного призрения Лонгину Деканору, упомянутому выше подпоручику С. Ф. Какурину и орловскому гражданину, опытному садовнику П. С. Шушпанову. Последние двое составили план сада, а Деканор заведовал хозяйственною частью и производством самых работ. Кроме корней приобретенных Шредером. многие из орловских помещиков взялись отделать (насадить) какую-либо часть сада, клумбу, и проч., и разумеется старались не отстать друг от друга. Из садов Мацнева (известного коннозаводчика), Теплова, Шепелева и других высажено сюда множество деревьев. Мценский предводитель дворянства Телепнев прислал 50 возов саженцев, кроме того куплено 7920 корней деревьев и кустарников. Все же количество корней простиралось до пятнадцати тысяч.

В 1824 году Шредер переведен в Рязань.

В бытность в Орле губернатором Аркадия Васильевича Кочубея (1830 —1837) сад взят из ведения думы и поручен смотрителю штабс-ротмистру Бракгаузену. После того садом заведовал штабс-капитан Толубеев, а в 1836 году опять сделан смотрителем Бракгаузен.

Под садом занято 7 десятин 503 кв. сажени.

СТАРИНА. БРЯНСКАЯ СВЯТЫНЯ

Смоленская церковь.

 

 

Каждая область своих блажит, и первое наше слово в этом отделе будет о местной святыне, при описании которой, прежде всего, почтим памятью один из храмов, погибших около двадцати лет тому назад, во время так называемого «большого пожара» (16-го июля 1875 года). Это церковь во имя Смоленской Богоматери, находившейся внутри города Брянска, возле арсенала, у подошвы горы, в местности называемой Лубянки. Храм этот был деревянный, имел в окружности 58 аршин, в высоту около 25, в ширину внутри 10, в длину 28 аршин. В настоящей, холодной, был один главный престол в честь Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия6 в приделах теплых: по правую сторону во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил (откуда в народе самая церковь, как это часто бывает, называется по имени сего придела «Архангельской»), а по левую – во имя св. Великомученицы Варвары. Внутренность церкви была украшена великолепными иконостасами, в настоящей же холодной кроме того, была прекрасная живопись: в алтаре на потолке изображена была небесная иерархия вокруг Св. Троицы, а по стенам жертвоприношения ветхозаветных патриархов, преобразовавших бескровную, очистительную, умилостивительную и спасительную жертву в лице Иисуса Христа. В самом храме, начиная с купола, по всем стенам изображены были разные истории из Ветхого и Нового Завета с евангельскими блаженствами, со многими притчами и чудесами, совершенными Иисусом Христом. Вся означенная живопись исполнена была масляными красками на холсте, натянутом в рамах. Стенная живопись эта произведена была в 1801 году при епископе Досифее, иждивением брянского купца Ивана Андреева Чурилина (он же Галдилин).

Когда и кем построена была сия церковь и с благословения какого архипастыря – неизвестно; должно предположить однако, что церковь построена тщанием самих прихожан, так как большая часть их жила около сего храма и некоторые из них были люди достаточные и даже богатые. Местное предание гласит, что приходская церковь прежде находилась в другом месте, на расстоянии от сей в 400 саженях, в Авиловской улице, где и по настоящее время причт Смоленской церкви владеет участком земли в количестве полуторы десятины. Какая судьба последовала с прежней церковью – неизвестно.

До 1861 года храм Смоленской Божьей Матери существовал в первоначальном своем виде, с незначительным поновлением и украшением икон сребро-позлашеными ризами. Внутренность храма разделялась на три части: первая находилась под колокольней и была холодная (паперть); вторую составили вышепомянутые приделы (теплая) и третья настоящая (холодная). Иконостасы в церкви были простой столярной работы, с простой золоченой резьбой; окна были малого размера и внутри церковь была не особенно светла, что заставляет предполагать, что храм построен был давно, и вероятно в первой половине восемнадцатого столетия, или, быть может, во время царствования Петра Великого.

Достойно замечания, что церковь сия с начала своего существования не подвергалась никаким несчастным случаям, несмотря на то, что она стоит вблизи литейно-пушечного завода, в котором неоднократно бывали пожары, особенно в сороковых годах текущего века, когда вблизи церкви сгорел литейный корпус и в нем несколько человек, церковь же осталась без повреждения. Были и другие пожары недалеко от церкви, но Господь хранил дом молитвы.

С 1861 для храма Смоленской Божьей Матери настала, так сказать, новая эпоха. При усердном старании церковного старосты, покойного Николая Ивановича Чурилина (Галдилин) храм принял благолепный вид: колокольня и трапеза перестроены, внутренность церкви (настоящей) распространена, подколокольная часть храма соединена с приделами аркой; окна сделаны большого размера; иконостасы в пределах устроены резные, прекрасной работы, золоченые через огонь. Остальные украшения внутренней предельной церкви и иконостас в настоящей устроены иждивением почетного гражданина Ивана Ивановича Невструева (Зверьков).

Теплые придела освящены в 1865 году при священнике Николае Кутепове, а иконостас в настоящей освящен в 1868 году 24 марта, в день Вербного воскресенья, при священнике Иоанне Попове.

Образы в иконостасе и вне его современны построению храма, кроме икон Смоленской Божьей Матери, господа Вседержителя (за правым клиросом настоящей церкви) и двух небольших икон Казанской Божьей Матери, отличаются некоторой давностью письма, и можно предположить, что иконы сии перенесены из прежнего храма.

Смоленская церковь некогда имела свой погост: это место вокруг самого храма и простиралось сажень на 70 к северо-востоку. В 1871 году, во время работ на шоссе, идущем от арсенала к станции орловско-витебской железной дороги, и позднее (в 1872 году) при уравнении местности вокруг церкви было открыто множество костей и черепов человеческих, даже попадались и кирпичные склепы. Целые костяки и части скелета встречались затем позднее, в 1889 году, при подведении фундамента к дому Бабкина, что в Лубянках.

Прихожане Смоленской церкви состоят частью из коренных жителей Брянска, между которыми есть купцы, мещане, военные служащие при арсенале и отставные мастеровые; частью из элемента пришлого, к которому преимущественно относится военное сословие арсенала. Следует сказать, что в числе таких прихожан отличались ревностью и усердием к церкви командиры арсенала: они принимали деятельное участие в поновлении храма; особенным же усердием между ними выделялся Алексей Иванович Богомолов.

Кстати, два слова об арсенале. Он получил свое начало еще при Петре Великом. Во время своего пребывания в Брянске (1709), государь сей поставил верь для гребной флотилии на том именно месте, где ныне находится арсенал; собственно же пушечный завод основа в 1783 году. Перестроен арсенал в настоящем своем виде в 1866 году при генерал-майоре Иване Елисеевиче Аристове. До 1870 года работы в арсенале производились военными мастеровыми, а с сего времени введен вольнонаемный труд рабочими разных сословий, число коих простирается до 700 человек.

Приход Смоленской церкви весьма малочислен, но прихожане усердны к храму и ревностны в исполнении христианских обязанностей.

Причт при Смоленской церкви в полном составе существовал с основания церкви до 1811 года, и в нем были священник, дьякон, дьячок и пономарь.

Кто именно был в составе причта до 1804 года – неизвестно. В церковном храме есть две купчих крепости, и в одной из них, 1760 года, упоминается священник Гавриил Афанасьев. В указе из орловского наместнического правления 1793 года говорится, что при сей церкви священствовал Яков Егоров. В межевой книге, оставленной 1778 года, подписался Архангельской церкви священник Яков Лукьянов.

С 1804 по 1824 год настоятелем был Никита Павлович Иевлев, прочие же члены причта постоянно менялись: двое из них определены в священники: дьякон Алексей Голубев выбыл в село Голубеи, Брянского уезда, а дьякон Михаил Евилов поставлен в Брянской Тихвинской церкви; прочие вероятно перемещались на лучшие места и поступали во священники. Из клировых ведомостей видно, что все они получили образование в семинарии.

В 1824 году причт составляли протоиерей Васили Розов, дьякон (на дьячковской вакансии) Александр Матвеевич Финиксов и пономарь Ферапонт Иванович Попов.

В 1829 году с тем же причтом настоятель был Яков Преображенский, которым 26 ноября 1831 года перемещен в армейское духовенство.

С 1832 по 1868 год священствовал Николай Иванович Кутепов; он имел камилавку, наперсный крест и получил сан протоиерея; проходил в разные должности: законоусителя при школе военных кантонистов, что была при местном арсенале; увещателя при военном суде и гражданском; исполнял обязанности катихизатора; в 1868 году уволен за штат с пенсией 90 р. в год. Дьякон Александр Финиксов и пономарь Ферапонт Попов умерли от холеры в июне 1848 года.

Ныне причт Смоленской церкви составляют: протоиерей Иван Ферапонтович Попов и дьякон В.И. Переверзев (на псаломщицкой вакансии).

С 1800 года церковным старостой был купец Алексей Сапожков; при нем церковь уставлена живописью.

С 1824 по 1840 год старостой состоял купец Михаил Бесчастнов.

С 1840 по 1868 год церковным старостой был купец Николай Иванович Чурилин (Галдилин).

С 1868 года проходил должность старосты сын покойного, Николай Николаевич Чурилин.

Смоленская церковь была посещаема орловскими архипастырями, епископами: Никодимом, Евлампием, архиепископом Смарагдом, епископом Поликарпом и в 1869 году, 16 июня, преосвященным Макарием. Внимательный архипастырь сей долго рассматривал устройство иконостасов, говорил о них с благотворителем храма, И. И. Невструевым, и благодарил за усердие и любовь к дому Божьему.

Все это описание, как уже сказано, относится к храму несуществующему: 16го июля 1875 года, во время пожара в Брянске сгорела до основания и деревянная церковь Смоленской Божьей Матери, вместе с домами и имуществом ее прихожан и причта. По благословенной грамоте Святейшего Синода причт Смоленской церкви и староста (покойный Ф. Н. Суханов) с прихожанами при содействии жертвователей летом 1881 года положили основание новому каменному храму. В 1882 году предполагалось вполне окончить построение церкви; но дело возведения храма, по неизвестным причинам – замедлилось, и до настоящего времени, за вест тринадцатилетний период, освящено лишь два придела в трапезе, холодная же (настоящая) внутри не отделана и колокольни нет.

При составлении сего очерка мы пользовались описанием Смоленской церкви, изданным в 1884 году (СПб., 160, стр. 16). Дальнейшие судьбы храма будут изложены впоследствии, причем весьма желательно бы видеть в печати подробный отчет по всем пожертвованиям, поступившим на церковь со дня ее закладки. Тогда без сомнений и самое построение храма двинулось бы скорее: видя на что идет сбор, прихожане откликнулись бы на нужды церкви, и смеем уверить не отказали бы в посильной лепете своей на благое дело.

П. ―ов.

23 Нед. 36-я Пятид. (седьм. 37-я) Глас 3-й. Смч. Климента анкирск., мч. Агафангеля. Св. Павлина милост. Прп. Мавсимы, Саламана молчал., Геннадия костром. + Воспом. 6-го вселен. соб. (681 г.). Ут. Ев. Мр. XVI, 9-20; лит. Ап. 1 Тим. I, 15-17; Ев. Лк. XVIII, 35-43.

24 Прп. Ксении, Македонии. Мч. Вавилы, Тимофея и Агапия, + Иоанна, Анастасия.

25 Св. Григория Богослова, архиеп. констант. Прп. Поплия и Мара. Мч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия, Марциала + Св. Моисея, арх. Новг. Ик. Б. М. «Утоли моя печали». Ут. Ев. Ин. X, 1-9; лит. Ап. 1 Кор. XII, 7-11; Ев. Ин. X, 9-16.

26 Прп. Ксенофонта и Марии и сыновей их: Иоанна и Аркадия Прп. Симеона, Феодора студита. Св. Иосифа, еп. Селунск. Мч. Анании, Петра и + воинов.

27 Перенес. Мощ. Св. Иоанна Златоустого, архиеп. Цареградского. Ут. Ев. Ин. X, 1-9; лит. ап. Евр. VII. 26-28, VIII, 1-2; Ев. Ин.X, 9-16.

28 Прп. Ефрема, Палладия, Ефрема печер., Ефрема Новоторж., Феодосия.

29 Перенес. мощ. свмч. Игнатия Богон. Мч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана, Паригория, Сильвана Луки, Мокия. Прп. Лаврентия печерск. + Св. Герасима, Питирима и Ионы, еп. пермских.


РАСПИСАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЕЧЕРОВ

БРЯНСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ НА СЕЗОН 1894 ГОДА 

(24-я годовщина открытия Собрания)

2 февраля. Среда. – Танцевальный вечер.

20 февраля. Воскресенье. – Маскарад.

25 февраля. Пятница. – Детский бал и танцевальный вечер.

27 февраля. Воскресенье. – Танцевальный вечер.

19 апреля. Вторник – Танцевальный вечер.

 

Кроме танцевальных вечеров, означенных в сем расписании, назначаются по воскресеньям и четвергам в течение всего зимнего сезона (исключая первой и последней недели Великого поста) рауты (упрощенные семейные вечера).

Во время воскресных раутов предполагается, когда представится возможность, устраивать концертное и литературное отделение, как то: чтение, рассказы, пение, музыку, а также разные игры и танцы под рояль, для чего специально приглашен тапер.

Дни танцевальных вечеров и раутов ни в каком случае отменяться не будут, но если надобность укажет устроить в один из означенных вечеров спектакль, концерт, и проч., то танцы начнутся по окончании спектакля, о чем своевременно будет вывешено объявление на дверях клуба.

Танцующих на танцевальных вечерах просят быть в черном костюме и перчатках, а военным — в установленной форме.

Во все дни этого расписания назначенные, гг. члены и их семейства входят бесплатно, а гости, на основании правил Собрания, по рекомендации (собственноручной записи гг. членов), с платою: на танцевальные вечера по одному рублю, с правом ввести двух дам; на рауты — пятьдесят копеек, и на карточные вечера двадцать пять копеек.

Когда устраивается концертное отделение, указанная плата взимается с персоны.

Начало детских вечеров в 7 часов. Начало танцевальных вечеров в 8 часов.