№17, 10 (29.05) июня 1894 г.

Пристав города Брянска Н. С. Данский с 17го сего мая уволен в 28-дневный отпуск; на каковое время исправление должности пристава помощнику его, В. И. Верниковскому, и вместо второго помощника; пристава В. И. Андреева, командированного в 3й стан, исправляет его должность столоначальник полицейского управления П. А. Колошин.

 

 

В Брянской городской думе 12го июня в 10 часов утра назначен торг на отдачу в аренду сроком на двенадцать лет принадлежащей причту брянской Горне-Николаевской церкви земли: распашной 813 десятин 1072 сажени и луговой 147 десятин 809 сажен, находящейся в Жиздринском уезде Калужской губернии, близ деревни Верхов, на мальцовской железной дороге, расстоянием от Брянска в 28ми верстах.

 

 

Опекун над имуществом умершей жены титулярного советника Александры Михайловны Мартыновой, заключающимся в деревянном доме на каменном фундаменте, с погребом, флигелем, постройками, усадебным местом и садом, состоящим в городе Брянске на Старособорной улице, сим объявляет, что имущество это оценено присяжными ценовщиками в две тысячи пятьсот рублей с., и будет продаваться по вольной цене в здании, принадлежащем земству Брянского уезда мною, опекуном, 10го июня сего 1894 года в двенадцать часов утра. – 28го мая 1894 года.

Опекун, коллежский асессор Дмитрий Иванович Казелкин. 

В четверг, 26го сего мая на куполе собора поставлен крест, который в техническом отношении для Брянска своего рода новинка. Крест чугунный, золоченый, в вышину 3 ¾  аршина, и представляет собственно раму, в которую с обеих сторон вставлены зеркала. Под крестом луна, а ниже вместо маковицы — постаментом служат два чугуно-зеркальных диска, пересекающихся под прямым углом: эффект, по законам оптики,  получается как бы от цельного шара. Вместе с луною шар в вышину 1 аршин 6 вершков, что в общем дает высоту креста слишком в 5 аршин. Постановке креста предшествовал особый чин (служба). Необходимые принадлежности для поднятия креста, весящего в сложности с луною и дисками около 14ти пудов, доставлены А. П. Комаревым.

Говоря о соборе, не можем пройти молчанием того искажения, того положительного безвкусия и даже безобразия, какое глаз должен выносить при  первом взгляде на вход в ограду. Древние ворота, что к стороне арсенала, кто-то украсил такою бессмысленною вазою, нахождение которой не сделало бы чести  даже какой-либо домашней деревенской постройке невзыскательного хозяина. Никаких крестов над воротами также не стояло: это были просто круглые арки.  Не мешало бы починить эти ворота: та часть их, что прилегает к площади, дала сильную трещину.

Древняя шатровая соборная колокольня, современная построению Спасо-Поликарпова монастыря, в свою очередь не осталась без искажения: после пожара 1875 года кто-то насадить на не репу вместо сгоравшей маковицы. Удивительная и поистине непостижимая вещь! Ведь работать кровельщику было все равно что ни прикажут, главе на колокольне он мог придать ту форму, какую ему указали бы, ведь сохранились рисунки (виды Хлудова), по которым можно было точно реставрировать святыню, наконец, у всех же в памяти внешность здания и тем не менее невежество подсказало сделать что-то такое, что за человека обидно, и становится жаль нам наших вековых исторических камней.

 

Далее. Под соборной колокольней была настенная живопись, где изображены были  Страсти Христовы. Во время крестных ходов, в ожидании выноса хоругвей, всегда бывало толпились здесь кучки народа и кто-либо из грамотных рассказывал о земной жизни Спасителя, поясняя свою речь готовой иллюстрацией. Потом две картины закрасили и вместо прежних изображений написаны были славянские первоучители, хотя изображение апостолов было неверно: оба они представлены были в архиерейском облачении. Теперь все под колокольней уничтожено, забелено, замазано, за то рядом с колокольней устроено два отхожих места. Несколько лет тому назад было только одно, по обширности впрочем не уступавшее любому паровозному депо на станциях скрещения, и находилось оно при входе под колокольню. Ныне сделано два поменьше, и перенесены они поближе к церкви, причем нельзя сказать, чтобы постройка не была нехороша: павильончики красивы, сделаны прочно, один из них покрыт железом и даже снабжен замком. По поводу сего в столичной петербургской печати некогда сказано было несколько слов, тогда же, как нам говорили, обращено было внимание на это обстоятельство и со стороны соборного причта, но впоследствии и так дело и заглохло. Позволяем надеяться, что в угоду двум-трем не будет допущено дальнейшее пребывание возле соборного храма таких построек, которым не место здесь, что должны бы понимать сами строители, сам церковный староста и само соборное духовенство.

В одном из нумеров нашей газеты, говоря о театре, мы выразили желание возвратиться к этому предмету. Теперь, когда после нескольких представлений силы труппы г. Максимова обозначились довольно определенно, можем сказать, что все спектакли, до сих пор дававшееся, прошли, за небольшим исключением, весьма недурно, а местами положительно хорошо даже и не для Брянска, который в этом случае не слишком избалован. Не касаясь двух первых спектаклей, по поводу коих небольшой отзыв уже помещен в «Брянском Вестнике», все остальные разыграны были дружно и с большим ансамблем, хотя в конце концов, нужно говорить правду — когда занавес опускается в последний раз перед зрителем — все таки чувствуется неудовлетворенность и само собою вырывается восклицание: какая прекрасная пьеса, как это хорошо написано, какой благодарный материал и как это можно было бы исполнить!... Читают актеры недурно, но далеко не все; со сценой видимо знакомы, хотя и здесь бывают промахи, о чем ниже; остается следовательно играть, и вот этого-то, самого главного, игры, иногда не бывает, конечно не во всех актах пьесы каждого спектакля. Начать с того, что некоторые персонажи куда-то спешат, и посему говорят свою роль кое-как, комкают слова. Другие не обладают достаточно гибкой дикцией, самый тембр голоса у иных какой-то надтреснутый, вследствие чего интонация выходить чересчур однообразна, и в Чубукове наприм. видишь Дудукина, а в Застражаеве — Чубукова, и т. дал., так что по сравнению с нашими любителями роль Степана Степаныча в «Предложении» (Губи) оказывается проведенною много правдивей и жизненней. Гримировка артистов с каждым разом становится лучше, она приближается к естественности и не портит впечатления грубыми, сильными и резкими мазками. Последнее требование, игра — грешит тем, что у немцев выражается характеристичным Rampenfieber: в самых интересных местах, там где зритель хотел бы видеть что совершается с тем или другим действующим лицом — это последнее вдруг преспокойно отворачивается или становится в такое невыгодное положение, что можно лишь догадываться о том, что должно происходить с героем в данную минуту. Манера неприятная и школа ложная. Актер все делает для зрителя: слушает ли он другого — я хочу видеть как он слушает, как отражается на нем речь другого; сам ли герой произносит монолог или какую тираду — опять он должен сопровождать, так сказать, иллюстрировать речь своею мимикой, дополнять ею слова, пояснять речь жестами, не быть деревянным, бездушным автоматом, куклой, марионеткой, или того хуже — изображать собою актера труппы писарей, играющих Максимилиана. Известен анекдот, когда в одном из таких солдатских спектаклей указания автора, будучи приняты за стихи, распевались доморощенными кинами:

Застегает пуговицы,

Надевает рукавицы...

Или произносили текст пьесы сплошь, вместе с оказаниями действия: «Не подходи ко мне! (с отвагой:) я заколю тебя сею шпагой (указывая на оную и не вынимая оной)». Поставленное в скобках говорилось громко, как и самый текст: можно себе представить, какое получалось впечатление в аудитории. Мы нарочно утрируем, дабы рельефнее представить свою мысль и сказать, что не холодного, бесстрастного отношения к роли ждем мы от хорошего актера, у которого на первом плане должна быть и правильная, чистая дикция и игра, помимо искусной гримировки, словом, актер должен жить на сцен и изображать собою живое лицо.

Мнение, высказанное нами относительно мужского и женского персонала труппы, остается в своей силе. Ансамбль, поскольку он выяснился — удовлетворителен, но перевес все таки на женской стороне. Г-жа Мусатова, наприм., бесспорно прекрасная актриса, нам кажется лишь, что она немного серьезна для бытовых ролей, где изображение людей требует большей простоты и не такого драматического положения какое она придавала лицам в комедиях Островского. Сфера г-жи Мусатовой — драма, где она должна производить еще лучшее впечатление, чему способствует сценичная фигура актрисы и уменье носить костюм. Большим разнообразием отличается г-жа Максимова и умно проводящая свою роль г-жа Волжская. Г-жа Новицкая с первого же выхода завоевала себе залу: это талантливая актриса, она живет на сцене, и трудное амплуа ingénue как нельзя боле подходит к ее миловидной фигуре. С каким огоньком и как художественно провела она небольшую роль Ольги Застражаевой в драме: «Соколы и вороны»: сказать, что она срывала аплодисменты — будет мало, ее награждали единодушными рукоплесканиями и тем коротким браво, которое артисту дороже всяких шумных оваций. Очень хороши г-жи Кирова и Рапопорт; остальные не портят ансамбля, и с течением времени труппу товариществу, надо; надеяться должна сыграться еще больше, чтобы в исполнении не было что называется, ни сучка, ни задоринки.

В мужском персонале не без опытных артистов. О г. Чагине мы уже упоминали, и Шмата, и Штопнов и Белугин в его представлении были живые лица. Весьма удовлетворительны гг. Тарский, Алексеев, Первеев (Юсов), Кварталов (Прохор), и др. Что до драматического любовника, то можем посоветовать ему поберегать свой голос ни громкие, громовые реплики, ни трагический шепот, к чему когда-то прибегала старая школа (покойный Леонидов) — никогда не произведут надлежащего впечатления в комедии, где, прежде всего, требуется естественность. Затем повышая тон пьесы, один актер невольно подчиняет себе других  действующих лиц, также заставляя и их кричать, и что же должно получиться в результате от подобного крика?

Как мы уже ранее сказали в первой своей заметке, спектакли труппы г. Максимова проходят гладко, но они без сомнения проходили бы еще ровнее, будь побольше репетиций и соблюдение тех условий, о которых мы только что заявили. Наконец артисты достаточно уже зарекомендовали себя в серьезных вещах, и очень бы желательно, если бы товарищество несколько изменило свой репертуар, но крайней мере разнообразило его применительно ко времени, к летнему сезону, и давало хоть раз в неделю что-нибудь полегче, а не высокую комедию и драму. Сидеть в душной зале без вентиляции и плакать — воля ваша не всякий согласится, тогда как легкий жанр, спектакль из двух-трех одноактных пьесок, или из одной двухактной и какой-нибудь шутки или фарса, водевиля, с добавлением к сему, пожалуй, дивертисмента, в котором артисты могли бы исполнить какой-либо характерный танец, прочесть что-нибудь, если у кого есть голос — спеть, и проч., и проч., без сомнения доставили бы не меньшее удовольствие и как раз были бы в самую пору. Одного лишь мы не хотели бы видеть, это — бессмысленных опереток новейшей фабрикации и разных буфф, которые доходят иногда до невозможного.

Если припомнят читатели, в 10м нумере «Брянского Вестника» мы коснулись особого рода театральных представлений, вся задача которых простое бездельное зубоскальство, причем тупости ради своей собственной современной головы — сюжетом для пьес обыкновенно берется ужо готовое, и на это готовое, опять-таки тупости ради современной головы, не могущей додуматься даже хоть до какого-нибудь убогонького сочинительства — накладывается, как и следует, ожидать — печать современной пошлости и грязи. Теперь в этом направлении пошли еще дальше. Классический мир стал тесен. Орган петербургской православной духовной академии, «Церковный Вестник» рассказывает по сему поводу невероятный вещи. Дело в том, что в Риге в цирке давалась пантомима «Сотворение женщины». Вот, по  словам очевидца, живое исполнение этого библейского сюжета: «На сцену вышел Бог — седой старец, одетый далеко небезукоризненно. В стороне спить крепким сном Адам — в костюме безобразном (какой едва ли говорил  за «блестящую эффектную обстановку»). Бог вынимает у Адама ребро и бросает его в котел. Вслед затем сыплет в котел перец, соль, и т. п. Вмиг являются ангелы и начинают мешать в котле. Во время мешания потихоньку поднимается из котла Ева — в костюме, по безобразию не уступающем костюму Адама», и т. д.

Нельзя но согласиться с «Церковным  Вестником», который в примечании к сему говорит: «Для цирков, кажется, вообще законе не писан. В одном из них, как нам сообщали, недавно представлялась сцена венчания четы попугаев, причем таинство совершал тоже попугай, который гнусаво произносил церковную формулу венчания: «венчаются такие то» и «Господь да благословит вас». Праздничная цирковая публика гоготала от удовольствия, не замечая всей гнусности такого кощунства над таинством церкви».

Значить какой-нибудь там Фауст наизнанку, или последней акт «Трубадура» в балаганном tintamarresque — все это в сущности невинный лепет... современного тупицы, хотя и они претят. Впрочем, о сем мимоходом. Составление спектаклей, их программа —дело вкуса, вдобавок самому антрепренеру более чем кому-либо другому виднее когда какие представления делают сбор и более привлекают публику.

Doch jedenfalls, как заключал один немец свою речь: — во всяком случае, несмотря на некоторые недостатки, что с течением времени быть может и сгладится — пожелаем труппе успеха, которого она вполне заслуживает: поддерживая спектакли, само общество получает одно из удовольствий, редко выпадающих на его долю.

 

Pour la bonne bonche, позволим себе сказать два слова по адресу нашей театральной публики. В самых серьезных, патетических местах, как наприм. в драме «Соколы и вороны» в сцене с векселями (Штопнов и Тюрянинов) — раек гогочет, слышится поощрение ловкой проделке, или наприм. в конце «Доходного места», когда Юсов просит позвать доктора — тоже слышится смех. Это одна часть, так сказать публика представлений европейского артиста Петра Невского. Другая часть, мнящая себя быть представительницей чего-то, или по меньшей мере с желанием изображать собою брянскую jeunesse dorée — непременно становится по окончании спектакля возле занавеса и неистово аплодирует, вызывая артистов. Что хотят однако показать этим господа непризванные ценители и кому нужны их восторги, их бесцельная клака, к которой без сомнения сами актеры относятся не достоинству, в душе смеясь над усердием не по разуму...

С началом теплого времени стили появляться группы богомольцев, посещающих Петровский монастырь и особенно Белобережскую пустынь. В числе таких паломников встречаются станицы калик-перехожих, старцев и даже лирники. Последний вид нищих – явление у нас редкое, ибо пребывали они и вращались большою частью у себя дома, в губерниях малороссийских. Обыкновенный нищий, иногда слепой, лирник отличается от великороссийских старцев тем, что носить с собою особого устройства музыкальный инструмент, так называемую лиру, которая служит ему для игры соло и для аккомпанемента при пении стихов, песен, и т. п. Один такой лирник пропел нам в сопровождении своей музыки: кондак Иисусу Христу (Возбранной Воеводо и Господи, ада победителю...), и тропарь празднованию иконе Казанской Богоматери (...за всех молишся Сыну Твоему и Богу нашему...; вообще уклонений от настоящего текста множество, между прочим: Исус).

 

Как известно, у лирников, этих бродячих менестрелей наших, есть свой особый жаргон, тайный язык. Несколько слов из этого лексикона нам сообщил слепой лирник Семен Витюков происхождением из Романовки Почепского уезда. В следующем нумере мы приведем весь этот словарек, любопытный по сравнению с таковым же наших брянских нищих, тоже в некоторых случаях говорящих своим особым тайным языком, которому мы надеемся посвятить особую статью.

23го мая состоялось заседание училищного совета, в котором рассмотрены результаты экзаменов, произведенных учащимся в народных школах Брянского уезда. На этом же заседании один из членов сделал доклад о расширении программы преподавания в училищах Дятьковской волости, в виду особых условий тамошнего заводского населения, но предложение его отклонено.

 

 

Каменные мосты на Московской улице закончены вчерне и езда по ним открыта.

 

 

В субботу, 21 сего мая, вечером произошел новый обвал возле арсенального артезианского колодца, причем свалилось с корнем несколько деревьев. Диаметр наружной воронки теперь около 6—7 сажен. Обвал засыпают, и проход возле арсенала со стороны бульвара закрыт с обоих концов, с Московской улицы и от набережной.

 

 

 

В субботу, 21 го мая, в лагере Дорогобужского полка была заря с церемонией. Каждую субботу, кроме того, бывают там офицерские собрания, причем играет оркестр и устраиваются танцы под открытым небом.

После недолгого пребывания в Белобережской пустыни, его преосвященство кир Мисаил, епископ орловский и севский, выехал в Ливны.

 

 

Как необходимое дополнение в докладу городского головы. В. И. Сафонова о техническом училище (см. прошлый нумер «Брянского Вестника»), помещаем сведение о числе учащихся в брянских учебных заведениях, с подразделением их по сословиям, за 1893-94 учебный год. 

 

 

Наименование

учебных

 заведений

Наименование сословий

Духовного

Дворян и детей чиновников

Купеческого

Мещанск.

Крестьянского

ВСЕГО

В низшем механико-техническом училище

 

2

 

4 ин.

15 дв.

 

 

26

 

25

 

72

В женской гимназии

11

49

25

63

14

162

В городском училище

2

4 ин.

52 дв.

169

33

260

В 1 мужск. приходск. уч.

2

5

123

13

143

В 2 мужск. приходск. уч.

1

2

46

9

58

В женск. приходск. уч.

1

9

6

93

25

134

 

В 3й церковно-приходской школе

 

 

Ино

46

стр.

205

 

49

 

294

 

 

Занятия в женской воскресной школе предполагается закончить 29го мая. Некоторыми из учительниц впрочем выражено согласие продолжать преподавание и летом, или по крайней мере устраивать чтения для детей.

Батальон 1го Невского Его Величества Короля Эллинов Георга полка выступил в лагери и по окончании маневров переходит на прежние свои квартиры в Рославль.

 

 

Нас просят заявить о неудобстве входа во время спектаклей в зрительную залу общественного собрания от первых рядов, тогда как можно бы открыть клубный вестибюль и сделать ход через него. Затем, кстати по театру: нельзя ли уменьшить нынешней формата афиш до четвертой части их величины?

 

 

В Брянск прибыли: генерал-лейтенант А. А. Фишер, для осмотра арсенала, и генерал-майор Квицинский для произведения смотра расположенным у нас полкам Дорогобужскому и Каширскому.

 

 

Вследствие дождей, с пятницы, 20го мая, началась прибыль воды в Десне, уровень которой поднялся до двух аршин.

Полицией приняты строгие меры к проверке права жительства вновь приезжающих евреев.

 

 

22го мая у жиздринского мещанина Алексея Оглоблина похищены серебряные часы с металлической цепочкой, стоющие 6 р. 25 к. Похищенное найдено и возвращено по принадлежности, а виновный передан судебному ведомству.

 

 

В ночь на 20е мая из квартиры судебного следователя В. В. Терзиева похищено летнее верхнее пальто. Дерзкая кража эта, замеченная хотя и поздно, мерами полиции раскрыта, виновный обнаружен и похищенное пальто, находившееся уже в закладе, отобрано и возвращено по принадлежности.

 

 

В ночь на 23е мая из квартиры, находящейся во флигеле при общественном собрании похищено неизвестно кем новое осеннее пальто на вате, стоющее 25 рублей.

 

 

 

23 числа, днем, со двора брянского мещанина Андрея Шишкина похищена весовая гиря, пудовик. Похищенное найдено и виновный задержан.

В понедельник, 6го июня, в саду Вязмитиной (б. Рощина) наша вольно-пожарная дружина впервые будет справлять свой праздник. Фестиваль обещает нечто выдающееся и без сомнения привлечет много публики, тем более что и входная плата всякому доступна.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

Как уже знают читатели из прошлого нумера «Брянского Вестника», в Ивоте сгорела фабрика, принадлежащая к Мальцовским заводам, и четыреста человек рабочих с семьями остались без куска хлеба. Так как эти рабочее отвыкли от полевого труда, то Министерство Внутренних Дел, по сообщению «Московских Ведомостей», в начале выдаст им пособие на существование и затем озаботится дальнейшим устройством их быта.

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ

Хранящиеся в Брянской почтово-телеграфной конторе

 

Князю Телищеву.

НЕДОСТАВЛЕННЫЯ ПРОСТЫЕ ПИСЬМА

Гутову Григорию. — Макарову. — Эйленберг.

ЗАКАЗНОЕ

Макарову В. М.


МАЙ

29 Нед. свв. отец Никеи. Мчц. Феодосии тирск. и прмчц. Феодосии девы. Блж. Иоанна юрод., устюжск. чуд. Восп. 1го вселен. собора (325 г.).  Ик. Б.. М. «Мателикийской». Ут. Ев. Ин. XXI, 1-14; лит. ап. Дн. XX, 16-18, 28-36; Ев. Ин. XVII, 1—13.

30 Прп. Исаакия, исп. далматского.

31 Св. ап. Ерма. Мч. Ермия и Философа.

ИЮНЬ

1 Мч. Иустина, Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракста, Пеона, Валериана. Прп. Агапита печер. и Дионисия Глушицкого. Ут. Ев. преп. Mф. XI, 27—30; ап. Гал. V, 22—26, V1, 1—2; Ев. Лк. 17-23 и дне.

2 Св. Никифора исп., патр. конст. Св. Александра,  арх. конст. Вмч. Иоанна Нового. Ут. Ев. Лк. XXI, 12—19; ап. Ефс.  VI, 10—17; Ев. Mф. X, 16—22 и дне.

3 Мч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия, девицы Павлы, Лукиана Сатурнина. Смч. Лукиана. Перен. мощ. благов. царев Димитрия.

4 Св. Митрофана, патр. конст. Смч. Астия. Мч. Конкордия, Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. Св. Зосимы килик. Прп. Мефодия пешноского Лит. ап. Дн. XXVIII, 1-321 и 1 Сол IV, 13—17; Ев. Ин. XXI, 15—25 и Ин. V, 24—30.

 МАЙ 1894

22

25

27

Ветчина:

 

 

 

Копченая

— ф.

Малосоленая

— ф.

»

12

Провесная

— ф.

»

16

Дрова: березовые

— саж.

            сосновые

»

»

            еловые

»

»

Жмаки

Картофель

20 к. м

»

18-20

Конопл. масло мерн. (50 ф.)

Крупа

1 р. 10 к.

Лес: шелевка 7 арш.

13 р. сотни

        дуб. 5 арш.

1 р.

        соснов. 9 арш. 5. в.

Масло: коровье (топл.)

— пд.

чухонское

— пд.

Мука

63 пд.

»

60

Мякина

Мясо

11 к.

»

»

Овес

55 к.

»

55

Огурцы

2 р. сотня

»

»

Пенька-сырец

2.60 – 2.85

»

»

Рыба: Лещ

10 к. ф.

»

»

Судак

12-13 к. ф.

»

»

Солонина: 1й сорт

9 к.

»

»

2й сорт

7 к.

»

»

Сено

—  к. пд.

Яйца за сотню

1.20 – 1.30

»

»

Базары за прошлую неделю были весьма тихие. Огурцы привозные и свои из первых рук продавались 1 р. 70 к. сотня.