№10, 22 (10) апреля 1894 г.

В 3м нумере «Брянского Вестника» касаясь «Орловских Епархиальных Ведомостей» мы упомянули об отчете по делу школьного образования, тогда же, обещая ознакомить наших читателей с состоянием учебной части в Брянске и его уезде, исполняем это обещание.

Из отчёта о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в орловской епapxии за 1892-93 учебный год видно, что Брянский уезд занимает пространство в 5.970 кв. верст, с православным населением в 138.141 д. (70.251 мужск., и 67.890 женского пола). Число церковно-приходских школ в уезде было 15, школ грамоты 26, школ других ведомств 37, всего 78. В частности, школы церковноприходские находятся в следующих  приходах: при городской Успенской церкви, при монастырях Петропавловском и Свенском (учитель Ф. В. Грамузов), при рельсопрокатном заводе, в селах: Вщиже, Елисеевичах, Мужинове, Любохне, Фошне, Дятькове, Голубеи, Давыдчичах и Рябчичах, в дд.: Гришиной Слободке (прихода Фошни) и Немирич (прихода Бытоши).

Нет никаких школ в Брянске:

при соборной церкви, где 3 священника, дьякон и 2 псаломщика (на это обстоятельство обращено внимание в официальном отчете*),

при Спасогробовской, где 2 священника, дьякон и 2 псаломщика, а самый приход состоит всего из 155 душ;

при церквах:

Богоявленской, Смоленской, Тихвинской, Троицко-Воскресенской и Христорождественской.**

В уезде нет школ при 11 приходах.

По сравнению с данными предшествующего академического года, число приходов, в которых нет никаких школ, сократилось на 31.

При городской успенской церковно-приходской школе, основанной в память девятисотлетия крещения Руси, учитель П. Я. Кудрявцев желающим из учеников преподает практически пчеловодство, для чего на частные пожертвования устроена пасека. Ученики занимаются пчеловодством с большою охотою. Кроме того, при сей же школе преподаются рукоделья, которым обучает опытная в этих занятиях учительница Е. Ангелова. При школе есть певческий хор из учащихся, в составе 20 человек [подобные же хоры есть в Дятькове (10 человек), в Фошне (10), Любохне (25), Давыдчичах (25) и в Голубет (6 человек)]. Независимо сего, учащиеся в церковно-приходских школах поодиночке и небольшими группами принимали участие в церковном пении и чтении с членами клира. Помимо участия в церковном пении в составе хоров, ученики церковно-приходских школ были обучаемы сему предмету в классе; обучение это происходило во всех церковно-приходских школах, и по сравнению с предшествовавшим учебным годом представляет значительные успехи: ученики изучили главнейшие церковные песнопения всенощного бдения и литургии. Но классное обучение пению происходило большею частью с голоса, а не по нотам, по неподготовленности учителей к обучению нотному пению. В целях восполнения этого недостатка в церковно-приходских школах, епархиальный училищный совет в предшествовавшем учебном году проектировал учредить при местной духовной семинарии особые регентские классы собственно для подготовки учителей хорового церковного пения в церковно-приходских школах, и проект свой представлял на утверждение высшего начальства. К сожалению, проект этот не был утвержден в том именно виде, в каком он был составлен в епархиальном училищном совете применительно к местным потребностям и средствам, расширить же этот проект до той программы и тех требований, каки были указаны от высшего начальства — не представилось возможности

Учащиеся в церковно-приходских школах неопустительно посещали храм божий во все воскресные и праздничные дни под наблюдением законоучителей или учителей школ, причем, как выше объяснено, принимали участие в церковном пении и чтении, прислуживали в алтаре, подавал кадило, облачение, теплоту, вынося подсвечник, и проч.

Утренние молитвы почти во всех школах исполнялись в самых же школах пред началом занятий под руководством законоучителя, или, за отсутствием его, под наблюдением учителя. Вечерние молитвы в некоторых школах прочитывались по окончании классных занятий, а в некоторых школах ученики собирались вторично для слушания вечерних молитв. Большею же частью вечерние молитвы предоставлялось ученикам прочитывать на дому. Чтение молитв сопровождалось обыкновенно пением наиболее употребительных из них.

Население относится к церковно-приходским школам сочувственно.

Школьные библиотеки состояли почти исключительно из учебников и учебных пособий.

Воскресные и праздничные чтения были в следующих школах: при успенской градской школе два чтения (12го февраля и 9го мая 1893 года) и в школе с. Дятькова в течение зимы несколько раз учителем производились воскресные чтения в доме законоучителя, но без установленной программы. На чтениях присутствовали, кроме учеников, и взрослые.

Средства к содержанию школ в Брянском уезде заключались в следующем: пособия от церквей 480 р., от земства 700 р., от волостных и сельских обществ 604 р. 90 к., от попечителей и благотворителей 1.432 р. 79 к., платы за учение 261 р., всего 3.478 р. 69. к., из коих к началу следующего учебного года было в остатке 1.157 рублей 86 копеек.

Школ грамоты в Брянском уезде за отчетное время было 26, учащих в них было 21 человек (о 5 школах сведений не доставлено), а учащихся 8.858 (7.697 мальчиков и 1.161 девочка).

Успехи обучения в школах грамоты разнообразны. Во многих школах выучивают только читать, преимущественно по-славянски, немного писать и считать; но есть школы, которые по успехам обучения близко подходят к курсу церковно-приходских школ, и даже равняются с ними. Таковы по преимуществу школы, в которых обучением занимаются священники и дьяконы.

По рассмотрении и обсуждении сведений о епархиальных школах, Орловский епархиальный училищный совет пришел к следующим заключениям: Дело церковно-приходских школ, в особенности школ грамоты, несомненно развивается; это доказывается сравнением данных отчетного года с предшествующим, из которых видно, что общее число школ епархиальных (церковно-приходских и грамоты) увеличились с 352 до 419, т.е. более чем на четвертую часть; число учащихся в этих школах возвысилось в такой же почти пропорции (с 13.763 на 17.066). Позволительно предположение, что число школ возросло бы в большей степени, если бы население не было стеснено неурожаями двух предшествовавших лет. Внешнему успеху школьного дела соответствует и внутренний успех обучения, насколько можно судить о нем по отчетным данным: число выдержавших экзамен на льготу возвысилось с 554 до 923, т. е. в большей еще пропорции, чем общее число учащихся; обучение церковному пению заведено почти во всех церковно-приходских школах и даже во многих школах грамоты; число церковных хоров из учащихся также увеличилось. Тем не менее, успех школьного дела слишком еще незначителен по сравнению с общею потребностью образования и недостаточен во всяком случае даже относительно наличной возможности удовлетворения этой потребности. С одной стороны число детей, не обучающихся в школах (всех ведомств), значительно более половины общего числа детей школьного возраста (5: 8); число же приходов, в которых нет никаких школ, составляет пятую часть общего числа приходов в епархии. С другой стороны, между приходами епархии, в коих нет никаких школ, много таких приходов, в которых и по числу населения и по составу причтов можно и должно было бы ожидать открытия школ. Поэтому епархиальный училищный совет разделяете мнение, высказанное некоторыми отделениями о том, что по отношению к таким причтам желательно было бы воздействие со стороны епархиального начальства к открытию школ в их приходах.

Ограничиваемся этим сухим, но вместе и красноречивым отчетом по состоянию у нас народного образования.

 

* «По численному составу приходов, где нет школ, и по составу причтов, выдаются приходы:... в Брянском уезде — градская соборная церковь» (Отчет, страница 17).

 

** Следовательно, за исключением Успенской (Нижне-Никольской) церкви, где священником состоит о. благочинный Владимир Попов, школ нет ни при одном нашем городском храме. Почему-то не показана в отчете еще Верхне-Никольская церковь. Несколько лет тому назад, псаломщик сего храма Евфим Иванович Суздальский, радея просвещению, завел у себя школу, в которой обучалось до 70 человек, за каковую ревность учредитель, он же и наставник училища награжден серебряною медалью для ношения в петлице на Александровской ленте. Теперь этой школы нет. Нет далее школ: при Зарецкой церкви, приписанной к Верхне-Никольской, и при двух кладбищенских (при двух последних вероятно потому, что прихода в них не полагается).

Городская больница имеет 52 штатных койки (хирургических терапевтических по 19 и 14 коек для заразных; 21 женских и 31 мужских); но во время осенних и зимних месяцев бывает больных до 70 человек; принимаются в больницу со всякими болёзнями, исключал душевно больных.

Горожане — бедные пользуются больницей бесплатно; за земских больных уплачивается земством 44 коп. в сутки; желающие лечиться на свой счет платят по 50 копеек в сутки. При больнице есть амбулатория, где принимаются больные ежедневно с 9 до 12 часов; горожане получают здесь же бесплатно лекарство. Медицинский персонал при больнице состоит из двух врачей Н. Н. Денисенко (cтарший врач) и А. М. Фрумкина и трех фельдшеров.

В больнице производятся операции и мелкие, и крупные (чревосечения, овариотомии, за исключением особо специальных горловых и ушных). Деятельность больницы за 1893й год выразилось 14.967 больничных дней, т.е. ежедневно в среднем в больнице пользовался 41 больной; из них (дней) на долю земских больных приходится 10.818, на горожан 4.139 дней; за лечение земских больных город получил 5.167 р. 92 к., за своекоштных 213 р., итого 6.372 р. 92 к.

Амбулаторных было около 7.000. Отпущено лекарств по 14.800 рецептам.

Содержание больницы с ремонтом и всеми расходами обходится около 10.000 рублей. Собственно город на лечение своих больных в больнице и на дому, вообще на медицинскую часть истратил около 4.627 рублей, сумма, которой не хватало прежде на содержание приемного покоя с 8 кроватями, одного врача и одного фельдшера и на уплату в военный лазарет за наиболее тяжелых больных (по 81 копейке в сутки). Городская больница открыта в 1889 году старанием нынешнего городского головы и с материальной помощью братьев Могилевцевых.

 

Недостатки настоящей больницы: тесновато во время прилива больных, нет отдельных комнат, где могли бы поместиться желающие из интеллигентных людей (обращаются из других губерний, особенно с хирургическими болезнями), устаревший и недостаточный хирургический арсенал, неимение фельдшерицы (особенно чувствуется при больных женскими болезнями). Будь все это устранено, выиграли бы больные и выиграл бы город; но на это нужна единовременная затрата 5—7 тысяч, а у города свободных средств нет, да вообще у нас на медицинские нужды обыкновенно тратят только остатки от излишков или если найдется добрый человек даст, и то с непременным условием истратить именно на медицину, а не на что-либо другое. До сих нор еще у нас ни общественные деятели, ни само общество не пришли к сознание, что каждый рубль, истраченный толково на медицинскую помощь или на санитарное улучшение, сбережет, сотню рублей общей экономии. Медицина и образование [–]  два наиболее важные фактора в народной жизни, а, между тем, оба они почти всегда на заднем плане.

В субботу, 2го сего апреля, в Воскресенской церкви поставлена новая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость, принесенная в дар из Петербурга. Как видно из подписи, это – «истинная мера и подобие чудотворного образа Скорбящей Божьей Матери, что в селении Императорского Стеклянного завода в С.-Петербурге». Ниже этого на металлической пластинке другая летопись, которую приводим в точной передаче: «СПБ. Икона благословение отцом Иоанном (Кронштадтским) в память 1893 г. от холеры в хр.(ам) Возн.(есения) Г. Ф. Широков.(ым) Ник. Пет. Арест.(овым) пож.(ертвована) лонна, (т. е. лампада) Евдок. Иван.(овною) пож.(ертвована) лона, (лампада) 1894 г. 24 марта». Икона простой живописи, но несравненно лучше подлинника, который принадлежит к суздальскому типу. Также как и на настоящей, находящейся в Петербурге, на деке нашей иконы с лицевой стороны вделано нисколько мелких медных монет. Вознесенским храм назван правильно, ибо приход этот образовался из упраздненной женской Вознесенской обители, где чествуется также и память обновления храма в Иерусалиме, иначе словущее воскресенье (13 сентября), откуда народное название церкви.

Нет сомнения, что с наступлением лета к нам будут наезжать труппы разных увеселителей, репертуар которых кишит всевозможными оперетками, операми-буфф, и проч. Заигранные и давно сданные в архив в столицах и даже в губернских городах, где есть признаки истинной человеческой культуры, пьесы эти, сделавшись достоянием там открытой сцены — могут привлекать разве мастерового-зубоскала или какого-нибудь невежду-прасола, падких на представления без разбора, лишь бы поглазеть и провести вечерь «у киятря» (т.е. в театре). Не то в провинции, в уездном городе, где под влиянием беззастенчивой рекламы и аршинных афиш доверчивая публика бросается на всякую для нее новинку, в желании хоть бочком соприкоснуться к высшей культуре.

— А ну, Иван Иваныч, подем, поhлядим, как это там, какие приставления бувають у hуберни (в губернском городе... (или «у столицы», т.-. в столице). Посмотрим и мы чем hоспода забавляются.

— Подем, Хведя...

И идут, и глазеют зевая, и выходят из киятру весьма довольные тем, что видели какие такие «киятры бувають у hуберни и у столицы», ровно ничего но вынося разумеется из «приставления», кроме лишь впечатления о праздно-проведенном, убитом времени.

Наслаждение искусством даже так называемой интеллигентной публики — теперь нечто невероятное: подавай базарного товару, чего-либо с тенденцией, хлесткого, что смогло бы ударить по нервам современного человека, или смотрят такую уж пошлость, за которую после самим стыдно.

К числу опереток, небезызвестных, конечно, и Брянску по представлениям бродячих знаменитых артистов, принадлежит, наряду с «Мокрым Амуром», «Прекрасной Еленой», и т. п. — «Фауст наизнанку», перелицованный Гётевский Фауст. Позволим себе привести взгляд художника-поэта на это современное произведение. Вот стихотворение недавно скончавшегося Апухтина по поводу «Фауста наизнанку», напечатанное в только что вышедшей апрельской книжке «Вестника Европы»:

И ты осмеяна, и твой черед настал!

Но, Боже правый! Гретхен, ты ли это?

Ты, красоты бессмертный идеал,

Ты - чистое создание поэта!

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Наш век таков: ему и горя нет,

Что тысячи людей рыдали над тобою,

Что некогда твоею красотою

Был целый край утешен и согрет.

Ему бы только в храм Любви вносить слова порока,

Бесценный мрамор грязью закидать,

Да пошлости накладывать печать

На всё, что чисто и высоко!

 

Желаем, чтобы строки эти были поняты нашей брянской публикой...

Весна совершенно вошла в свои права: стоит прекрасная нежаркая погода, которой позавидовал бы сам Кайгородов.

 

 

21 го марта у крестьянина Карла Крайзлях похищено столярного имущества на 6 рублей.

 

 

Происшествия в Брянском уезде:

 

— В деревне Дубровка 12го марта у землевладельца Звонарева неизвестно кем похищена медная внутренняя камера спиртового холодильника, весом до 15 пудов, стоящая 300 рублей,

— Того же числа на станции Раздельной мальцовской железной дороги неизвестно кем похищен из вагона принадлежавшей Мальцовскому товариществу ящик чаю, весом 1 пуд 10 фунтов, стоящий 93 рубля.

— 15го марта утонул в р. Сещи при селе Рековичах крестьянин Должанской слободы Николай Латышев.

— 16го марта в селе Любохне у купца Ивана Кирилова из амбара похищено овса на 6 рублей, а 18 числа у того же Кирилова похищены ременные гужи стоящие 2 рубля.

— На рельсопрокатном заводе 16го марта сгорели при казарме рабочих разные постройки. Причина пожара неизвестна, убытку от него понесено заводом и рабочими на 300 рублей.

— В с. Городище 17го марта скоропостижно скончалась крестьянка Анастасия Ефимова.

— В ночь на 19а марта в селе Жабове у купца Константина Никитина из торговой лавки чрез взлом замков похищено разного имущества и деньгами на 336 рублей и копейку.

— В 3м квартале Лавшинской казенной дачи, второго брянского лесничества, 10го марта ушиблен повалившимся деревом крестьянин деревни Нешкович Дмитрий Панков 27 лет, скончавшийся в тот же день; а 23го числа в той же даче случайно отскочившим суком от дерева убит крестьянин деревни Сидоровки, Фошнинской волости, Василий Алешин, 29 лет.

— 23-го марта с рельсопрокатного завода похищена медная труба стоящая 60 рублей.

— Того же числа в селе Пятницком у крестьянина Исидора Холявина украдено из амбара ржаной муки 4 пуда.

— В селе Ивоти 26го марта скоропостижно скончался жиздринский мещанин Андрей Безсонов.

 

 

В 3м нумере «Брянского Вестника» мы говорили об одном из видов шарлатанства. Есть еще один из опасных видов мошенничества, столь излюбленный некоторыми пройдохами. Способ этот наиболее гадок, ибо построен он и основан на обмане религиозном, причем эксплуатируются самый чистые, самые возвышенные чувства человека. Говорим об афонских монахах, всюду рассылающих просительные письма о помощи с зазывом о молитве за живущих и поминовение усопших. Обращаем посему внимание читателей на статью помещенную в нынешнем нумере газеты: там подробно говорится о  плутнях афонских келлиотов. Заимствуем эту статью из «Сельского Вестника» в извлечении.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

Вследствие опустошительной рубки леса в имении при селе Слободище, Любохонской волости, Брянского уезда, принадлежащем подполковнику Ипполиту Николаевичу Петрову, орловский лесоохранительный комитет постановил: Принимая во внимание, что почти вся дача, принадлежащая землевладельцу Брянского уезда, подполковнику И.Н. Петрову и граничащая с СЗ, С и СВ владениями Мальцовского торгово-промышленного товарищества, с ЮЗ, Ю и ЮВ владениями Чибисова, Подшивалова и крестьян села Слободища — вырублена сплошь, с оставлением кое-где единичных деревьев и отдельных островков старого леса, причем возобновлено лесной площади не закончилось, а между тем рубка оставшегося старого леса продолжается — таковую рубку, в виду 13 ст., пункта t 29 ст, положений о сбережении лесов и § 27 наставления лесоохранительным комитетам, признать опустошительной и прекратить.

ПРОДЕЛКИ АФОНСКИХ КЕЛЛИОТОВ

В последние годы, по поводу рассыпаемых по России просительных писем афонских монахов, несколько раз печатались в «Церковных Ведомостях», в «Правительственном Вестнике» и «Сельском Вестнике» разъяснения о том, что письма эти или воззвания о пожертвованиях в пользу афонских келий и скитов — не заслуживают никакого доверия, что деньги, посылаемые по этим письмам, идут совсем не на то, на что предназначаются—не на украшение или сооружение храмов, не на помощь богомольной братии, не на молитву за здравие благочестивых жертвователей или на помин души родственных им покойников, и т. п., а на поддержку тунеядцев, которые на собранные деньги устраивают  себе праздную, а нередко и порочную жизнь, или занимаются мирскими делами —торговлей или иного рода промышленностью, нисколько не думая о благочести, о спасении своей или чужой души, а лишь обманывая благочестивых деятелей своими прошениями. Эти разъяснения делались от Святейшего Синода на основании многочисленных расследований, которые производились правительственными властями, и потому должны считаться вполне достоверными.

Между тем, по сведениям, доходящим до Святейшего Синода, присылка таких писем не только не прекращается и даже не уменьшается, а напротив, можно полагать, что все более и более расширяется. Некоторые кельи рассылают таких писем по нескольку десятков тысяч, так что имеют для этого особые канцелярии, значит рассылка писем доставляет им не только значительные, но и богатые средства. Особенно много таких воззваний и писем получалось за последнее время от следующих лиц: настоятеля келльи св. Иоанна Златоустого, Иеросхимонаха Кирилла; настоятеля пустыни Рождества Пресвятой Богородицы, иepомонаха Моисея Буренина; настоятеля пустыни св. Николая Чудотворца (Белозерки), иеросхимонаха Неофита; схимонаха келейной Трех Святителей обители Варлаама Чернышева; настоятеля кельи во имя Положения Честного Пояса Божьей Матери, иеросхимонаха Иоанникия Литвиненко; настоятеля пустыни св. Николая Чудотворца на Капсале, схимонаха Синесея; настоятеля пустыни преподобного о. Онуфрия Великого и Петра Афонского на Могуле, иеромонаха Феофана; настоятеля Свято-Предтеченской пустыни, иepoмoнaxa Никанора; монаха кельи св. Иоанна Златоуста, Константина Семерникова; настоятеля древнего Свято-Троицкого бывшего скита, иеромонаха Нифонта Краснова.

Получая легкую добычу посредством рассылки писем в России, мнимые отшельники или живут себе в покое и довольстве на счет доверчивых благотворителей, сами не занимаясь никаким полезным делом, или же пускаются в какое-нибудь промысловое дело, занимаются торговлей, разводят сады и виноградники, отдают деньги в рост, и т. п. Некоторые проживают в своих кельях вместе с учениками или жильцами (которые называются «кавиотами»), другие сами остаются на месте, а своих жильцов, как бы приказчиков, посылают в разные места по своим промышленным делам, между прочим и в Россию собирать пожертвования на их обители; а иные оставляют своих учеников на месте, а сами отправляются в Константинополь или в Россию обделывать свои дела, и там, на собранные лепты от благочестивых людей, предаются разным мирским удовольствиям, а нередко и прямо зазорной и развратной жизни, посрамляя звание и рясу русского православного монаха. На Афоне в кельях много не монахов, а людей разного мирского звания (наиболее крестьян, мещан, отставных или запасных солдат), но мирским людям там нетрудно получить монашеское звание, потому что на Афоне между многими монастырскими обителями есть строгие и нестрогие; каждая обитель сама себе дает устав, общего начальственного надзора за ними нет никакого, и вот в обителях слабых за денежную плату легко постригают в монахи, и возводят в сан иеромонаха даже и таких людей, которые по своему расположению и нравственности далеко недостойны монашеского чина и по церковным правилам не могут быть пострижены в монахи, как например люди женатые, о чем начальство таких обителей вовсе и не справляется. Многие из постриженных в монахи не остаются при монастырях, а уходят на сторону жить по своей воле, поселяются в кельях, поступая в число их братии или, если имеют средства, сами делаются настоятелями, подбирая себе такую же братию. Никто не наблюдает за их жизнью (так как монастыри требуют только, чтобы исправно вносилась наемная плата за кельи), и они живут и действуют, как им угодно, нередко предаваясь невоздержной жизни, пьянству, и т. и.

 

(Окончание следует)

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ

хранящиеся в Брянской почтово-телеграфной конторе.

 

Брянскому механическому заводу. — Деренскому, Борису. — Запольскому.

АПРЕЛЬ

10 Нед. Baий (цветоносная). ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ (Страстная седмица.) Мч. Терентия, Африкана, Максима, Помпия, Зинона, Александра, Феодора, Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов. Утр. Ев. Mф. XXI, 1—11, 15 — 17; лит. ап. Фил. IV, 4—9; Ев. Ин. XII, 1-18.

11 Мч. Антипы еп., Прокесса и Мартиниана. Прп. Фармуфия и Иоанна. +Прп. Иакова желзноборовского, Евфимия и Харитона сянжемских.

12 Св. Василия, еп. парийск. Прп. Исаака сирина, Афанасии игумении, Анфусы девы. Прпмч. Мины, Давида и Иоанна. Смч. Зинона, еп. веронсск. + Св. Василия, еп. рязанск. (1360). Ик. Б. М. «Муромская»

13 Смч. Артемона, Мч. Крискента, + Кирополита и Фомаиды.

14 Св. Мартина испов., папы римск. Мч. Антония, Иоанна, Евстафхя, Ардалиона, Азата. + Ик. Б. М «Виленская».

15 Ап. Аристарха, Пуда и Трофима. Мч. Саввы, Василиссы и Анастасии. +Преставл. кн. Мстислава Владимировича (1132).

16 Мчц. Агапии, Хионии, Ирины, Леонида, Xapиeссы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры и Ирины. +Прп. КН. Феодоры. Ик. Б. М. «Ильинской-Черниговской» и «Тамбовской». Утр. ап. 1 Кор. V, 6—8, Гал. III, 13-14; Ев. ут. Mф. XXVII, 62 -66; лит. ап. Рим. VI, 3-11; Ев. Mф. XXVIII, 1—20.

 АПРЕЛЬ 1894

3

6

8

Грибы: солёные рыжики

Дрова: березовые

14 р. саж.

»

»

            сосновые

12 р.

»

»

            еловые

10 р.

»

»

Жмаки

Картофель

18-20 к. мера

»

»

Конопл. масло мерн. (50 ф.)

6 р.

Крупа

1 р. 10 к. пд.

»

»

Лес: шелевка 7 арш.

        дуб. 5 арш.

        соснов. 9 арш. 5. в.

—.

Мука

62-64 к. пд.

»

»

Мякина

13 к. мера

»

»

Овес

Пенька-сырец

2.50 – 2.80

Сено

15-18 к. пд.

»

»

Рыба свежая:

   

 

Лещ

12-13 к. ф.

»

»

Щука в 5-15 ф.

10 к. ф.

»

»

Язь

Мелкая (плотва и

проч.)

7-9 к. ф.

»

»

 Во все эти дни особенно было много в привозе пеньки, каковой в среду было до 6.000 пудов. В уезде начали пахать под овес. Работы на огородах в разгаре. Убыль воды в Десне идет довольно равномерно.