№28, 19 (7) августа 1894 г.

ОТ БРЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ

 

Объявление

Имею честь довести до сведения жителей города Брянска, что Его Высокопревосходительство господин Министр Внутренних Дел, по ходатайству моему, изволил утвердить устав брянского благотворительного общества по содержанию дома призрения детей и престарелых граждан.

Объявляя о сем, покорнейше прошу жителей города оказать содействие свое к открытию сего общества — вступлением в члены оного, дабы благое дело помощи ближнему могло осуществиться в скором времени.

Действительные члены общества вносят в пользу оного не менее двух рублей ежегодно.

Подписка и денежные взносы принимаются в брянской городской управе.

Городской голова В. Сафонов.

Брянск, 3го августа 1894 года.

 

 

ОТ БРЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ

 

В виду появления в городе С.-Петербурге и в некоторых западных губерниях холерных заболеваний и в целях ограждения города от могущей быть эпидемии, имею честь покорнейше просить жителей города Брянска озаботиться немедленною очисткою своих дворов, отхожих мест и помойных ям, и содержать их, а равно и улицы против домов своих в постоянной чистоте.

Виновные в неисполнению сего, по освидетельствовании дворов и торговых помещений санитарною комиссиею, будут привлечены к законной ответственности.

Городской голова В. Сафонов.

Брянск, 2го августа 1894 года.

 

 

Приказом по орловскому почтово-телеграфному округу, от 16го июля за № 42: утвержден в должности и. д. надсмотрщика низшего оклада брянской конторы Алексей Семионов; уволен в отпуск почтово-телеграфный чиновник VI разряда высшего оклада брянской конторы губернский секретарь Тихомиров на 28 дней.

В среду, 10го сего августа, имеет быть принесение в город явленной иконы Свенской Богоматери, а затем на другой день, в четверг, последует первый самый торжественный крестный ход, в память избавления Брянска и всей здешней страны заступлением Царицы небесной в 1812 году от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. Крестный ход этот  установлен в 1814 году, и совершается следующим образом: Как уже упомянуто, 10го августа с самого утра благочестивые граждане брянские стекаются в Свенскую обитель к празднеству подъятия чудотворной Свенской Божьей Матери, а к трем часам пополудни являются почтеннейшие лица и старейшие граждане, и начинается в монастыре сборный звон с переводом во все колокола. В четыре часа пополудни настоятель Свенска с своим духовенством и с духовными ассистентами от городского духовенства облачается в священные одежды, исходит из алтаря со святым крестом и становится пред чудотворной иконой, и бывает обычное начало молебного пения: «Трисвятое», «Отче наш», псалом 142й: «Господи, услыши молитву мою», «Бог Господь, и явися нам», и поют тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем»... В это время двое старших иеромонахов подъемлют с места Свенскую икону Божьей Матери на руки, и бывает исхождении к святым монастырским воротам с пением тропарей. По выходе из святых ворот, вне монастыря духовенство становится по чину, а святая чудотворная икона ликом к обители, и бывает сугубая ектенья, с возгласом: «Яко милостив». Затем чудотворная икона поставляется в устроенный для нее ковчег, бывает отпуст, и настоятель передает крест иеромонаху, шествующему с крестным ходом, а сам начальник обители отправляется в город на встречу образа. Между тем все городское духовенство с хоругвями при многочисленном стечении народа выходит из собора к сретению чудотворной иконы Божьей Матери за город, к зданию госпиталя, и здесь с настоятелем Свенского монастыря ожидает пришествия крестного хода с иконой. При встрече иконы крестный ход останавливается,  бывает ектенья и чтение Евангелия (от Луки зач. 4), и так шествие направляется в городской собор и при колокольном звоне во всех церквах. По входе в соборный храм тотчас начинается всенощное бдение в честь Божьей Матери.

На утро 11го числа в семь часов, совершается в собор божественная литургия настоятелем Свенской обители соборне, и по отпусте начинается, по чиноположению, крестный ход вокруг всего города, в сопровождении городского духовенства.

Обыкновенно крестный ход направляется через арсенал, где на дворе служится краткое молебствие, и затем деле шествие продолжается по Московской до Тихвинской церкви, здесь крестный ход поднимается в гору, проходит чрез Петровский монастырь, где также служится краткое молебствие, и потом, смотря по усердию, иногда же это зависит и от погоды — или берет к Лесным сараям, полем, мимо Полевой церкви и острога к Красной станции, и по Трубчевской и Успенской улице мимо Нижняго Николы возвращается в собор; или же из Петровского монастыря процессия идет по Петровской горе мимо Воскресенской церкви, тут спускается на Верхний Судок, идет рвом, и поднявшись к Топальской улице прямо пересекает город, спускается к Черному колодезю и выходить к Красной станции, и т. дал. Путь крестного хода не всегда бывает одинаков,  но каков бы он ни был, истинно усердные люди в священный долг вменяют себе пройти его весь. Несение иконы в ковчеге (по местному «фонарь») также совершается по усердию поочередно желающими. Во время хода составляется большой хор любителей, исполняющей обычно догматики, тропари богородичные, и т. п.

Кто никогда не видал нашего крестного хода 11го августа, тому трудно будет  представить себе и этот подъем религиозного чувства народа и его благоговейное настроение. Вся многотысячная толпа бывает в ту минуту необыкновенно торжественна. Внешний вид крестного хода в свою очередь представляет удивительную, чудную картину: одетая по праздничному, масса людей, эта живая река, тянется иногда на пространстве доброй версты, тут, без преувеличения можно сказать, бывает едва ли не весь Брянск, и с полудня кануна крестного хода в город прекращаются всякие работы.

По возвращении крестного хода в собор бывает отпуст и икона пребывает в храм, причем желающие прикладываются к чудотворной святыне.

В три часа пополудни того же 11 го числа в соборе бываете звон к сбору, и по собрании духовенства, тем же чином, который был совершаем при выходе из монастыря, поднимается икона Божьей Матери и с тем же усердием крестный ход со всем городским духовенством шествует до места сретения образа. Здесь бывает сугубая ектенья, отпуст и возглашается многолетие. Затем по осенении народа крестом, икону относят в Обитель, где настоятель встречает Свнескую Богоматерь вне монастыря, в святых воротах, по чину, и наконец в соборно-монастырской церкви бывает многолетие в том же порядке, как совершается оно при выходе из города.

Второй крестный ход установлен в 1804 году, совершается 15го августа из брянского городского собора после ранней литургии, и является в половине десятого часа утра в Свенскую обитель, перед началом поздней обедни. По окончании здесь литургии бывает молебен Божьей Матери, при участии городского и монастырского духовенства, по чину храмового дня, с многолетием и осенением крестом. Потом по возгласе настоятеля: «С миром изыдем», крестный ход из собора при колокольном звоне следует на левую сторону вокруг церкви. У южных дверей собора бывает малая ектенья; тоже повторяется и на восточной Стороне собора. Потом по возгласе настоятеля направляется к месту явления чудотворной иконы, в часовню. Здесь читается настоятелем молитва Божьей Матери, затем настоятель подъемлет на свои руки чудотворный образ, осеняет им народ на три стороны, и окропляет святою водой. Из часовни крестный ход направляется к монастырским святым воротам, и по выходе из оных вне монастыря бывает сугубая ектенья с возгласом: «Яко милостив и человк6любец», потом настоятель кадит святые иконы, духовенство и народ, и по отпусте крестный ход при пении клира возвращается в Брянск, а монастырское духовенство оканчивает крестное обхождение соборно-монастырской церкви, и, и на северной ее стороне бывает малая ектенья с возгласом: «Яко Тя хвалят вси силы небесные», потом осенение крестом и окроплени святою водой. По входе в собор западными дверями, настоятель среди церкви читает молитву: «Владыко многомилостиво» и бывает отпуст, окропление водою храма и целование креста.

Мы с целью несколько дольше остановились на крестных ходах, будучи вполне убеждены что на нас не посетуют за это читатели-брянцы, в особенности те из них, что судьбою разбросаны по разным далеким окраинам: строки эти напомнят им один из немногих хороших дней Брянска, когда совершается так сказать всенародное чествование святыни, одной из самых древнейших в России (Свенская икона Богоматери явилась в 1288 году).

В воскресенье, 31 июля, в зале общественного собрания состоялся последний, прощальный спектакль, данные г. Первеевым и вероятно рассчитанный на то, что «смелость города берет». Поставлен был, или лучше и вернее сказать ломали Пушкинского «Бориса Годунова», где, к удивлению, хорош был Пимен, и тоже к немалому разочарованию — весьма плох Отрепьев. Полагаем, что г. Первеев был не в ударе.

Подробно разбирать это представление считаем излишним, довольно сказать, что с самого начала тон взят был г. Первеевым фальшивый, и так веден был им до конца. Сцена в корчме вышла балаганно, собственно первая ее половина, во второй же части удивило чтение Отрепьевым сыскной грамоты. Кто бы ни былл Гришка, разве так в старину читали, а, в частности, разве мог такою скороговоркой читать Отрепьев, для которого требовались еще моменты на извращение царского указа? Знаменитое «У фонтана» проведено было даже не по-ученически, между тем все это классические места, в декламационном отношении изучаемые на школьной скамье. Последний монолог Чацкого, прочитанный г. Переевым в дивертисменте – тоже не удовлетворил никого: тут слышался какой-то человек-тряпка, а не разочарованный, не человек, оскорбленный обществом в лучших своих чувствах.

Четверговый спектакль, 28го июля, вышел скучно-вял по своему подбору пьес. «Сейчас мой выход» - молодой чахоточный актер-старик; «Лебединая песнь» (Калхас) – неудачник актер-старик; «Плагиат» - нечто невообразимо ходульное, построенное на таком специальном термине, который вряд ли понятен кому из публики, непосвященной в таинства и тонкости юриспруденции. Кончился этот водевиль (?!) как-то странно, словно бы оборвался, остался недоигранным, и занавес опустился при гробовом молчании. Шутки Борисовского мы не видали, вероятно, представление ее рассчитано было на аплодисменты публики невзыскательной.

Подведем итоги драматическим представлениям последнего времени.

 

Неровная труппа, к тому же без женского персонала – ничего не могла дать, и если кто вывощил спектакли, так это разве один г. Первеев. Но один в поле не воин, и как бы ни был хорош один актер – под конец и он присмотрится. Бедность труппы обусловила в свою очередь другой недостаток – ограниченность репертуара, что также не могло не влиять на публику, на сборы. Приходилось ставить одноактные пьесы, но выбор их, как наприм. в четверговом спектакле, не всегда был удачен, и это гнетуще действовало на зрителя. Наконец, в общий, репертуар г. Первеева, также как и труппы Максимова — был вовсе не летний, а какой-то осеннее-мрачно-раздирательный, и вместо удовольствия — у обывателя получалось какое-то странное, неопределенное чувство: зритель просто недоумевал — зачем и к чему все это ему преподносится? Не было поставлено ни одной вещицы Каратыгина, Тарновского, Ленского, или каких переводных, словом, ничего, что доступно самим актерам и в то же время могло бы доставить несколько минут хорошего, приятного развлечения. Напротив, выбирались пьесы или тенденциозные, или такие, как наприм. «Кащей», где тонкая филигранная работа художника-артиста осталась непонятой. Большой посему промах делают странствующие труппы, когда игнорируют состав  местной аудитории, причем упускают еще из виду и самое время года. Кто, какой кацап или кацапов приказчик пойдет летом, в жару, в душную залу, и, обливаясь потом, станет смотреть какую-то там высокую комедию, драму или трагедию? Кто понял лебединую песнь Светловидова, его монологи и разные эпизодические вставки, когда никто, буквально никто в зале не имеет понятия ни о Калхасе, ни о Гамлете, и проч. К чему было ставить и изображать актера Ленина? Доступен ли этот лишь поддевке, аплодирующей знаменитому европейскому гармонисту Петру Невскому? От выбора пьес посему многое зависит, помимо конечно их исполнения, и летний репертуар провинциальной труппы (да и не одной провинциальной, если она не желает прогореть) должен быть исключительно приноровлен к развлечению, легкому провождению времени, а не к вызову слез, или еще того хуже — к зубоскальству в местах патетических. Еще того печальнее другая крайность, поблажка верхам и рассказы достойные открытой сцены: это уж погоня за очень дешевыми лаврами, над которыми так зло посмеялся Гейне...

Нас просят обратить внимание на ужасное состояние Авиловской улицы, безобразие которой превосходит всякую меру, не только внешнего благоприличия, а хотя бы соблюдения даже самых простых требований, чистоты. Со времени бывших ливней, промоины на этой горе, начиная от дома, заступающего место городского головы, следовательно от самого низу, почти вплоть до дома Никитина гатят и конским навозом и всевозможными отбросами, от гниения которых распространяется до того удушливый запах, что буквально нельзя, растворить окна, иначе вместо освежения в комнату врывается заражение воздуха. Несколько лет тому назад в одной из столичных газет упоминалось об этом способе исправления Авиловской улицы и ее замащивания, и тогда, помнится, местом для свалки навоза из пожарных конюшен было избрано другое урочище. Теперь снова повторяются прежние опыты. Насколько они уместны в виду тревожных опасений появления эпидемии — предоставляем судить санитарной комиссии, которая должна бы вменить непременным условием гатить улицы только щебнем (мелким камнем или битым кирпичом), а отнюдь не органическими отбросами, распространяющими зловоние.

Странный обычай существует у нас в среде мещанства на первый Спас, 1го августа: подобно тому, как на масляной неделе надо откупаться молодежи от наложения на ногу колодки, в день мокрого Спаса lе beau sexe берет взятку за то, чтобы не быть облиту из ведра водою. Другое обыкновение: тотчас по освящении воды в Десне — купаются в рубашке.

 

 

 

Обращаем внимание на одну неприглядную сторону наших летних ремонтов. Обходясь своими средствами при какой либо домашней починке (наприм. кладке печи), нередко производство таковой совершается обывателем в ущерб безопасности своего ближнего: говорим о копании глины где придется, лишь бы поближе было. Случается так, что глину берут у самых дорожек или же перекапывают их, и пешеход ничего не подозревающий, тем более не думающий о какой-либо засаде, совершенно невинным. образом попадает в яму. Хорошо, когда он отделывается при этом только одним испугом, но могут быть последствия более серьезного свойства.

В понедельник, 1го сего августа, происходила ревизия уездного по воинской повинности присутствия членом-делопроизводителем орловского губернского но воинской повинности присутствия, статским советником А. М. Подгаецким.

 

 

В непродолжительном времени на смоленские большие маневры выступают из Брянска расположенные здесь два полка, Дорогобужский и Каширский, и 36 артиллерийская бригада.

 

 

На днях нам случайно довелось быть в лагере Каширского полка. Что за чудная, живописная местность, и более чем вероятно многие из брянцев не подозревали какие великолепные parties de plaisir они могли бы устраивать, не слишком удаляясь от своих пенатов. Обыкновенно пугает путь. Но каширский лагерь рукой подать, он сейчас же за Бабаевой рощей, другая дорога ведет через Черный мост. Мы избрали первый путь: рощей, берегом Святого озера, через Снежеть и далее перелеском. Лагерь расположен очень картинно у опушки бора, и хоть прямо на полотно переноси. К вечеру трудовая лагерная жизнь стихает. Мы застали репетицию оркестра, и с большим удовольствием прослушали пробу нескольких пьес, из коих «Заря» (исполняемая при «заре с церемонией») и гимн чуть не с полусотнею барабанов сыграны были превосходно. Вообще обход лагеря и хотя бы легкое, поверхностное знакомство с военным бытом весьма интересны помимо самой прогулки, какую в данном случае представляет  здоровая лесистая местность.

 

 

Недавно приезжал в Брянск начальник 16й местной бригады генерал-лейтенант Насветевич для производства инспекторского смотра управления брянского воинского начальника и подведомственной ему конвойной команды.

 

 

18го августа начнутся испытания в орловской семинарии.

Происшествия в Брянске:

— В ночь на 16 июля у заведующего брянским центральным складом Мальцовского товарищества Ивана Белобородова похищен конец рельса в сом в 2 пуда, стоящий 2 рубля.

— В ночь на 18е июля у крестьянина деревни Липовки, Рославльского уезда, Герасима Полякова уведена со двора его квартиры в брянской привокзальной слободе лошадь, стоящая 4 5 рублей.

— В ночь на то же число у крестьянина Севского уезда Егора Исаева похищено разных вещей на 19 рублей.

— 20 июля около 5 часов пополудни близ станции полесской железной дороги одним крестьянином Жиздринского уезда села Шкотова совершен грабеж с насилием над крестьянкой Малого Полпина.

— В ночь на 25е июля в доме Николая Злобина у послушника Клетневского монастыря Андрея Тимошенкова из кармана подрясника похищено деньгами 30 рублей.

Происшествия в Брянском уезде:

— В ночь на 18е июля в с. Дятькове из бани, принадлежащей Мальцовскому товариществу, похищено две чугунных дверки и дверной железный завес стоющие 4 рубля.

— В ночь на 18е июля, там же, на лесопильном заводе Боровича из квартиры Китаева похищен тюк разной одежды на сумму 250 рублей, принадлежащей оршанскому купцу Гилю.

— В ночь на то же число в с. Любохне у арендатора любохонской мельницы мещанина Силина чрез взлом в мельнице досок неизвестно кем похищено две двухпудовых гири, железная ось и 4 пуда ржи, на сумму 13 рублей 90 копеек.

— В ночь на 22е июля, на станции Городец, орловско-витебской железной дороги у проживающего там еврея Мордуха Ицковича чрез взлом крыши в лавке похищено 27 штук овчин, стоящих 35 рублей.

— 22го июля в селе Дятькове у купеческого сына Ивана Третьякова похищено три молодых индейки, стоящих 1 р. 50 к.

— В ночь на 23 июля в экомиии землевладельца Васильчикова «Мошенец» из ледника чрез взлом похищено 3 ½  пуда коровьего масла на сумму 35 р.

— 24 июля близ Рельсового завода в реке Десве утонула дочь мастерового села Людинова Дарья Богомолова 16 лет.

— 25 июля на базаре в Рельсовом заводе у торговца Сергея Серафимова похищен суконный пиджак, стоящий 4 рубля, и у торговки Баси Чудаковой — чулки, стоящие 40 копеек.

— Того же числа в с. Стеклянной Радице, Любохонской волости, от излишнего употребления водки скоропостижно умер отставной рядовой из крестьян села Бытоши Типовой Кирюхин 40 лет.

— 26 июля у рабочего Рельсового завода Андрея Ульянова похищены из кармана серебряные часы, стоящие 10 рублей.

 

— 30го июля вечером в реке Десне около села Городища утонул крестьянский мальчик Филипп Карасев 10 лет.


АВГУСТ

7 Нед. 9я по Пятидесятнице (седм. 10я). Глас 8й. Прмч. Дометия. Мч. Марина, Астерия. + Прп. Пимена печерск., Ора, Потамия. Ут, Ев. Ин. XX .19 -31; лит. ап.  1 Кор. III, 9-17; Ев. Mф. XIV, 22—34.

8 Св. Емилиана, ,еп. кизич., и Мирона, он. критск. Мч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита; + Зосимы и Савватия соловец. Ик. Б. М. «Толгская».

9 Св. ап. Матфия. Мч. Антоны, Иулиана, Mapкиана, Иоанна, Иакова, Алексея, Димитрия, Фоки, Петра, Леонтия, Марии. Прп. Псоя. Ут. Ев. Ин. XXI, 15 — 25; лит. ап. Дн. I,12 - 17, 21 — 26; Ев. Лк. IX, 1—6.

10 Мч. архид. Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита. + Блж. Лаврентия.

11 Мч. архидиак. Евпла, Сосанны, Гаия, Гавиния, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра, Куфия, Прп. Феодора и Василия печерск.

12 Мч. Фотия и Аникиты, Памфила и Капитона. Смч. Александра, команск. Еп.

13 Перен. мощ. прп. Максима-псков., Максима, юрод. москов. Св. Тихона, еп. воронежск. Мч. Ипполита, Конкордии, Иринея, Авундия. Ик. Б. М. «Страстная».

Торговля во все три базара была средняя. Стали подвозить новый овес, который шел 52—50 к. (старый 35 к.). В среду был новый хлеб, который продавали 55 к. пуд. Яблоки-скороспелка 1 р. 20 к. мера. Огурцы 25 к. мера. Картофель 18—20 к. мера. Погода круто изменилась и с жаров перешла в чисто осеннюю: холодно, сильный ветер и дожди.