№8, 08 (27.03) апреля 1894 г.

25 сего марта в 2 часа пополудни м. ИГУМЕНЬЯ АНГЕЛИНА настоятельница брянского женского Петропавловского монастыря волею Божиею скончалась.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Брянского уездного исправника

В виду наступления весны, а также и удобного времени для вывозки нечистот и очистки дворов, прошу гг. домовладельцев смотрителей домов, а также церковных старост:

1.  Немедленно приступить к очистке дворов, ретирад, тротуаров и улиц от мусора, нечистот и навоза. Срок очистки назначается 1 апреля.

2. Все нечистоты должны вывозиться в указанный места.

8. Вываливание нечистот, навоза, мусора и загрязненного снега в неуказанных местах будет строго преследоваться; — и

4. Наблюдение за исполнением настоящих требований лежит на обязанности брянской городской полиции.

Виновные в неисполнении этих требований будут привлекаться к законной ответственности но 29 и 102 стт. Уст. о наказ., налаг. мир. суд., и за счет виновных будет производиться очистка согласно 17му пункту обязательного постановления городской думы от 14 го февраля 1879 года.

 

 Диакон церкви при брянском рельсопрокатном заводе Иоанн Покровский и диакон соборной города Малоархангельска церкви Николай Казанский — перемещены один на место другого.

 

 

Приказом по орловскому почтово-телеграфному округу, от 1 сего марта за №13, перемещены тем же званием: почтово-телеграфные чиновники V разряда: брянской конторы — титулярный советник Лаухин в орловскую и тульской конторы — и не имеющий чина Иван Руднев – в брянскую контору.

По случаю первой седмицы Великого поста, поминовение в Бозе почивающего Императора Александра Николаевича перенесено было на субботу 5го марта. В этот день в храме Преображения соборне отслужена была панихида (хотя в Петербурге, наприм., панихида в Петропавловском соборе отслужена была 1 го марта). Празднование же восшествия на престол ныне благополучно царствующего Государя Императора совершено было в воскресенье, 6го марта, и в том же храме после литургии отслужено было в присутствии властей также соборне благодарственное Господу Богу молебствие, после чего войскам был сделан парад.

 

 

В пятницу, 25го сего марта, в 2 часа пополудни скончалась игуменья Петропавловского женского монастыря м. Ангелина (в мире Наталья Алексеевна Ульянова). Покойная происходила из купечества и детство свое провела в с. Ловати и Жиздринского уезда, где отец ее занимался торговлей. В Петровскую обитель м. Ангелина поступила в 1851 году и долго наравне с другими сестрами проходила общее монастырское послушание, затем некоторое время была на крылосе в числе певчих. Избрана настоятельницею 4го марта 1884 года, а игуменский жезл вручен ей 17го мая того же года. Покойная была седьмая начальница Петровской обители после преобразования сего монастыря из мужского в женский (1836 года). До нее игуменьи шли в таком порядке:

1. Августа, с 17 июля 1836 по 11 апреля 1837 года.

2. Иринарха, с 20 июня 1837 года; также как и Августа назначена из севского Троицкого монастыря. Скончалась 4 ноября 1854 года.

3. Павла — из орловского Введенского монастыря. Правила шесть лет, затем удалилась, по болезни, на покой во Введенскую обитель, где и скончалась.

4. Амфилохия — из смоленского монастыря. Назначена в 1861 году. Переведена в орловский Введенский монастырь.

5. Марионилла — избрана из среды сестер Петропавловской обители. Правила четыре года; по болезни удалилась па покой и скончалась в сем же монастыре.

6. Викентия, принявшая монашество в смоленском монастыре, была казначеем при Амфилохии и Марионилле. Возведена в игуменьи 19 ноября 1871 года. Скончалась 13-го февраля 1884 года и погребена на паперти Петропавловской церкви, при входе с левой стороны.

Отпевание и погребение почившей игуменьи Ангелины назначено на воскресенье, 27го сего марта.

Чуть не с каждою почтой газеты приносят нам известия о духовных внебогослужебных беседах, каковые ведутся или с мнимыми старообрядцами, или же в целях назидания обращаются к православным для разъяснения того или другого богословского вопроса. Таковы наприм. в Москве собеседования преосвященного Тихона со старообрядцами; в Тамбове, как видно из содержания местных Губернских Ведомостей, преосвященный Иероним предлагает беседы своей пастве, и проч. Время для этих хотелось бы сказать отрезвляющих бесед избирается наиболее удобное: в дни покаяния и молитвы, в святые дни поста более чем когда либо уместны подобным обращения к человеку, который также внимательнее относится к ним именно в эту пору. Ниже, в отделе внутренних известий, читатели найдут корреспонденцию с бежицкого рельсового завода, где положено начало воскресным чтениям (чему нельзя не порадоваться от души). Что до Брянска, то, не в обиду будь сказано, духовенство наше относится к своему делу чересчур формально, ограничиваясь одною лишь службою положенною уставом. Во время внебогослужебное духовенство нисколько не заботится предложить народу что-либо, а если делает это, то ограничивается бездушным чтением по печатной книжке. Если же случится когда произнести проповедь (событие в Брянске можно сказать наиредчайшее), то всегда слышится бледная, схоластическая семинарская хрия, холодная, не согретая внутренним чувством. Бывают, конечно, исключения, но, повторяем, редко-редко нам доводится слышать хорошее поучение с амвона, хотя за неделю кажется можно бы к сему подготовиться, ибо труд невелик. Истинно не понимаем на что, на какую потребу убивается свободное время нашим городским духовенством, так как в некоторых приходах при большом штате (наприм. в соборе при трех священниках, диаконе и двух псаломщиках) нет даже церковно-приходской школы. Какой-нибудь сельский батюшка в нанковой или демикотоновой ряске, весь день занятый в поле или вообще по хозяйству, и тот уделяет досуг, находит минуту для назидания, учит, заводит какую там ни на есть школу, а городское более или менее обеспеченное духовенство считает едва ли не роскошью преподавание элементарных правил, обучение по букварю или по часовнику. Лет двадцать тому назад в «Православном Обозрении» помещена была статья в защиту духовенства, якобы обремененного и чуть ли не изнемогающего под тяжестью всевозможных обязанностей на него возлагаемых: во всем-де светские сваливают вину на духовенство. Смеем, однако, уверить почтенного автора, если дойдет к нему наш голос, что защита его построена на весьма шатких основаниях и приведенные доводы при всей их остроумности ни малейше неубедительны: от священника требуют учительства в обширном значении, требуют дёйственного слова, и труд этот в меру должен быть неуклонно выполняем каждым носящим высокое звание духовного пастыря.

 

 

В воскресенье, 20го сего марта, в соборе после вечерни один из очередных священников прочел народу по книжке о значении поста. Это и было так называемое внебогослужебное собеседование. Говорить о посте конечно всегда хорошо и полезно, но нам кажется в тот день приличнее было бы избрать другую тему, на что также нашлись бы книжки, если уж нельзя обойтись без них. Покойный Боткин, известный врач, сделал однажды справедливый упрек своим коллегам, собиравшимся на ученые заседания в медицинском обществе, что рефераты свои они читают по тетрадке. Книги и бумага —сфера кабинета, а людям живым, идущим на живое дело — нужна живая, не мертвенная речь, и если в столице извиняют неловкий оборот, повторение, тавтологию, и т. п., то у нас и подавно простят все недостатки, свойственные устной беседе: не сжатая, не обусловленная какими-либо рамками, такая речь шире и глубже может захватывать самый предмет, давая простор мысли, и действовать на слушателя совсем иначе чем чтение, хотя бы и искусное.

 

 

Минувшая неделя, середина Великого поста, посвящена была чествованию креста Господня: так седмица эта и называется крестопоклонною или средокрестною. Уместно посему будет сказать несколько слов об орудии смерти Искупителя. Но сомневаемся, что предмет настоящей беседы слишком хорошо известен каждому (иначе и быть не может!.); он всегда и у всех в памяти, что также естественно; значение креста как символа спасения ярко очерчено в чудных церковных песнопениях (особенно хороши три стихиры, поемые за всенощным богослужением на выносе креста для поклонения, и между ними самогласен на славе: «Днесь неприкосновенный существом»...). Tем не менее два-три слова о кресте не будут лишни, быть может они окажутся даже благовременны в виду поднятия вопроса о нем в одной из столичных газет. Кроме того, в нашей Брянской округе есть несколько мнящих себя быть древлеправославными: им также быт может пригодятся наши строки в виду их бесконечных споров о виде креста.

Под заглавием «Латинский крест на русском историческом памятнике», в «Сыне Отечества» (№54) помещена небольшая заметка, где говорится, что «среди условий, предъявленных конкурсом к составителям проекта памятника павшим в бою русским воинам на С.-Готарде, нас удивляет (!) и поражает (?!) требование, несогласное (?) ни с обрядами православия (?), ни с национальным (!) духом русского человека, именно: требование украсить нишу, вырубленную в скале, четырехконечным латинским (!) крестом».

Если почтенная редакция названной газеты даст себе труд обратиться только к тому, что напечатано о кресте у нее же, именно в одном из воскресных приложений, то она убедится, что православная церковь знает один лишь четвероконечный крест, каковой она и употребляет во всех обрядах и при всех таинствах.

Повторим зады.

Чествование креста началось с первых времен христианства, и уже во втором веке находим высокое уважениe к изображению креста. В самое первое время на надгробных памятниках древние христиане весьма часто изображали драгоценное имя Христа то в виде изменявшейся время от времени монограммы, указывавшей на две первые буквы имени Христа, то в виде греческого названия и изображения рыбы.

Рядом с этим были и другие символические изображения: якоря (Христос - надежда спасения), голубя (птица с распростертыми крыльями давала форму креста, символ  спасения), агнца («Се Агнец Божий, вземляй грехи мира»), пастыря («Пастырь добрый, иже душу свою полагает за овцы своя»; о криофорах можно читать почти в каждом сочинении, касающемся христианской агиологии, но есть и специальная монография о Гермесе-криофоре, послужившем архетипом Доброго Пастыря). Между этими эмблемами значился и символ искупления — крест.

Вплоть до XI века на кресте обыкновенно не изображали Распятого. Смертная казнь при помощи креста еще продолжалась и для новообращенных, еще не крепких в вере, почему было бы соблазнительно видеть Спасителя пригвожденного к такому же позорному дереву, к какому на их глазах пригвождали злодеев.

Что до формы креста, то приходится иметь в виду лишь те сведения, какие даст позднейшая разработка христианской археологии. Иустин философ считает форму креста основною во всей природе. «Нет ремесленника, говорит он, который бы не употреблял формы креста в виде своих инструментов; человек сам изображает крест, когда простирает руки свои на молитву». Самым древним сохранившимся изображением креста должно быть признано то, которое украшает тиару авгаря эдесского на уцелевших монетах. С IV века крест стал открыто изображаться на кольцах, монетах, медалях, надгробных лампадах, и проч , после того как сам Константин Великий соорудил крест из драгоценных камней и золота и поставил его во дворце вместо изображения богини Победы. Одною из древнейших форм креста должна быть признана форма греческой буквы Т. Форма эта держалась весьма долго в Восточной церкви и встречается даже на Корсунских вратах в новгородском Софийском соборе. Истинность этой формы доказывается разными мистическими толкованиями. Но Григорий Великий говорит об этой форме, что она только подобие креста, ибо если бы над поперечною линиею была прибавлена вершина, то было бы не подобие уже, а самый крест. Господствующее предание в церкви, действительно, было таково, что орудием спасенья был крест четырехконечный, каковой чрезвычайно видоизменялся. Так, есть крест византийский, петровский, антониевский, патриарших, папский, Андреевский, Константиновский, готический, испанский, иерусалимский, звездчатый, якорный, сердцевидный, голгофский, английский морской, лилейный, рыцарский, и мн. др. Затем форма восьмиконечная (на эту последнюю названная газета очевидно и намекает) – есть уже видоизменение четвероконечной. Подробнее о сем можно читать у W. Smith and Sam. Cheetham: A dictionary of Christian antiquities, etc.; F. X. Kraus: Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer; Martigny: Dictionnaire des antiquites chretiennes, и мн. др., специально же — в известных немецких сочинениях Штокбауэра, Цестермана, и друг., в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» (крест до Христа), Миллера (на датском языке), и проч., и проч., также в сочинении о. К. Никольского: «Об антиминсах», etc., и в еженедельном приложении к газете «Сын Отечества» 1887 года, №10, стр. 73 — 75.

В «Христианском Чтении» (1855, XII, 477 sqq.) ость прекрасная статья о виде креста на основании рукописей Императорской Публичной Библиотеки XI —XVI века. Полемического характера и имеющая в виду раскольников, статья эта, относясь к древлеправославной церкви, тем не менее, совершенно применима и к настоящему случаю.

Известно, что одна из главнейших разностей мнимо-старообрядческого учения от православного между прочим касается учения о внешнем виде креста. Мнимые старообрядцы почитают только крест составленный из трех древ, крест, как они выражаются — тричастный, трисоставный, четверочастный, почитание креста какого-либо иного вида они признают ересью, особенно же ненавидят крест четвероконечный и называют его нечестивым латинским крыжем. Между тем, древлероссийская церковь не была привязана к определенному виду креста до того, чтобы, поклоняясь ему (кресту четвероконечному), отвергала все другие виды креста как еретичемкие. Так, в древних рукописях встречается и восьмиконечный крест, и семиконечный (без выступа поверх надписания вины), шестиконечный (а. без надписания, но с подножием, и б. с надписанием, без подножия) и пятиконечный (без выступа вверх над дщицею и без подножия).

Не будучи строго привязана к определенному виду креста, церковь всегда употребляла и уважала только четвероконечный. Примером может служить место в нотном стихираре XI — ХII века, где читаем: «…четвероконечный мир днесь освящается четвероконечну возвышаему твоему кресту». Уважение к четвероконечному кресту церковь выражает еще тем, что в своих богослужебных книгах и уставах при совершении обрядов и таинств повелевает изображать знамение креста только четвероконечного: ...режет священник (агнец) крестообразно;...диакон кадит святый престол крестообразно; ...опоясывается диакон уларем (орарем) крестообразно; ...таж опустив иepeй фелонь и руце свои приложив к персем крестаобразно; .. кающийся «согбене руце имый к персем крестаобразно»; ...священник покропляет святою водою всю церковь крестообразно... и проч., и проч. Словом, примеров можно бы набрать бесчисленное множество, и все они говорили бы только в пользу того, что у нас почитался и почитается крест четвероконечный. Как трудно совместить это с тем, чтобы древлероссийская православная церковь, по верованию мнимых старообрядцев, смотрела на крест четвероконечный как на печать антихристову.

Библейское ветхозаветное преобразование креста также всегда выражалось изображением креста четвероконечного (Иона, Даниил, Моисей, Иаков, и проч.).

Древлеpoccийская церковь, далее, не смотрела на крест четвероконечный как на крест еретический, уважаемый только латинянами. Известно, как наши предки ревностно изобличали римские заблужденья и как тщательно разбирали каждое из них. Можно ли допустить, чтобы они не обличили учения папистов о виде креста, если бы в этом учении была какая-либо разность между православными и католиками? Между тем в сочинениях против латинян нет ни слова в обличении креста четвероконечного. «Во всех древлеписьменных Кормчих, читаем в ученом органе православной духовной академии — в чине присоединения латинян, между ересями, который проклинает присоединяемый — нет ни слова о четырехконечном кресте».

Разумеется, не в беглой газетной заметке решать подобные вопросы, но полагаем, что приведенного достаточно, чтобы видеть как неосновательны и опрометчивы бывают иногда приговоры мнящих руководить чужим мнением и как неосновательны взгляды о трактуемом глаголемых старообрядцев, для убеждения коих тратится столько сил духовных проповедников.

Обращаясь к приведенной газетной выдержке, спросим теперь — причем тут «национальный (конечно православный?) дух русского человека», и что обидного, что греховного, если русский человек при взгляде на с.-готардский памятник с четвероконечным крестом осенит себя назнаменовав крест на своем челе, персях, правом и левом плече, и при этом произнесет павшим русским воинам «вечную память?»  Бестактность заметки столичной газеты скажется еще ярче, если взять во внимание, что всего лишь за несколько дней до этого вся католическая Франция молилась за дружественную ей Россию, и тогда никто ни единым словом не обмолвился о неблагодатной молитве перед латинским крестом...

В субботу, 19 сего марта, в Покровской церкви совершена была литургия по случаю празднования иконы Божьей Матери именуемой «Умиление», чудотворный образ коей находится в сем храме за левым крылосом в настоящей. Также как и накануне, всенощное бдение, богослужение отправлял соборный протоиерей о. В. Александров.

Быть может не все брянчане знают, что в нашем городе есть, кроме того, явленный образ Богоматери «Умиление». Один из видов известных в западной иконографии под именем Pietà, изображение это пишется различно. Обыкновенно Божья Матерь представляется с Искупителем мира, снятым со креста, причем положение Богочеловека пишется разно: на иконах Западной церкви Христос лежит горизонтально у лона Пречистой (такие иконы не редкость впрочем встретить и у нас, наприм. в Петербурге, в главном управлении княгини Юсуповой графини Сумароковой-Эльстон); другой вид иконы Умиления — объятие Распятого Богоматерью; пишется икона эта также на подобие других изображений Божьей Матери с Предвечным Младенцем, и такова икона у Покрова; есть изображение «Умиления» Божьей Матери представленное на подобие «Балыкинской» (см. две схожих иконы на известной московской хромолитографии, изданной В. Васильевым в 1885 году). Явленный образ, о коем мы говорим, принадлежит ко второму типу и находится он в нашем воинском управлении. Мерою икона: в длину 6 ½ и в ширину 5 ½ вершков. Она в золоченом окладе и доставлена в киот, на коем вверху Господь Саваоф, а по сторонам,: слева Иоанн воин и великомученица Екатерина, справа Николай чудотворец и великомученица Варвара; внизу под Умилением — великомученик и победоносец Георгий. Что эта икона действительно явленная, свидетельствует летописная чеканная заметка на самом окладе, которую приводим без всяких изменений:

«ВМЕЛЕНЙЕ ПРЕСВЯТЫЯ БЦЫ ЕВЛЕННОЯ В ГО(РОДЕ) БРЯНСКЕ В ВОСТРОГЕ НА ВОРОТАХ 1803 ГОДА АВГУСТА .5». Явление образа может быть объяснено весьма просто: икона эта происхождения западного; написанная кем-либо из киевских изографов, как известно находившихся под влиянием западным, икона эта принесена к нам из Киева (Брянск всегда тяготел к Kиевy, а не к Москве), и более чем вероятно поставлена на воротах острога какою-либо многострадальною любящею матерью, сын которой невинно (что легко могло статься при прежней судебной волоките) томился в тюрьме в тяжких оковах. В орфографии летописи сказалось брянское произношение.

В числе предвестников весны почитаются жаворонки, прилет которых, по народному воззрению, совпадает со временем около 9го марта, на сóроки (память сорокá мучеников севастийских). В Брянске, да вероятно и в других местностях, на рынке к этому дню готовят особый хлеб, в виде птички, который у нас называют сорóками. Один из любимых пернатых, столь прославленный и в поэзии и в музыке (кто не знает хотя бы этой строфы:

Ты воспой, воспой,

Млад жавороночек,

Сидючи весной

На проталинке…

или «Жаворонка» Глинки, известного в транскрипции Балакирева?) — жаворонок весьма интересен по роду своей жизни, и вот как описывает его Брем:

Жаворонки (alaudae) напоминают, так сказать, куриных птиц между воробьиными. Они принадлежат исключительно земле, и до того чужды древесной жизни, что нас сильно удивляет, если жаворонок иногда сядет на ветку дерева. Все жаворонки сложены очень плотно, с большою головою, коротким или средней длины клювом различной толщины, длинными и очень широкими крыльями, коротким хвостом и довольно низкими ногами с пальцами средней длины, их которых задний снабжен когтем в виде шпоры, с двенадцатиперым, не особенно длинным или коротким, большею частью тупо обрубленным хвостом, и оперением земляного цвета, меняющимся очень мало у обоих  полов, но чрезвычайно значительно у различных возрастов. Внутреннее строение сходно существенным образом с строением других воробьиных. Жаворонки обладают мышцами, управляющими пением, легкие их велики, желудок мясистый и, следовательно, мускулистый; зоба не бывает. По своим способностям жаворонки представляют много своеобразного. Это лучшие ходоки между всеми воробьиными: ходят они вовсе не прыгая, но именно шагом, который в случае надобности могут ускорить до значительной степени. Полет их отличается разнообразием: спеша куда-нибудь — они летят очень быстро, большими дугами, причем то быстро двигают крыльями, то подтягивают их; во время пения, напротив того, они поднимаются, порхая, прямо вверх или описывают  большие спирали, и опускаются сверху вначале очень медленно, а затем, подтянув крылья, быстро бросаются вниз и как камень падают на землю. Иногда они летают, быстро трепеща крыльями, над самою землею или над зеркальною поверхностью вод; по временам же вдруг повторяют один за другим все свои летательные фокусы. Органы чувств развиты у них довольно хорошо, но рассудок напротив того слаб. Жаворонки очень резвы, редко сидят смирно, находятся в постоянном  движении и так сказать неутомимы. С другими жаворонками они живут в высшей степени миролюбиво, как только в дело не замешалась любовь, в период же совокупления беспрестанно ссорятся. На других птиц жаворонки не обращают никакого внимания, хотя некоторые виды и смешиваются с зябликами и подорожниками. Относительно других, более сильных животных, они ведут себя робко, и не боятся человека только в том случае, если долгим опытом убедятся в его добрых намерениях. Большая часть жаворонков изрядные певцы, а некоторые —превосходные артисты. Песня их довольно бедна строфами, но богата по разнообразию. Некоторые виды имеют способность подражать чужим звукам, и этим значительно обогащают свое пение. Северные виды жаворонков подвергаются нападениям всех небольших хищников, как бегающих по земле, так и летающих по воздуху...

Описание Брема сопровождается рисунками. Мы не делаем этого по недостатку подходящих заведений в Брянске и, во-вторых, потому, что порода этих пернатых слишком хорошо известна каждому.

С уничтожением снега как нельзя более резко выступили наружу недостатки нашей,  можно сказать, убийственной мостовой, хуже которой вряд ли что можно себе представить. За отсутствием под руками официальных данных (отчетов брянской городской управы нет даже в Императорской Публичной Библиотеке), не можем наверное сказать - подвергалась ли когда ремонту наша шашá, но если и чинили ее, то разве местами, все же остальное полотно пребывает во всей своей неприглядности. Какой-то пекарь в Белокаменной дал название «московской мостовой» особому виду коврижек, поверхность которых густо и неровно усыпана миндалем, долженствующим в этом  случае играть роль булыжника. Если бы какой булочник или кондитер вздумал у нас выпустить подобные же пряники, тоже разумеется с соответствующим названием, можно смело ручаться, что наши брянские по своему превосходству составили бы сильную конкуренцию московским. При отсутствии тротуаров и крутом профиле наших мостовых, хождение по ним истинное мучение во всякое время года, и тут право затрудняешься —какому из них отдать предпочтение: зимою пешеход падает на мостовой и калечит себя, потому что с обывателя не требуют, чтобы он посыпал дорожки песком или золою, а сам он никак не может до этого додуматься, дойти до такой премудрости; весною и осенью при заморозках он ступает по араратам и монбланам, а в оттепель и в дождливое время вязнет в липкой грязи; летом, помимо весеннего и осеннего характера, мостовые наши суть хранилища всевозможной пыли, начиная от грубой песчаной до само мельчайшей бархатной (иначе нельзя ее назвать), вздымаемой при самом легком прикосновении ветра, если же дуновение зефира чуть посильнее (об аквилоне уж и говорить нечего), то случается, что и продохнуть бывает нельзя. В городах Финляндии существует порядок, что с наступлением времени таяния снега каждый домовладелец перед своим домомь  сгребает с улицы грязь в кучи. Через сутки или двое, когда сбежит лишняя вода, из кучи получается прекрасное удобрение для огородов и полей, которое и вывозится безвозмездно всеми желающими воспользоваться этим наземом, скопившимся за всю зиму. Охотников является много и кучи на улице не залеживаются. У нас сгребание грязи производится только на Московской улице, и то в центральной ее части, очистка же остальных улиц, к сожалению, производится крайне вяло, а вывоз и еще менее. Нам кажется, что если бы владельцы огородов и ближайших к городу пашен были поставлены в известность о том, что им предоставляется право безвозмездная вывоза куч с улиц, то дело очистки пошло бы успешнее к обоюдному соблюдению интересов, санитарных города и выгод земледельца. А то, повторяем, Брянск по нескорой очистке улиц попадает в такое состояние, что главным чистильщиком оказывается весенний ветер, и вся органическая пыль разносится по городу, вместо того чтобы служить ей удобрением окрестных огородов. Напоминая о состоянии наших городских путей сообщения, мы вовсе не требуем чего-либо невозможного, а только лишь единственно сколько-нибудь сносного и удобного пространства для безопасной ходьбы. Если экипажи людей состоятельных не ломаются от теперешней мостовой, резиновые шины не трескаются и рессоры фаэтонов их не лопаются, то и пусть себе на здоровье, но за что страдания бедному пешеходу, за что истязания бедному обывателю, ни в чем неповинному и все чающему, чтобы городское самоуправление обратило, наконец, внимание на первую и  существенно-необходимую потребность человеческой жизни. 

12го марта происходили выборы городского головы, причем избран прежний, г Сафонов.

 

 

В городе появилось несколько велосипедистов, которым не мешало бы соблюдать два правила, если не ошибаемся, введенные повсеместно: днем при подъезде к пешеходу сзади — предупреждать его звонком, а вечером и ночью, кроме того иметь, у себя на самокате зажженный фонарь.

 

 

Мы слышали что в Брянске предполагается устроить телефонное сообщение, для чего собирается подписка, которая обеспечивала бы содержание необходимого персонала служащих.

 

 

По примеру Петербурга, у нас на домах большой Московской улицы повешены фонари с означением красною краской нумера дома и фамилии владельца. Фонари большие, стоят они не дешево (по 3—4 р. штука), но сделаны весьма непрактично: задняя сторона их, прилегающая к дому, хотя и из хорошей блестящей жести, но совершенно плоская, стоит прямо, не под углом, и не выгнута по закону отражения света. Еще лучше и удобнее было бы снабдить лампы коническими рефлекторами вместо теперешней плоской жестяной задней стенки. Впрочем, и за то спасибо, что сделано, все-таки в некотором смысле просвещаемся.

 

 

Распоряжением епархиального начальства воспрещается мирянам стоять на солее и входить в алтарь во время богослужения, о чем вывешены объявления при входе в храм.

За последнее время погода стоить капризная, чисто весенняя: были и теплые солнечные дни, когда R поднимался до +10, 12°, но затем он также быстро падал и опускался до — 2, 3°. Перепадал небольшой снег, а в понедельник и вторник (21 — 22го) моросил мелкий дождь, Десна вскрылась 23го числа в 6 часов пополудни. Наши горные речки, Верхний и Нижний Судок прошли благополучно, так как таяние снега, в нынешнюю зиму небольшого — шло постепенно.

происшествия в брянске:

— В воскресенье, 20го сего марта, в четвертом часу пополудни случился в Брянске на Лубянках пожар, скоро прекращенный совместными действиями пожарных команд, городской и вольной дружины. Сгорел дом солдатки Шейковой. Убытку понесено до 300 рублей.

— В ночь на 7е марта у отставного рядового Леона Бураковского похищено денег 45 рублей.

происшествия в брянском уезде:

— В ночь на 28е февраля скоропостижно умер крестьянин села Речицы, Овстугской волости, Семен Федоров Лемешов, 58 дет, от излишняя у потребления водки.

— В ночь на 1е марта в имении дворянки Золотницкой при хуторе Грецове, Княвицкой волости, сгорело три жилых избы с сенями. Убытку причинено сим пожаром до 1300 рублей. В поджоге подозревается крестьянин деревни Издежич, Квявицкой волости.

— В ночь на 28 февраля в селе Жабове, Алешинской волости, произошел пожар от неизвестной причины, причем сгорело две крестьянские избы с надворными постройками и некоторым имуществом.

— 1го марта в селе Панкине, Бытошевской волости, от неосторожного обращения с огнем сгорел дом с надворною постройкой и движимым имуществом крестьянина того села Петра Ковалева; убытку причинено пожаром на 76 рублей.

— 2го марта ночью в селе Полпине крестьяне этого села Федор и Гавриил Михайловы Бараненковы при ссоре нанесли своему односельцу Марку Иванову Праздникову тяжкие побои.

— 4го марта на ст. Дубровка из торговой лавки купца Верки Ельяшова похищено 8 штук рыбы на 84 копейки.

— 7го марта на станции Жуковка, орловско-витебской железной дороги, сделано покушение па кражу лошади с упряжью, принадлежащей алымовской лесной конторе купца Зеликина. Виновный задержан с лошадью.

— 9го марта крестьянином деревни Княгинина Давыд Кузнецов острым орудием нанес рану в ногу крестьянину той же деревни Елеазару Пушкареву.

— 9го марта на брянском рельсопрокатном заводе скоропостижно умер мастеровой села Бытоши Федор Алексеев Кондарин. По дознанию оказалось, что он пил запоем, две недели пьянствовал, ничего не ел, и умер вследствие пьянства.

— Там же 14 марта задержан с похищенным железом один крестьянин.

— 11 го марта в селе Дятькове у мастерового того села Ивана Ковалева сделано покушение на кражу железного безмена, стоящего 1 рубль. Виновный с безменом задержан.

По всем сим происшествиям составлены протоколы и виновные привлечены к судебной ответственности.

письмо в редакцию

М. Г., г. Редактор.

Покорнейше прошу поместить на столбцах уважаемой вашей газеты несколько строк моего письма.

5го марта в соборной церкви Брянска отслужена была панихида по в Бозе почившем Императоре Александре II. Порядок извещения в таких случаях до сего времени исходил от городского головы, для чего по всем учреждениям посылался рассыльный с бумагой. Но на этот раз о панихиде не знали не только частные лица, но не были уведомлены и многие казенные учреждения, в силу чего на панихиде присутствовало не более 50 человек. В других городах подобные извещения передаются через посредство органов  печати, почему бы и в Брянске не держаться такого же, порядка, т.-е. поместить объявление в «Брянском Вестнике» о времени панихиды или молебна, что было бы несравненно проще и для всех жителей города известнее. Как бы то ни было, но мы крайне сожалеем, что нам не пришлось участвовать на общей панихиде, не пришлось соборне помолиться о Царе-Освободителе, Царе-Мученике. Примите, и проч.

 

Брянчанин.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

Бежицкий рельсопрокатный завод (корреспонденция). В воскресенье, 13 марта, при торжественной обстановке, в присутствии директора завода и многочисленной публики, открыта народная читальня для духовно-нравственных бесед. Читальня открыта в здании, где помещается училище; зал может вместить свыше двухсот человек. На первый раз священник Азбукин прочел жизнь, страдания и смерть Спасителя, причем были показаны туманные картины. В заключение хор заводских певчих исполнил народный гимн и показаны портреты Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы. Чтения будут происходить еженедельно по воскресеньям.

Жиздра. В конце минувшего января жиздринский уездный съезд почтил намять умершего почетного мирового судьи, генtрал-майора С. И. Мальцева. Лишь только стало известно о смерти его, в первом очередном заседании съезда была торжественно отслужена панихида по усопшем при участии начальствующих лиц в городе и всех пожелавших почтить память о незабвенном для здешнего края русском деятеле. Не стало Сергея Ивановича, но не умрет добрая память о нем. Он был в полном смысле слова русский человек и патриот, любивший все родное. При огромном своем состоянии, он вел самый простой образ жизни, и неутомимою своею деятельности служил примером трудолюбия. Владея многими обширными заводами в Жиздринском и Брянском уездах, он в течение полувека старался провести в народную жизнь многоразличные отрасли нашей фабричной и заводской промышленности и старался всеми силами привить на русской почве все полезные изобретения: железные дороги, пароходы и телеграф нашли в имениях его практическое применение. Первый русский локомотив и первые русские рельсы сделаны на заводах Мальцова, на которых имели заработок и кормились сотни тысяч народа. Будучи добр, и соединяя в себе многие прекрасные качества души, он  заслужил в здешнем крае всеобщее уважение,  а в заводском населении оставил по себе имя отца и благодетеля. Мир праху его! В другой корреспонденции «Калужских Губернских Ведомостей» из Дятькова, где говорится о погребении Мальцова, в заключение посылается не совсем несправедливый упрек по адресу Брянска. «Спасибо Жиздре, говорит корреспондент, что хоть она одна отнеслась по силам и средствам, как подобает, к заслуженной памяти покойного деятеля; грустно, что соседний Брянск, также много обязанный деятельности покойного, ничего не предпринял к похоронам, чтобы достойно почтить прах Сергея Ивановича».

 

 

С разрешения главного выкупного учреждения, общества мастеровых: Любохонского горного завода и Радицкой стеклянной фабрики, Любохонской волости; Чернятинской с бывшей Клеиной, Ивотской и Знеберской стеклянных фабрик, Дятьковской волости, все Брянского уезда, в общей сложности в числе 1488 ревизских душ, со срока 1го января 1888 года у Мальцовского торгово-промышленного товарищества выкупили в собственность состоявшие в пользовании этих обществ полевые и усадебные угодья в размере 1297 десятин 1636 сажен, за которые получили в ссуду от Правительства для выдачи Мальцовскому товариществу 92.392 рубля 91 копейку.

рославль

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК*

 

Во главе Рославля стояли воеводы, заведовавшие в то же время и всем Рославльским краем. Из рославльских воевод XVII и XVIII вв. известно пять лиц: князь Хворостинин, Ив. Тухачевский, Потемкин, князь Ал. Юр. Мещерский и, наконец, последний рославльской воевода Ив. Мих. Пузыревский, которому был послан указ Петра и в 1706 году 3 июля «взять работников с уезду и посаду, с двух дворов по человеку, и доделать засечную линию до Брянской засеки и теми же людьми дочистить в Рославльском уезде Смоленскую дорогу для всяких проездов»... На обязанности воеводы лежала, между прочим, забота при первой вести об опасности немедленно собирать из уезда и из посада защитников. Он же обязан был следить за спокойствИем пограничных местностей, для каковой цели на границе с тогдашнею Польшею, начинавшеюся соседнюю Могилевскою губерниею, было устроено несколько пограничных форпостов. Содержание воеводе полагалось из казны. В 1710 году должность рославльского воеводы была уничтожена, крепость Рославль потеряла стратегическое значение и гарнизон из нее был выведен. Помощником воеводы, а в XVIII столетии и полным хозяином города, состоял городничий. Кроме известного жалованья, городничие получали на все время своей службы и участок земли, переходивший потом к другому городничему, и т. д. Так, в тридцатых годах XVIII столетия «велено быть в городничих в Рославле вместо умершего Михаила Городского его сыну Алексею Михайлову Городскому, с отдачею ему в пользование городнической дачи». В распоряжении городничего состояли «посадские старосты», в роде нынешних полицейских надзирателей, а в уезде полицейскую службу исполняли «земские ярыжки». Они были обязаны следить, чтобы в городе и уезде не было корчемства, азартных игр, буйства, и т. п., в случай нужды им разрешалось даже брать пушкарей. Винная торговля находилась тогда в руках правительства, спиртные напитки считались «царским пойлом», т. е. продавались казною — царскими чиновниками — «целовальниками», присягавшими (целовавшими крест) на верную службу государю. В земельных спорах рославльцы должны были обращаться в земскую избу к земским старостам, выбиравшимся из среды обывателей и заведовавшим общественною землею. Самые законы, действовавшие тогда, были очень строги. Возле Рославля находилось и место расправы с преступниками, «Виселицкий ров» (существующей и в наши дни), Самое название этой местности показывает каким способом наказывали тогда важных преступников. Со вступлением на престол Императрицы Екатерины II, Рославль в 1775 году получил права уездного города. Главным правительственным чиновником в Рославле был тот же городничий. Во главе городского самоуправления стоял магистрат, председатель которого избирался из числа граждан и назывался бургомистром. Мещанскими делами заведовала ратуша, в которой заседали ратманы. Появились должности ценовщиков, налагавших таксу на продукты, и торговых старост. Было обращено внимание и на образование городских обывателей. В 1779 году получено было предписание из смоленского Приказа общественного призрения о заведении в Рославле малого народного училища для обучения в нем купеческих и мещанских детей. Но число охотников обучаться в этом училище было самое незначительное. Рославльцы и в то время все свои усилия употребляли лишь на искусство ловко провести покупателя и продавца-мужика и без грамоты...

А. Щукин.

 

* Окончание См. №6 «Брянского Вестника»

МАРТ

27 Нед. 4я Вел. Поста (5я седм. Вел. Поста). Гл. 4й. Мчц. Матроны селунск., Мануила, Феодосия, Прп. Иоанна, пустынника египет. Ут. Ев. Мф. XXVIII, 16-20; лит. ап. Евр. VI, 13-20 и Ефс. V, 91-19; Ев. Мр. IX, 17-31 и Мф. IV. 25, V. 1-12.

28 Прп. Илариона, Стефана. Мч. Ионы, Варахисия, + Занифана, Лазаря, Илии, Марина, Авива, Сивсифина и Савы. Прп. Евстратия, Илариона гдовск.

29 Св. Мартка, еп. арфусийск. Прп. Кирилла, Иоанна, Евстафия, + Ионы и Марка.

30 Прп. Иоанна лествичн., Иоанна безмолвн., Зосимы, еп. сиракуз. Прр. Иозда, Ап.: Сосфена, Аполосса, Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы.

31 Смч. Ипатия, еп. гангрского. Прп. Ипатия Св Аполлония пустын. Смч. Авды, еп. персидского и мч. Вениамина диак. Прест. Ионы, митр. моск. + Св. прв. Иосифа прекрасн., сын. патр. Иакова. Ик. Б. М. «Иверския».

АПРЕЛЬ

1 Прп. Марии египет., Евфимия суздал., Макария пеликитск. Мч. Геронтия, Василида и Авраамия болгарского. Св. прв. Ахаза. Ут. Ев. Преп. Мф. XI, 27-30; лит. ап. Евр. XIII, 17-21; Ев. Лк. VI, 17-23.

2 Прп. Тита. Мч. Амфиана, Едесия и Поликарпа. Лит. ап. Евр. IX, 24-28 и Евр. IX, 1-7; Ев. Мр. VIII, 27-31 и Лк. X, 38-42, XI, 27-28.

 

МАРТ 1894 

 

18

20

23

       

Грибы: солёные рыжики

2 р. 25 к. пд.

»

»

Дрова: березовые

            сосновые

9 р. саж.

»

»

            еловые

7 р. 50 к. саж.

»

»

Жмаки

30 к. пд.

»

»

Картофель

17-20 к. мера

»

20-22

Конопл. масло мерн. (50 ф.)

6 р.

Крупа

1 р. — пд.

»

»

Лес: шелевка 7 арш.

— 15 к. шт.

»

»

        дуб. 5 арш.

70 к. – 1 р.

»

1р. – 1 р.10к.

        соснов. 9 арш. 5. в.

1 руб.

»

»

Мука

— 64 к. пд.

63

»

Мякина

8 к. мера

»

»

Овес

52-55 к. пд.

»

52-56 к. пд.

Пенька-сырец

2 р. 50 к. пд.

»

2 р. 70 к. пд.

Сено

10-16 к. пд.

»

10 к. пд.

Рыба свежая:

   

 

Лещ

12-13 к. ф.

»

»

Щука в 5-15 ф.

10 к. ф.

»

»

Язь

8-9 к. ф.

»

»

Мелкая (плотва и проч.)

6, 7, 8 к. ф.

»

»

Сена в привозе было много, вследствие чего оно пало в цене, но покупателей не было. С 18 по 25 число было много в привозе свежей рыбы (до 100 пудов). Скот живой дорог: мясо 4 р. 50 к. пуд.


ответы редакции

Брянск: Н. Ф. П. — Заметки ваши напечатаны не будут.

Анониму. — Стихи ваши: «К маскараду 23 февраля» и «Сон»:

В ночку полнолунья

Шел я как-то раз,

Вдруг ко мне колдунья

Встала перед глаз.

«Хочешь видеть брянских

Вечеров сюжет?»... и т. д.

помещены не будут. При этом напоминаем, хотя о сем говорится в заголовке каждого нумера «Вестника», что все статьи, присылаемые для помещения в газете непременно должны быть за подписью автора и с его адресом, но могут быть напечатаны под псевдонимом.

Николаю В—ну. — Оба стихотворения ваши, из коих одно начинается —

В полночь вдарил колокол,

Ванька молоко лакал... и проч.,

а другое —

Под тенью сих больших дерев

Мы не боимся комарев,

Одначе не смотря на это,

Случилося у прошлом летя… и т. д.

напечатаны не будут.

А. Б. В.— Объявление в городском саду: «покорнише просят гг. гуляющи вскеру  деревьев нело потраве неходить и собак водидь неиначе как на снурках или цепяг» — надо надеяться будет когда-либо заменено более грамотным.

И. М. М .— Фельетон ваш и стихи:

В праздничное время,

Поздно вечером вдвоем

Я лузгал с ней семя.

Вдруг откеля ни возьмись

Тетенька с мамашей, и т. дал.,

напечатаны не будут.

С. И. П—ну. — Присланное вами стихотворение «знаменитого» брянского поэта, начинающееся:

Жиль во Брянске купец знатный,

Он завод имел канатный,

Недалеко от Емской,

Над Десною над рекой.

Внево девки и рибяты

Пряли разные канаты, и проч.,

не будет напечатано.

— у. — Статью вашу об инциденте между Э. и М. считаем неудобной, как носящей частный характер, касается она небольшого замкнутого кружка и не имеет решительно никакого общественного значения.

Карачев. К.— Ни стихов, ни фельетонов не нужно.

Орел. Ф. И. О—хову. — Фельетон ваш, касающийся орловской уличной жизни, не будет помещен.

Бузулук. Павлу Петровичу Гурову. — На открытое письмо ваше, которое приводим дословно:

«Марта 5го 1894 год. Г. Бузулук.

 

Января 29го было послано мной на имя Вашей редакции денег один рубль за напечатования моего объявления и просил Вас, чтобы Вы выслали мне доказательный номер, но номера я до сего время не получал Следовательно мое объявления не было напечатовано по Этому прошу редак. выслать мой деньи обратно ипачи я вынужден буду сообщить кому следует» — контора редакции «Брянского Вестника» имеет честь уведомить, что объявление ваше об эфедре, как того требуют цензурные правила, было посылаемо во врачебное отделение орловского губернского правления, откуда оно возвращено с таким объяснением, что «согласно циркуляру медицинского департамента от 15 июня 1890 года, за № 4118, первоначальное печатание объявлений о медицинских, косметических и других неврачебных средствах должно быть помещено в «Правительственном Вестнике», а затем уже может быть перепечатано и в «Брянском Вестнике» (отношение орловского губернского правления, № 334). Вследствие сего, отказавшись от печатания вашего объявления, контора редакции возвратила вам деньги марками в заказном письме, именно 86 копеек (за вычетом 14 копеек на расходы), в чем почтово-телеграфною конторою и выдана квитанция за № 67м.