№30, 2 (21.08) сентября 1894 г.

Окончивший курс орловской духовной семинарии и Дмитрий Введенский рукоположен во дьякона к  церкви села Речицы Брянского уезда.

 

 

Приказом по орловскому почтово-телеграфному кругу, от 10 сего августа за № 49, уволен в отпуск начальник Бежицкой почтово-телеграфной конторы, надворный советник Воскресенский — на 20 дней. Продолжен отпуск и. д. начальника жуковского почтового отделения, коллежскому регистратору Оболенскому — на 7 дней.

Второй крестный ход, бывший 15го августа из собора в Свенск — был менее торжествен, но также привлек громадное число усердных паломников. Самый Свенск в этот день принимает необыкновенно оживленный вид: начиная от святых ворот монастыря вплоть до ограды и далее в одну сторону по улице Тимоновки, а в другую чуть не до Супонева устраивается ярмарка. Торжок носит исключительно сельский характер. В нынешний раз съезд на ярмарку, благодаря сухой погоде, был очень большой, и торговали бойко. Что бывает редко — приходили даже старцы, калеки-перехожие, между коими был один лирник, и все они от себя и по заказу пели разные духовные стихи, псалки. Наибольшиим спросом пользовался стих об Алексее божьем человеке, и надо видеть с каким благоговейным вниманием выслушивается это сказание, одно из любимых народом и пользующееся у него громадною популярностью. Во все время праздника, в течение двух дней, обитель раздает желающим хлеб, квас и огурцы, и всего этого расходуется огромное количество; общая братская трапеза также бывает открыта каждому, равно всегда открыта для всех бесплатно монастырская гостиница. На память о Свенске и в благословение от обители о. настоятель раздает в эти дни множество иконок-тельников с изображением Свенской Богоматери, или же описание монастыря, виды его, и т. п., а в покоях о. игумена гостям предлагается чай и обильный стол.

Из частного объявления в нашей газете читатели знают, что на днях в Брянске открылась библиотека. Отмечаем этот факт как событие, как одно из самых отрадных  явлений в нашей серой будничной жизни, которая вся, после отбывания службы официальной или торговых занятий, дающих средства к существованию, сводится единственно и исключительно к провождению времени в клубе. Город с населнием в несколько десятков тысяч — только недавно, чуть не вчера обзавелся двумя библиотечками, где преобладает беллетристика; в этом городе до сих пор нет ни одного настоящего книжного магазина, потому что нельзя же, в самом деле, принимать за таковые одну-две полки с учебниками, которыми до последнего времени обзаводились лавки с красным товаром и держали книжки что называется между прочим, и только у офеней и ходебщиков или на базаре с ларей случайно можно достать что-либо серьезное, разумея под этим не какое-либо школьное руководство. Город с несколькими мужскими и женскими училищами, с громадным контингентом преподавателей — до сих пор почти ничем не заявил себя в литературе, и весь каталог произведений нашего интеллигента сводится к двум вещам, из коих одна написана лицом духовным (архимандрит Иерофей: Свенск), а другая светским, учителем некогда бывшей у нас классической прогимназии (Розанов: О понимании). Актовые речи и мелкие проповеди на разные случаи в счет не идут. В специальной литературе затем пока заявил себя один инженер-технолог и еще один врач, издававший медицинский журнал. Говоря это, мы вовсе не хотим сказать,  чтобы каждый непременно занимался писательством и ударился в какую-либо отрасль литературы. Вовсе нет. Мы хотим указать лишь вообще на косность провинциальной жизни, которая засасывает свежего, но слабого человека, предоставляя ему в виде соблазнов своего рода разные dolce far niente, противостоять коим надо слишком много воли, в частности же, в отсутствии книжных лавок с выбором серьезных произведений (берем только одну область, историю) видим умственный застой провинциала, его коснение, с желанием убить досуг чтение лишь чего-нибудь легкого: рассказцев, повестушек, романов, или же просто коротать время за зеленым полем. Но если так обстоит в среде, считающейся почему-то высшей (по крайней мере, таковою она сама себя мнит, признает и почитает), то о мещанстве, о мелком чиновничестве, где все сводится к добыванию насущного куска хлеба и в заботам о завтрашнем дне — казалось бы, нечего и. говорить. Между тем именно здесь-то и замечается явление противоположное — сильная жажда к самообразованию, к развитию себя посредством серьезного чтения. И в открытии библиотеки в таком районе города, где по преимуществу ютится мелкий люд с средним достатком — нельзя не видеть заслуги человека, его так сказать бескорыстного служения собрату. Доступная цена при пользовании книгами, не составляющими текущей журналистики, нетяжелые условия абонемента и подбор книг, насколько это возможно было в Брянске (при ограниченных средствах владельца библиотеки) - все это ставит  новое учреждение к числу полезных и необходимых, в коем давно ощущалась потребность, и открытию у нас второй библиотеки с книжною лавкой, повторяем, составляет отрадное явление. Можно бы конечно пожелать при сем учреждения у нас бесплатной общественной библиотеки, но когда вспомним что в недалекой от нас Пензе, городе губернском, в официальном местном органе чуть не целый год шла статья, трактовавшая о пользе учреждения публичной библиотеки (факт) — то нам приходится мириться с тем, что есть, что дает частная инициатива, и пока откроется предполагаемый управою дешевый склад учебных пособий, по-прежнему станем обращаться к офеням, к ходебщикам, и благодарить частную предприимчивость за внимание к нуждам семей, чуть не последний грош тратящих на покупку и перемену дорогостоящих учебников, благодарить, говорим, эту предприимчивость, идущую на встречу новому поколению в его заботах о своем развитии и самообразовании.

По случаю храмового праздника, в Успенской церкви было столько молящихся, что в оба дня, накануне за всенощной и в самый праздник во время ранней литургии — храм буквально был переполнен. Такое стечение народа там и помимо праздника понятно, ибо Успенская (Нижнее-никольская) церковь есть единственная для громадного района, чуть не целой половины Брянска, и притом с лучшей ее торговой частью. Она занимает у нас такое же положение, какое наприм. в Петербурге занимает Иван Предтеча. Следовало бы посему о. благочинному озаботиться ходатайством об устройстве нового прихода или хотя бы бесприходной церкви, собственно для удовлетворения духовных потребностей населения в местах наиболее удаленных от храма, каковы Трубчевская или Горячкова улица. Потребность в храме особенно ощутительна в дни великих праздников, наприм. в Светлое Христово Воскресенье, между тем распутица делает тогда дорогу решительно невозможной и достигнуть церкви по немощеным глинистым улицам составляет такой подвиг, на какой не всякий решится. Вообще же говоря, двух существующих ныне приходских церквей для новой обширной части города чрезвычайно мало.

 

 

В дополнение к краткому известию об отнесении 11 го августа в монастырь иконы Свенской Богоматери, нас просят сообщить, что на площадке возле госпиталя после совершения обычной краткой литии, о. благочинный произнес следующее слово:

Боголюбивые жители города Брянска!

Ныне мы празднуем преславное чудо, явленное нам Царицею Небесной в страшный 1812 год чрез Свенский чудотворный Ее образ, когда по молитвам наших предков пред сею иконой град был избавлен от ужасного врага. Но и теперь милость Царицы Небесной, видимо, пребывает да нашем граде, по ходатайству нашего доброго, ревностного городского головы В. И. Сафонова, его высокопревосходительство господин Министр Внутренних Дед изволил утвердить устав брянского благотворительного общества по содержании дома призрения детей и престарелых граждан. Всякий, кому дорог город Брянск, знает, как благотворно для него это общество! Поэтому спешите, братия мои, вступить в члены этого благотворительного общества и несите свои посильные лепты, дабы скорее открыло свою благотворную деятельность это общество. А теперь пред сим чудотворным Светским образом Богоматери помолимся усердно за нашего достопочтенного, доброго городского голову и пожелаем ему, его доброй супруге и всей его дорогой семье многая, многая, многая лета!

 

По произнесении сей речи народный хор пропел многолетие, а о. В. Попов осенил народ крестом.

Несколько времени тому назад вода из нового арсенального артезианского колодца проведена в Никольский водоразборный кран, который для пользования открывается от часу пополудни до трех.

 

 

В четверг, 18го сего августа, на память Флора и Лавра, сыздавна в Ямскую церковь, где есть придел во имя сих святых, приводят лошадей для окропления их святою водою. По этому случаю грива коней заплетается в коски, с украшением последних бантами из цветов и лент, и в тот день животные освобождаются от работы.

 

 

Со вторника владыка Мисаил, епископ орловский и севский, предпринял вторичный обзор церквей в Брянском уезде.

 

 

В субботу, 13го сего августа, в городском училище отслужено было молебствие пред началом учений, самое же преподавание в классах началось во вторник, 16го числа.

 

 

Во вторник, 16го числа, в техническом училище происходило молебствие и начались занятия в мастерских.

 

 

Во вторник, 16го сего августа, 36я артиллерийская бригада выступила из Брянска на свои постоянные квартиры в Карачев. С того же числа прекратилась лагерная жизнь полков Дорогобужского и Каширского, а 19го произведено увольнение в запас.

происшествия в брянске

— В ночь на 1е августа близ Галерных сараев двое брянских мещан произвели грабеж у климовицкого мещанина Залмана Рабинова вещей и денег на 93 рубля.

— 1го августа около 7 часов пополудни близь плавучего моста у дмитриевского купеческого сына Матвея Михайлова произведен двумя неизвестными грабеж золотой цепи от часов с медальоном, стоящих 180 рублей.

— В ночь на 13 августа в Нижнем Судке возле Успенского моста найден труп брянского мещанина Николая Филиппова Несонова, 45 лет. По дознанию оказалось, что Несонов, будучи в пьяном виде, упал с высоты на деревянный помост и умер от сотрясения мозга.

происшествия в брянском уезде

— 30го июля в деревне Домашеве Любохонской волости по собственной неосторожности и будучи в пьяном виде утонул в озере обходчик Мальцовской лесной дачи крестьянин деревни Костылевой, Овстугской волости, Никифор Емельянов 35 лет.

— В ночь на 31е июля, на хуторе Малыгине Мальцовского товарищества у арендатора графа В. А. Девиеpa чрез взлом рамы в сарае украдены: хомут с ременными гужами, ременные вожжи, червзседелен  и сиделка, всего на сумму 10 рублей 75 к., в каковой краже изъявлено подозрение на одного крестьянина деревни Сосновки.

— В ночь на 1е августа в деревне Пастушье Любохонской волости у крестьянина Ивана Желнова с подножного корма уведена лошадь, стоящая 60 рублей. Впоследствии лошадь найдена блудившей в Стеклянной Радице. В краже этой подозревается один  крестьянин.

— В ночь на то же число на Рельсовом заводе в квартире рабочего Афанасия  Саватеева похищен кошелек с деньгами 11 р. 50 к. В краже этой заподозрен один крестьянин.

— 1го августа в 7 часов утра в деревне Верхнем Буневе Снопотской волости вследствие неосторожного обращения с огнем произошел пожар, от коего сгорело девять крестьянских домов с надворными постройками и некоторым сельскохозяйственным имуществом. Убытку причинено пожаром на 3.487 р.

— Того же числа на Рельсовом заводе в больнице во время работ у сторожа Якова Гаврилова похищен кошелек с 4 рублями денег. Деньги найдены, и виновный привлечешь к ответственности.

— 2го августа в деревне Городце Госамской волости скоропостижно умер от излишнего употребления водки крестьянин села Бетова, Овстугской волости, Иван Гришин 45 лет.

— 2го августа на Сергиево-Радицком паровозном заводе произошел пожар, от коего сгорела деревянная лесопильня, принадлежавшая Мальцовскому товариществу, и разный лесной материал; убытку пожаром причинено на 9.296 рублей 9 копеек. По дознанию оказалось, что пожар произошел от недосмотра кочегара.

— 3го августа по заявлению дочери одного мастерового села Людинова над нею совершено рославльским мещанином изнасилование с лишением девства.

— 9 го августа с Капитоновской пристани на р. Десне при Паровозном заводе угнано шесть плетенок леса.

— 10го августа в вальцовой мастерской Рельсового завода при оттаскивании от печи шлака рабочими Григорием Когановым и Терентием Батериным шлак воспламенился и от пламени загорелись рубашки у этих рабочих, чем и причинены им тяжкие обжоги, так что жизнь Коганова находится в опасности.

— 13го августа в хуторе Анновка при селе Теменичах в имении Дервелис при накачивании рабочими из колодца воды разорвалась железная цепь, концом коей нанесен ударь рабочему Федоту Мокину, который от удара свалился в колодезь глубиною более 30 аршин, откуда он вытащен уже без признаков жизни. У Мокина оказалась пробитою голова. При дознании усмотрено, что колодезь, кроме неправильного устройства приспособлений для накачивания воды, имел непрочную цепь, сруб полуразрушен и находится в полуаршине высоты от уровня земли, вследствие чего и причинены смертельные ушибы Мокину.

разбойничья яма (притон)

Почти около самого Брянска есть место, которое может служить памятником или остатком разбойничества в Брянском уезде. Это так называемая разбойничья яма. Находится она за деревней Карачижем в полутора верстах от Брянска. Между названной деревней и деревней Тимоновкой есть лог, поросший мелким дубняком и одним своим концом близко подходящий к большаку (большой дороге). По рассказам стариков, когда-то здесь был густой лес, служивший удобным пристанищем для разбойников: последние выходили отсюда на большую дорогу, грабили проезжавших и в лесу прятали награбленное. Памятником пребывания разбойников и служит названная яма. Она отстоит в полуверсте от большой дороги, имеет почти квадратную форму, и тянется в длину слишком на пять сажен, в ширину на пять сажен и в глубину идет около полутора сажен; кругом она поросла мелким кустарником. Какое собственно было назначение этой ямы – был ли это только ход в подземелье или же это остаток самого подземелья – неизвестно, народное предание ничего не говорит об этом. В народе сохранилось лишь смутное ощущение страха при воспоминании о яме: до сих пор еще жители деревень Тимоновки и Карачижа (которым наиболее известна яма) не все решаются к ней подойти; раньше же этот страх был так велик, что выражения: «он ходил до разбойничьей ямы» или «за яму» - приводились как доказательство удальства и молодечества.

Федор Дмитриев.


АВГУСТ

21 Нед. 11я по Пятидесятице (седм. 12я). Глас 2й. Св. ап. Фаддея. Мч. Вассы, Феогния, Агапия, Писта. При. Авраамия печер., Авраамия смолен., + Ефрема смолен., Корнилия и Авраамия палеостр. Ут. Ев. Ин. XXI, 15—25; лит. ап. 1 Кор. IX, 2—12; Ев. Mф. XVIII, 23—35.

22 Мч. Агафоника, Зотика, Феопрения, Акиндина, Севеpианa. Св. Анфусы. Св. Афанасия, еп. тарсийск. Мч. Харисима, Неофита, ик. Б. М. «Грузинская».

23 Мч. Лунда. Смч. Иринея. Св. Каллиника, патр. Прп. Евтихия и Флорентия.

24 Перен. мощ. св. Петра, митр, киевск. Смч. Евтихия. + Прп. Григория. Мч. Сиры девы р Татиона. Прп. Арсения комельск.  Ик. Б. М. «Петровская». Ут. Ев. Ин. X, 1 — 9; лит. ап. Евр. VII, 20-28, VIII, 1—2; Ев. Ин. X, 1 — 9; лит. ап. Евр. VII. 1—2; Ев. Ин. X, 9—16.

25 Перен. мощ. ап. Варфоломея; ап. Тита. Свв. исп. Варсиса и Евлогия, еп. едесск. Св. Протогона, еп. Св. Мины, патр. конст. Лит. ап. Тит. I, 1—4, II, 15, III, 1-3, 12-13, 15; Ев. Mф. V, 14—19.

26 Мч. Адриана и Наталии. + Прп. Адриана ондрусовск. Ик. Б. М. «Владимирская».

 

27 Прп. Пимена Велик., Пимена палестин. Св. Oии, еп. кордуб. Св. Ливерия; папы римск. Прп. Саввы. Мч. Анфисы, Смч. Кукши. Прп. Пимена печерск.

Воскресный базар был несколько оживленнее. Много было овса, который продавали 40—53 к. пуд. Капуста 2 р. сотня. Огурцы 30—40 к. мера. Яблоки 60 к.—1 р. 40 к. м. Картофель 15—20 к. м. Яйца 1 р. 40 к.—1 р. 50 к. сотня. Сено 16—20 к. п. В пятницу, 19го, огурцы были 25—50 в. мера. Овес 30—52 к. п. Рыбы свежей почти нет. На успенской ярмарке в Свенске мед сотовый продавали 4 р. 50 в. пуд.