№15, 27 (15) мая 1894 г.

Дела, назначенные к слушанию в брянской городской думе, на понедельник 16го мая 1894 года:

1.Доклад комиссии по рассмотрению приходо-расходных городских смет на текущий 1894 год.

2.Торговое производство на отдачу в аренду городских лугов для скошения  травы в лето сего 1894 года.

3. Заявление  уполномоченного М. И. Баженовой, А. М. Баженова — о соглашении с городом по возбужденным им судебным делам о лесопильном заводе.

4. Доклад городской управы с расчетом арендной платы за время пользования городским лесопильным заводом бывшею владелицею его М. И. Баженовою.

5. Доклад ее же по вопросу отдачи городской земли в аренду Дудевского под устройство мельницы.

6. Заявление поверенного торгового дома Я. А. Новикова — об отказе от аренды городской земли под смольнею и о возврате залога.

7. Предложение г. орловского губернатора с копиею постановления губернского пи земским и городским делам присутствия об отмене изданного думою обязательного постановления относительно штрафов с водовозов.

8. Заявление гласного А. М. Баженова по вопросу о средствах к увеличению сбора за извозный промысел и о применении 112 ст. городового положения; — и

9. Рассмотрение кондиции составленных городскою управою на отдачу в аренду пахотной земли.

 

 

29го апреля имел счастье представляться Их Величествам Государю Императору и Государыне Императрице командир расположенного в Брянске 144го пехотного Каширского полка флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник Иван Венедиктович  Богаевский.

 

 

 

Канцелярский служитель брянской дворянской опеки Моисей Данчаков 3го сего мая уволен от службы.

«Медицина и образование — два наиболее важные фактора в народной жизни, а между тем оба они почти всегда на заднем плане». Такими словами закончил автор свою заметку о деятельности нашей городской больницы. В том же нумере «Брянского Вестника» мы видели каково состояние у нас народного образовала и заботы об этом «наиболее важном факторе народной жизни». Эта последняя часть понемногу начинает улучшаться, и как читатели знают из прошлого нумера «Вестника» — навстречу интересам образована идет городское самоуправление открытием читальни и более доступной, дешевой продажи учебников и классных принадлежностей. Далеко не так обстоят с медициной, и на первый раз хотя бы с поданием первой необходимой помощи в случаях, нетерпящих отлагательства.

В Брянске, как и во всяком поселке, будь то столичный город или простое село — есть свой центр, стягивающий к себе все и всех, это — пространство между Авиловскою горою и Комаревскою: вверху все присутственные места, власти, внизу — торговая часть. Правда, в разных пунктах города за последнее время открылись лавки, где можно достать необходимые жизненные припасы, а на Верхнем Судке на Топальской улице наприм. есть даже «Золотая Долина» с продажей не вовсе необходимого зелена вина; но иногда по окраинам требуются такие предметы, которых получить нигде нельзя, кроме лавок, находящихся в центре, притом с определенной, специальной их продажей, и таковы аптеки.

Аптек в Брянске две: одна помещается против собора, другая в нескольких саженях от нее, и теперь немного дальше, а прежде обе они были чуть не визави, когда одна из них помещалась возле собора в доме Вязмитина. Тут же обок с аптеками и два магазина с. продажею так называемых аптекарских товаров, из коих одна торговля обещает на правах комиссионера доставлять галеновы препараты, т.е. разного рода капли, настойки, порошки, etc., дозволенные к ручной продаже в аптеках. За всем этим, кто бы где ни жил — необходимо обращаться только сюда, в центральную часть города. Просим теперь каждого представить себе — какой путь надо пройти с окраин Брянска, чтобы купить себе необходимого лекарствица, положим Боткинских или Иноземцовских капель, присыпочки или какого-нибудь пластырьку, которые нужны бывают сейчас, сию минуту. Просим мысленно представить себе бедную женщину, мать семейства, идущую за лекарствицем в темную осеннюю или весеннюю ночь по вязкой и топкой грязи. На Горячковой улице, на Трубчевской или где-нибудь в Будынках еще с полагоря, там близко городская больница, где в помощи не откажут, не откажут в ней и в земском приемном покое. Но что делать в Новой Слободе у Московской заставы или в Ямской, там кто поможет?

Нам кажется посему, что следовало бы озаботиться устройством если не амбулатории, то хоть небольших лавок с аптекарскими материалами и припасами по окраинам города, и на первый раз в Новой Слободе, где-либо у Кривого моста, где наиболее скученное население. Тут же близко и живущим на Петровской горе, близко и от Ямской, и от Зарецкой слободы и от вокзальной части города, Нового Брянска. Возражение, что можно запасаться необходимым про всякий случай — будет несостоятельно, ибо кроме случаев вызываемых болезнями, часто в домашнем обиходе требуется много такого, чего и предвидеть нельзя, наконец, не каждый, особенно наша брянская беднота, в состоянии затрачивать несколько рублей на приобретение целой аптеки, тогда как из аптекарской лавочки или из аптеки при амбулатории он всегда может купить необходимое за несколько копеек.

Расположение обеих аптек в центре города ужо обращало однажды внимание городского управления, и в 1886 году городской голова В. И. Сафонов хлопотал о перенесении одной из них в место более удобное для населения. По этому поводу приезжал врачебный инспектор, осмотрена была наиболее подходящая местность, но, к сожалению, помещения, необходимого для аптеки не оказалось, и аптеку перенесли не ближе к окраине, а в самый торговый центр. Теперь это можно было бы поправить открытием аптекарского магазина именно у Кривого моста, или же устройством  городского фельдшерского пункта в том же районе. Конечно, заставить дрогиста открыть торговлю на том, а не на другом месте — никто не имеет права, на содержание же фельдшерского пункта с аптечкой необходимо  затрачивать ежегодно 600—700 рублей, каковая сумма при предстоящих крупных расходах (мосты, мостовые, колодцы, шоссе) для города слишком важна. Но мы и не требуем непременно теперь же приведения в исполнение нашей мысли, и, заявляя о нуждах городского населения, хотели бы обратить внимание на существенный пробел в общественной жизни, восполнить который предоставляется времени и более благоприятным условиям нашего городского хозяйства. Надежда на исполнение подобного желания имеет свое основание: прошлую весну с увеличением заболевания на Петровской горе, в Ямской и Новой слободе, городской управой был открыть в этом районе временный  фельдшерский пункт, который и действовал до ноября. Таким образом, городское управление во главе с головою само сознает необходимость предлагаемой меры и останавливается лишь временным стеснением в материальных средствах.

Позволим себе еще одну заметку. При одной из наших аптек есть аптекарский магазин, соединенный непосредственно с самою аптекой, и занимаются продажею в этом магазине те же фармацевты, что приготовляют лекарство в аптеке. Помимо неудобства, происходящего от такого двойного соединения в ущерб делу, ибо надо что-нибудь одно — или готовить лекарство, таксировать рецепт, иногда по требованию экстренному, заботиться о скорейшем отпуске медикамента, или же заниматься продажей из магазина, где также не ждут. Помимо, говорим, неудобства от такого смешения, каждый раз при обращении за чем-либо, что можно приобрести не по аптекарской таксе, как известно высокой — нужно добавлять, что приходишь не в ацтеку, а в аптекарский магазин. Но и тут иногда случается переплачивать чуть не вдвое. Так нам передавали за достоверное, что за фунт французского скипидару нужно было заплатить 45 копеек, тогда как в простой лавке, не у дрогиста, точно такой же скипидар можно получить за 25 копеек.

Дабы покончить с этою частью, в заключение два слова: не будет ли признано целесообразным, по примеру других городов, предложить врачам выставлять у занимаемого ими дома какой-либо знак, по которому можно бы узнавать их квартиру, наприм. вывеску, а ночью фонарь какого-либо определенного цвета. На первый взгляд мера эта для уездного города казалось бы излишня. Но кроме врачей своих, долго живущих на одной и той же квартире, у нас есть много военных, адрес коих редко кому известен. Между тем кто знает как иногда дорога бывает скорая медицинская помощь и обращение к первому ближайшему врачу, которого однако не только ночью, а и днем указать некому, тот быть может согласится с нашим предложением и не найдет в нем ничего необыкновенного, хотя вопрос о сем можно оставить открытым и решение его предоставить самим «друзьям человечества», ибо помощь ближнему, как бы она ни проявлялась, касается внутренняя я, затрагивает нравственную область и всецело зависит от субъективного взгляда каждого.

Празднование Николина дня, обычно совершаемое у нас московским отделом артиллерийского склада, ныне перенесено было на вторник. Праздник почтили своим присутствием генерал-майоры: командир арсенала И. В. Сарандинаки и бывший начальник склада Ф. И. Никитин, командир Каширского полка флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник И. В. Богаевский и др. Торжество началось молебствием с акафистом Угоднику и водосвятием. Богослужение совершал о. благочинный В. Попов при небольшом, но стройном хоре певчих-артиллеристов, и закончилось провозглашением многолетия, после чего весь Галерный двор, все его помещения (склады) были обойдены с иконами и окроплены св. водою. Вслед засим начальник гарнизона (он же и командир арсенала) генерал-майор И. В. Сарандинаки обратившись к команде склада, построенной развернутым фронтом, поздравил ее с праздником и подняв чарку провозгласив драгоценное здравие Державного Вождя. Второй тост был за Его Императорское Высочество Генерал-Фельдцейхмейстера; далее пошли более частным здравицы: пили за начальника гарнизона, теперешнего начальника склада подполковника артиллерии В. П. Гамулецкого, начальника бывшего и присутствовавшего на празднике, за командиров Каширского полка, Дорогобужского, и проч. Затем в палатке, красиво убранной зеленью, гостям предложен был роскошный завтрак, во время которого играл оркестр Каширского полка. Для команды также был накрыт стол. Опять пошли тосты и здравицы, началось качанье, ура, и праздник принял тот благодушный, семейный характер, каким вообще отличаются нечопорные кружки, чуждые натянутых официальных отношений. Столованье хлебосольного хозяина затянулось долго. За музыкой грянула русская песня, переходившая в пляс, и образовалось импровизованное гулянье, привлекшее много любопытных.

К обыкновенным развлечениям летнего сезона прибавилось еще одно. С воскресенья, 8го сего мая, как читатели уже знают из объявлений, в общественном собрании начало свои представление «товарищество русских драматических артистов под управлением П. Н. Максимова. Для открытия спектаклей дана была известная комедия Островского «Без вины виноватые» и одноактная шутка Чехова «Предложение». Затем в понедельник давали «Соколы и вороны» соч. Немировича-Данченко и кн. Сумбатова и шутку Билибина «Молчание». По этим двум спектаклям, на которых нам пришлось быть, конечно, нельзя еще вывести определенного заключения о силах труппы, можем лишь констатировать что все пьесы прошли гладко и публика приняла актеров хорошо. Поставленная пьесы что называется — выигрышная, в них есть множество благодарных эффектных положений, тем не менее, нам кажется, что высокая комедия не по плечу некоторым артистам, почему они лучше поступили бы, если бы остановились на репертуаре более для себя подходящем. Спору нет, приятно видеть на сцене Островского, Шекспира, Грибоедова, Гоголя, также наприм. как приятно слышать произведения, положим, Бетховена, Шумана, Мендельсона, и проч., или какие-нибудь концертные вещи других великих маэстро, но для это[го] прежде всего требуется одно условие — хорошее исполнение пьес. Никто не желает и никому неинтересно знать — как дается артисту исполнение взятого им на себя, зрителю или слушателю это все равно: публика хочет видеть и слышать только пьесу, по если при этом замечаются потуги «с честью выйти» — впечатление пропало, и в одном случае перед зрителем лицедеи (а уж не действующая живые лица комедии или драмы), в другом получается нечто еще более худшее. Конечно, по двум спектаклям нельзя еще строго судить и потому подождем делать какие-либо выводы. В общем, однако, женский персонал (наприм. г-жи Максимова, Мусатова, Новицкая) гораздо лучше и неизмеримо выше мужского: в последнем хорош Чагин, к сожалению иногда впадающий в шарж (недостаток провинциальный и уступка верхам,  райку). Условия небольшой зрительной залы подсказывают еще замечание относительно гримировки, которая должна подходить ближе к естественности, без всяких утрировок, какие вызываются большой сценой и иным освещением. Затем самое главное: начинать спектакль строго придерживаясь назначенного времени и не затягивать представлений чуть не до трех часов пополуночи. К театру, впрочем, мы еще не раз вернемся, а теперь пожелаем трупов успеха.

В пятницу, 6го сего мая, в лагере Дорогобужского полка происходило при торжественной обстановке приведение молодых солдат к присяге. На плацу, перед палатками, полк несколькими колоннами выстроился покоем. Ровно в 9 часов прибыл командир полка, исправляющий ныне должность бригадного командира — Н. П. Дебогорий-Мокриевич, вслед за коим принесено было знамя в сопровождении офицера-ассистента. После поздравления полка с царским праздником и объявления важности предстоящего акта, раздалась команда «на молитву», и преступлено было к молебствию, каковое совершал полковой священник о. Н. Вышелесский. Пел свой полковой хор, заметим —  прекрасно и умело руководимый поручиком В. Н. Введенским. По отправлении службы, к аналою, у которого стало знамя, собраны были молодые солдаты: тут им еще раз внушена святость присяги, прочитаны надлежащие статьи устава, и затем началось самое произнесение клятвенного обещания. После этого бравые дорогобужцы при звуках оркестра прошли церемониальным маршем. Тогда же по окончании обряда происходило окропление всего лагеря святою водой и в заключение в офицерской столовой любезным хозяином предложена была закуска. Торжеству много способствовала отличная солнечная погода.

Весна — а какая в нынешнем году выдалась замечательная весна по своей погоде — весна самая страдная пора не для одного только сельского жителя, есть и в город целый класс людей, которому время это одно из тяжелых наиболее — разумеем учебный, школьный мир с его экзаменами. В нынешнем году экзамены в городском училище почему-то затянулись, однако: начнутся они только 23го мая и кончатся почти в середине июня (12го числа), тогда как в прошлом академическом году они были на две недели раньше, с 10го мая по 4е июня. В других учебных заведениях Брянска и в настоящем году экзамены б-дут в свое время, и кончатся наприм. в женской гимназии 3го июня, а в механико-техническом училище 4го июня (в Орле в кадетском корпусе, как говорят, экзамены кончаются 24го мая). Каникулы в нашей женской гимназии продолжатся до 16го августа, а в городском училище они будут только до 7го августа, приемные же экзамены в училище, вероятно, начнутся 1го августа. Таким образом, каникулы для учеников городского училища будут мене двух месяцев, что как будто маловато: во всех учебных заведениях стремятся дать детям возможно больший отдых во время летних каникул, а в нашем городском училище напротив урезывают вакационное время. Не менее удивительным кажется также и срок, назначенный для производства экзаменов: двадцать дней слишком мало для того, чтобы успешно подготовиться ученикам, наприм. третьего и четвертого класса, но одиннадцати предметам; едва ли можно также в пятнадцать дней (без праздников) строго и основательно произвести пятьдесят экзаменов в шести отделениях училища, в котором считается 250 учеников.

Сообщение о переводе в Орел пристава города Брянска, переданное нами на основании слухов, оказалось неточно: до времени, Н. С. Данский будет продолжать свою службу у нас, и не далее как 9го мая городское общество в лице представителей разных сословий и чинов разных ведомств чествовало его хлебом-солью и поднесении иконы св. Николая Чудотворца в богатом окладе с эмалью. Семейный, неофициальный праздник отливался своею искренностью, причем произнесено было много речей и тостов. Отмечаем этот факт как редкий в такой щекотливой сфере, где при малейшей бестактности порождается столько неприятных столкновений, надо много уменья ладить с нашим обществом и с какими-нибудь двадцатью восемью инвалидами поддерживать в городе порядок; и благочиние.

 

 

В Верхне-Никольской церкви, но случаю храмового праздника, совершена была  торжественная, литургия, отправленная о. Михаилом Красовским. Таковые же богослужения были в приделах соборного храма и Успенской церкви: причем в последней о. благочинным В. Поповым произнесено прекрасное слово.

 

 

 

В заседании вольно-пожарного общества, бывшем 10го сего мая, председателем общества избран А. М. Баженов, начальником дружины И. О. Семенов, брандмейстером А. Ф. Соколов, его помощником И. И. Пантелеев. В совет общества выбраны: А. П. Комарев, А. П. Докторов, М. И. Добычин (он же и казначей), И. О. Семенов и А Н. Комарев. Кроме того постановлено избрать почетными членами общества: генерал-майopa И. В. Сарандинаки, К. Н. Комарева, А. М. Баженова, В. И. Сафонова и Н. С. Могилевцева. Открытие общества постановлено праздновать в день Св. Троицы, и в ознаменование сего дня приобрести икону, которую хранить при городской управе. В заключение выражения благодарность городской думе за поднесение обществу знамени.

Командир Каширского полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник И. В. Богаевский, возвратился из отпуска в воскресенье, 8го сего мая.

 

 

Помощник начальника орловского губернского жандармского управления подполковник Н. Е. Новицкий перемещен в Ржев, откуда переведен в Брянск ротмистр Ф. А. Смирнов.

 

 

В понедельник, 9го сего мая, дорогобужцы справляли свой полковой праздник.

 

 

По Московской улице первые два моста от арсенала к стороне вокзала переделываются на каменные.

 

 

 

С самого начала весны погода у нас стоит сухая, и только лишь в субботу 7го и в воскресенье 8го числа прошел небольшой дождь несколько ожививший природу. От жары трескается земля. Цветение плодовых деревьев в нынешнюю весну было весьма изобильное, но виды на сбор по случаю сухой погоды неопределенны. Купанье в Десне началось с первых чисел текущего месяца.

происшествия в брянском уезде

— 1го сего мая ночью в Радице-Самаре мастеровые в числе десяти человек произвели буйство и драку на улице, причем мастеровой Прокофий Барцев, взявши в своем доме заряженное двуствольное ружье выстрелил два раза в толпу, и один полный заряд дроби попал в спину мещанину Андрею Луцкову, а другим выстрелом ранен в руку Иван Лифанов, кроме того у Луцкова дробиною выбит один зуб.

— 2го сего мая вечером на брянском рельсопрокатном заводе несколько рабочих произвели буйство и драку, причем одному из участников наносились удары безменом в голову и переломлен у него палец. Пострадавший отправлен в больницу.

— Там же, в ночь на 3 мая к квартире почетного гражданина Николая Муськина неизвестно кем подкинут младенец женского пола. Младенец взять на воспитание крестьянином Жиздринского узда Пупковской волости деревни Березиной Андреем Парашиным.

— 3го сего мая утром в поле около дороги из рельсопрокатного завода на хутор поднять в бессознательном состоянии работавший на хуторе крестьянин деревни Чайкович, Любохонской волости, Федор Минаев, который несмотря на медицинскую помощь днем того же числа умер. Покойный в последнее время злоупотреблял спиртными напитками.

— В Березовичах у местного священника сгорел дом.

В некоторых уголках нашей Брянской округи до сих пор ведется обычай крещения кукушек на Николин день.

Для этого обряда собираются дети, преимущественно девочки, и гурьбою отправляются в лес, в рощу или сад, где прежде всего занимаются поисками кукушки и кукуна (Gymnadenia conoptea?). Отыскав травку (обе они должны находиться неподалеку от березы), кукушку одевают девочкой, а кукуна (или кокоря, от произношения «кокушка») мальчиком, разумеется все это делается приблизительно, из маленьких лоскутков; иногда пеленают эти травки, отличая их только головным убором: на кокоря наприм. надевают шапочку или картузик, на девочку — нечто в род чепчика или платочка. Затем обе наряженные травки (собственно листочки) кладут под березу, на сук которой вешают крест-тельник, и под этим то крестом девочки став друг против друга — кумятся, для чего протягивают одна другой руку, и поцеловавшись — переменяют место. Такое целование совершается три раза. После сего раскладывают костер и делают яичницу, тут же едят и драчену, принесенную с собою из дому: эти два вида яств непременное и существенное условие крестин кукушек. На заедки предлагают разные лакомства (гостинцы), что у кого случится. Во время крестин, вернее при одевании травинок — поют следующую песенку:

Кукушечка боровая,   

Чему у (в) бору не сидела,

А мне уже у бору жить скучилось:

Воля нету,

Воды нету,

Пошла воля по лугам,

А вода по болотам.

И мне в лугах будет жить веселее:

Там птички поют-воспевают,

Соловьюшки свищут.

И я, глядя на них буду куковать,

И мне будет жить весело.

 

Крестят кукушек, как уже сказано, только на Николин день (9 мая), и покумившиеся девочки в течение  года называют друг дружку кумою.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

— д. Коренева (Жиздринского уезда Улемльской волости). 23го минувшего апреля в час пополудни при сильном ветре, от неосторожного обращения с огнем, произошел пожар, от которого сгорало 39 крестьянских домов с надворными постройками, 18 амбаров с хлебом и семенами для яровых полей и 13 сараев. В это же время от разносимых ветром искр загоралась отстоящая от Коренева в четверти версты соседняя деревня Лукавец,  где сгорело 45 крестьянских домов с надворными постройками и имуществом, 14 сараев, 19 риг, 13 амбаров, весь хлеб и семена. Убытку от пожара понесено в первом селении на 11.195 р., а в последнем на 9.245 р. Большинство жителей этих селений, по случаю храмового праздника, находилось в местной приходской церкви, отстоящей от них на пять верст, почему и не могли спасти чего-либо из горевшего имущества. До пожара в д. Кореневой было 103 двора, а в д. Лукавец — 123 двора. Погорельцы разместились по уцелевшим домам.

— В виду того, что в огромном большинстве случаев причинами пожаров являлось неисправное содержание дымовых труб, по сообщению «Русского Листка» возбужден вопрос о правильной организации в городах трубочистного дела, для каковой организации предполагается привлечь к участию страховые от огня общества. Участие последних может выразиться в уменьшении страховой премии для тех местностей, в которых трубочистное дело будет поставлено на рациональную почву. Мысль наша, таким образом, получает должное развитие, чему нельзя не порадоваться, и быть может у нас скоро появится правильно организованная артель трубочистов, в которой давно, давно настоять необходимость.

 

— Вопрос о переводе управления орловско-витебской железной дороги в Ригу разрешен Министерстве Путей Сообщения окончательно в пользу Риги: основанием к отклонению ходатайства орловской депутации об оставлении означенного управления в Орле послужили, как сообщают «Орловские Губернские Ведомости», те общегосударственные соображения, в силу которых Рига признана гораздо более важным торговым и коммерческим центром, чем Орел.

светлый праздник

Бытовой очерк Рославльского уезда.

 

Страстная неделя подходит к концу. Веселее выглядывают крестьянам избушки: бабы подчистили грязь в хатах накопившуюся втечение зимы, помыли полок, лавки и стены. Передний угол — божница — завешен белым рушником. Наступил канун Великого дня. Зазвонили к Деяниям. Церковь наполняется народом; Деяния читают грамотные крестьяне. В полночь раздается торжественный благовест. Серый люд в умилении внимает святым мотивам пасхальных песен. Освятили куличи-пасхи (пшеничные булки); похристосовались со священником. Отошла и обедня. Зашумел народ. Засветились в хатах огоньки — утро еще чуть брезжит. Похристосовались с домашними. Столы покрыты чистою скатертью. «Христос воскресе» — и вслед за хозяином все садятся за стол. Появляется на столе и солонина, и лапша и молоко, а кто побогаче — и свежина. На утренней зорьке все уже спят глубоким сном.

Из-за леса выглянуло солнышко и поплыло по небу. Богоносы — мужчины и женщины, давшие обет носить и сопровождать святых (т.е. иконы), уже взяли из церкви образа и пошли в крайний двор с громким пением Христос Воскресе. Хозяин и хозяйка на коленах приняли иконы, покрывши их холстиною (которая потом идет в пользу храма). Явился и причт. Отслужили молебен в хате, попросили отслужить на ворку (т. е. в хлевах).

— Машка, гляди ж не прозевай, шепнула девушке подруга...

Священник пошел в избу.

Машка, молодая девушка, быстро схватила со скамейки, на которой стояли иконы, скатерть и вмиг швырнула ее на крышу.

— Дай же нам, Боже, чтоб ленок был высок да бел, как скатерть...

— Батюшка, присядьте...

Священник с причтом и старостой садятся за стол. На столе появилась капуста с солониной, молочная лапша, яичница, молоко, мод. Хозяин потчует причт, а хозяйка угощает богоносов.

И пошли по очереди из двора во двор.

Обошли со святыми всю деревню.

— Батюшка, просим и на хлебушке отслужить молебен...

Все домохозяева собрались на озимой ниве возле селения; вынесли скамейку, поставили на ней иконы и опять помолились Богу. Каждый домохозяину дал священнику два яйца.

— Дай же, Боже, чтоб зерно было крупно, как яйцо.

Бабы между тем схватили зазевавшегося дьячка и стали катать его по ниве.

— Чтоб снопы были ростом с пономаря... Святых понесли в другую деревню.

Возле качелей собралась холостая и женатая молодежь: смех, шутки – всем хочется показать свою удаль.

В одном конце деревни собравшиеся девушки начинают кликать весну:.

Приди, весна,

Приди, красна.

Ой, дид-ладо.

Весна-красна,

Что ты нм принесла:

Коробки житушка

В закромах повытрясла.

Весна-красна,

На чем пришла,

На чем приехала:

На сошеньке,

На бородушке...

В другом конце подростки также веселятся по-своему. С утра до вечера они упражняются игрою в шары. Само собою разумеется, что ребята часто возвращаются домой с подбитой физиономией, за то весело…

Составляется партия молодых парней — волочебников, выбирают старосту, запевалу, берут скрипку, гармонику и суму и идут по дворам пением:

Ишли — брели волочебнички

По темной ночи

Да по черной грязи.

Волочебные —

Люди добрые,

Волочилися,

Помочилися...

Вся компания входит в хату.

— А ти дома пан хозяин?

Хозяин и хозяйка прячутся за стол. Волочебные поют:

А ён дома —

Да не кажется,

Прибирается:

Надеть шубу куннюю,

А жена его всю лисиччую,

А детки его

Як паняточки...

Хозяин вылезает из-за стола.

Да дари ж ты нас,

Не мори ты нас:

Скомороху —

Решето гороху,

Запевале —

Кусок сала,

А каждому певцу —

По красному яйцу...

А не дашь яйца —

Околеет овца...

Хозяйка дает волочебным несколько яиц.

А у тебя, хозяин,

Все хорошее:

На полку — ребятки,

Под полком — телятки.

Коровки помыкивают,

Овечки побрыкивают...

А еще сала,

Чтоб, крыши; не драло...

Хозяин дает кусок сала, и таким манером волочебные обходят все дворы, где им дают по нескольку яиц и кусок сала. Все собранные припасы относятся потом в кабак и обмениваются на водку…

А. Щукин.

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ

Хранящиеся в брянской почтово-телеграфной конторе.

 

Естровичу.


МАЙ

15 Нед. О самаряныни. Пр. Пахомия Евфросина. Св. Ахиллия, еп. ларийск. Св. Исайи, еп. ростовск. Убиен. Благ. царевича Димитрия + Прп. Серапиона псковск. и Исайи печерск. Ут. Ев. Ин. XX, 1—10; лит. ап. Дн. XI, 19—26, 29 — 30; Ев. Ин. IV, 5-42.

16 Прп. Феодора освящ. Блж. Музы отроковицы. Св. Георгия, еп. митиленск. + Мч. Вита, Модеста в Крискента. Прп. Ефрема перекомского.

17 Св. ап. Андроника в Иунии, его помощницы. Св. Стефана, патр. константиноп. Мч. Солохана, Пахфамира и Панфалона.

18 Мч. Феодота, Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия; Павлина и Венедима. Св. семи дев: Текусы, Александры, Клавди, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Мч. Симеона, Исаака, Вахтисия. + Мч. Давида и Таричана, ц грузин.

19 Смч. Патрикия, еп. прузск., Акакия, Менандра и Полиена: Мч. Калуфа. Св. Иоанна, еп. готфск. Благ. кн. Иоанна угл., во инок. Игнатия. Прп. Корнилия комельск. + Прп. Сергия шухтов.

20 Обрет. мщ. св. Алексия, митр, московск. Мч. Фалалея и Аскалона. + Мч. Александра. Астеpия. Преет. св. Довмонта-Тимофея, еп. псков. Ут. Ев. Ин. X, 1—9; лит. ап. Евр. XIII, 17-21; Ев. Лк. VI, 17—23,

21 Св. равноап. царя Константина и матери его Елены. Св. благов. кн. Константина и чад его: Михаила и Федора, муромских чудотворцев.. Прп. Kacсиана угл., + Агапита маркушев. Ик. Б. М. «Владимирская» и + «Оранская» Ут. Ев. Ин. X, 9—16; лит. ап. Дн. XXVI, 1—5,12 — 20; Ев. Ин. X, 1—9.

 МАЙ 1894

8

11

13

Ветчина:

 

 

 

Копченая

— ф.

»

»

Малосоленая

14 к. ф.

»

»

Провесная

16 к. ф.

»

»

Дрова: березовые

— саж.

            сосновые

»

»

            еловые

»

»

Жмаки

Картофель

20 к. мера

»

»

Конопл. масло мерн. (50 ф.)

5 р. 30 к. пд.

Крупа

1 р. 10 к. пд.

»

»

Лес: шелевка 7 арш.

        дуб. 5 арш.

        соснов. 9 арш. 5. в.

Масло: коровье (топл.)

— пд.

чухонское

— пд.

Мука

63 пд.

Мякина

Овес

52-57

»

»

Пенька-сырец

2.60 – 2.85

»

»

Рыба: Лещ

10 к. ф.

»

»

Судак

12-13 к. ф.

»

»

Сено

20-25 к. пд.

»

»

Яйца за сотню

1.20 – 1.30

»

»

 

Базары были тихие. Скот подводят, преимущественно молочных коров, но цена им довольно высока, средняя корова 30-40 р. На ярмарку в Жирятине съезд был большой; много было скота, но покупателей почти не оказалось по случаю новизны торга, каковой впервые открылся только в нынешнем году. 


В четверг, 12-го мая, в 4 часа утра, после продолжительной и тяжкой болезни скончалась Ольга Ивановна ИВАНОВА.