№42, 25 (13) ноября 1894 г.

С разрешения главного управления Российского общества Красного Креста, в правлении брянского местного комитета Красного Креста открыт прием пожертвований на устройство памятника Великому Государю Александру III. Пожертвования принимаются председательницею комитета М. И. Баженовой, товарищем председательницы А. А. Кушлянским и казначеем комитета Г. А. Ивановым.

Председательница комитета М. Баженова.

Казначей комитета Г. Иванов.

 

 

Исправляющий должность судебного пристава по городу Брянску коллежский регистратор Николай Панютин утвержден  председателем орловского окружного суда в означенной должности с 20го октября.

 

 

 

Сверхштатный псаломщик церкви села Хотылева, Брянского уезда, Петр Соколин перемещен на таковую же штатную должность к церкви села Горожанки, Трубчевского уезда.

В понедельник, 7го сего ноября, в день погребения в Бозе почившего незабвенного и вечной славной памяти достойного Великого Государя Всероссийского Императора Александра III,  в брянском Спасо-Преображенском соборе в присутствии городских и военных властей и чинов разных ведомств отслужена была соборне городским духовенством торжественная панихида. Такая же панихида была отслужена во вторник, 8го сего ноября, в двадцатый день по кончине Государя Императора Александра Александровича.

 

 

Одно из больных мест не только каждого провинциального города, а центров наиболее выдающихся, не исключая и столиц — это нищенство: разумеем, конечно,  профессиональных нищих, сделавших из попрошайничества выгодный промысел. По воскресеньям и в другие дни целые вереницы их стоят у нас на церковных папертях с протянутого рукою, причем нередко раздается площадная ругань, если кто-либо из них вздумает подвуручничать. И среди этих просящих Христа ради добро были бы только немощные, хилые и старые: нет, тут же рядом со стариком стоит субъект полный сил и здоровья, тут же рядом и дети-подростки. Чему последние научаются в этом избранном обществе и какие они видят перед собою примеры не только ежедневно, а можно сказать ежеминутно — полагаем известно каждому: цинизм и разврат старших уже и теперь, в эти юные годы отражается на их натуре, это кадр, пока слабый, но совершенно готовый, каждый член которого никогда не задумается стать в ряды отъявленных преступников. Не довольствуясь папертью, ватаги нищих в субботу ходят по некоторым домам, где каждого оделяют по полукопейке или копейке. В такое утро нищий набегает от трех до пяти копеек. Ничего не имея против частной благотворительности, возвышающей душу человека, позволим себе лишь спросить господ, раздающих копеечную милостыню: достигает ли цели их подаяние, и вместо пользы — не приносится ли этим скорее двойной вред? Нищий никогда не сбережет поданной копейки до целого рубля, на который он мог бы сделать себе что-либо, по крайней мере употребить его на что-нибудь полезное, и всю собранную мелочь непременно несет в кабак, оставаясь и пребывая все в том же рубище, в тех же смрадных лохмотьях, и питаясь впроголодь коркой хлеба, луковицей, тухлой печенкой, вонючим рубцом или ароматической таранкой: ржавый студень (живая соль) — это уж такое лакомство, какое позволяет себе разве нищий-аристократ, не желающий потерять из памяти значения орудия, называемого ложкой. Сегодня так, точно также и завтра и послезавтра, всю неделю так идут дни, похожие один на другой, так проходят  месяцы, годы, вся жизнь нищего-побирухи проходит вполпьяна и впроголодь. Но этого ли желают благотворители?

В Слове чудовского инока Евфимия: «О милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни», памятнике XVII века, только что изданном Императорским обществом любителей древней письменности, одно место весьма определенно и категорически высказывается но сему поводу: «Вижду, говорит Евфимий: — просителя здрава суща, ее велми состаревшася, ниже недужна, но еще могуща каковое дело имети: почто же имам греха его общник быти и леность его множити, и питати его хлебом нищих достойных милостыни? Да не яст таковый, яко глаголет апостол: егда делати не хощет —глад к делу принудить такового. Стыдно и зрети, колики гуляки скитающиеся умножишася, человеки обиждающии. Множество праздных тунеядцов и здравы, и жен младых с детми, паче же девиц но стогнам бродящих уже в таковое безчинство, паче же злодейство приидоша, яко чуждые детищи наимают, ради милостыни лестию взятая: в нощи блудством дают вину, во дни же на празднствах время иждивают, людем же в ненависти и огорчении дни препровождают, инии же и в церковь не позрят: таинств святых не приемлют, и тако душею зело погибают»…*

При таком взгляде на нищенство, естественно встретить более разумную заботу о неимущих. Мы и видим, что в древних актах при описании церквей нередко упоминаются нищие (неимущие), которые жили в кельях при церкви (богадельнях) и питались от церкви божией. О нищих заботилась церковь, при церквах были братства, попечительства. Следовало бы и нам подумать об учреждении таких церковных братств, иначе — о регулировании призрения бедных, о благотворительности общественной, а пока что — не мешало бы обратить внимание на эту язву и принять радикальные меры к ее уменьшению, что при содействии города кажется сделать нетрудно. Очень бы желательно на первое время хоть куда-нибудь пристроить всем известную слепую, мать двоих несчастных мальчиков, служащую иногда предметом праздной потехи базарных кацапов, приютить ее и дать хоть какое-нибудь образование ее подросткам — казалось бы долг общества, притом не особенно трудный для выполнения. Карачижский Андрюша, корчащий дурачка ради собирания копеечек — тоже требует обратить на него внимание: здоровый и совершенно способный к труду, он был бы гораздо полезнее у себя дома, чем ему шляться  в Брянске, причем этот quasi-юродивый нередко своими возгласами пугает прохожих.

На днях в Сестрорецке постное благотворительное общество рассматривало ходатайство рабочих тамошнего оружейного завода о желании их пожертвовать весь заработок за один день на какое-либо благое дело в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III или же обратить ту же сумму на венок для возложения на гроб почившего Государя. Собрание, находя первое предложение более соответственным, решало устроить в Сестрорецке «Дом трудолюбия» для временно остающихся без работы  и богадельню на десять престарелых.

У нас уже сделан почин в этом роде предположением устройства дома призрения для детей и престарелых граждан Брянска. Но какое благодеяние оказало бы общество увеличением сказанного дома одним отделом, назвав оный «домом трудолюбия в память Александра III» и предназначив его собственно для призрения пребывающих временно без работы. Сразу бы тогда сказалась правда, определился бы контингент и престарелых, и способных к добыванию средств к жизни, но действительно беспомощных, и тех позорных тунеядцев, о коих говорит чудовский инок Евфимий в своем знаменитом трактате о милостыне. И не одна благодарная молитва вместе со слезою долетела бы к Небу об упокоении чистой души блаженной памяти Государя Александра Александровича, Царя-Миротворца и Поборника правды.

 

* Памятники 1894: CI, стр. 52—53.

Происшествия в Брянском уезде:

— В ночь на 5е октября в деревне Ивановичи Бытошевской волости у крестьянина Семена Мишина с подножного корма неизвестно кем похищена лошадь, стоящая 35 рублей.

— В ночь на 8е октября в селе Любохне со двора при бумажной фабрике акционерного общества Мальцовских заводов неизвестно кем похищена часть чугунной водосточной трубы весом около 4 пудов, стоящая 26 рублей. Похищенное найдено разбитым на несколько кусков.

— 8го октября в селе Дятьковк из магазина московского акционерного общества Мальцовских заводов похищено 35 фунтов коровьего мяса, стоящего 8 рубля 15 копеек. Виновные разысканы.

— 13 октября при следовании из Брянска в с. Дятьково вечернего пассажирского поезда мальцовской железной дороги, из вагона поезда у крестьянина Новосельской волости Мещовского уезда Романа Слепого совершена кража сундука с разным платьем и вещами на 70 рублей. Виновные разысканы.

— 14 октября в деревне Чернятичи Дятьковской волости у крестьянина Ивана Медведкова от сильной топки сгорела рига с навесом и хлебом, чем причинено ему убытку на 300 рублей, кроме того, в той же риге сгорел хлеб крестьян Медведкова и Гришина, на 120 рублей.

— В ночь на 16е октября в селе Городище у крестьянина Филиппа Емельянова из запертого сарая уведено три лошади стоящие до 200 рублей. По произведенным розыскам, лошади найдены в деревне Бобылевой Брянского уезда, причем задержаны и конокрады, которые кроме того подозреваются в убийстве крестьянки Благодетелевой.

— В ночь на 17 октября на Рельсовом заводе в подвальном этаже прокатной мастерской, где топятся печи, найден умершим не работавший на заводе крестьянин Толмачовой слободы Роман Вдовкин. При вскрытии трупа оказалось, что Вдовкин умер от угара.

— 17го октября в 9 часов вечера в имении Марии Шрамек при д. Воронове,  арендуемом вороновским волостным старшиною Бочаровым вследствие неизвестной причины произошел пожар, от коего сгорела скирда ржаного в снопах хлеба в количестве 115 копен. Убытку причинено пожаром на 350 р.

— 18го октября днем сын крестьянина села Городища Павел Емельянов 15 лет при насыпке песку в горе близ самого села задавлен обрушившимся с горы обвалом.

— В ночь на 20е октября замерз крестьянин села Овстуга Никита Ситников 40 лет, ехавший из Брянска.

— 24го октября в селе Ивоте Дятьковской волости у крестьянина Рогнединской волости Осипа Соколова из запертого сундука совершена кража 27 рублей. Виновный и деньги при розыске найдены.

 

— 27го октября на четвертой версте по шоссейной дороге от Брянска к Глинищеву найден замерзшим неизвестный человек.

Милостивый Государь, г. Редактор.

В издаваемом вами «Брянском Вестнике» не откажите, пожалуйста, поместить нижеследующие строки.

В прошлом году с разрешения епархиального начальства начата была ремонтировка монастырского соборного храма, давшего опасную трещину, вследствие чего и отправление богослужений в нем временно было прекращено. В настоящее время работы по ремонтировке храма, происходившие под руководством архитектора Н. А. Лебедева, окончены, и богослужение в нем снова стало совершаться. Обязанные названной ремонтировкой главным образом благотворителям, я и сестры вверенного мне монастыря считаем своим священным долгом выразить искреннюю благодарность всем благодетелям, внесшим свои лепты на такое святое дело, и молиться о здравии их.

С совершенным почтением к вам Настоятельница брянского Петропавловского женского монастыря.

 

4го ноября 1894.

Во вторник, 8го сего ноября, праздновался Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. Интересен высокий взгляд на сего архангела в понятиях и представлениях народных, где имя его почти всегда соединяется со сказаниями эсхатологическими. Таков, между прочим, и нижепомещенный духовный стих об архистратиге. В известном апокрифе о двенадцати пятницах архангелу Михаилу  посвящается десятая, чрез соблюдение поста, в которой обещается человеку избавление «при пути-дороге от постыжныя смерти» {берем апокриф в брянской редакции по нашей рукописи), иначе говоря, апокриф поддерживает христианскую идею о кончине человека: безболезненной, тихой и мирной. Печатаемая псалка подобно прежней, об Алексее, записана от слепого старца Карпа Антонова Перфильева.

МИХАИЛ АРХАНГЕЛ

И живали грешные на вольном свету:

И пили-ели сами утешивались,

И телеса свои приунеживали,

И не имели ни серелы, ни пятницы,

Ни святого Воскресения тридневного дни,

И ни праздника Господнего.

И до божьей до церкви они не хаживали,

От желанья они Господу Богу не маливались,

А в посту-говенью не гавливали,

Земляных поклонов они не кланивали,

Вольного причастья не сприемливали.

Они страху божьего не слушивали,

И ни страху божьего, ни суда Христова.

 

Кабы кто у нас воплотился во Христа –

У нас воплотился во Христа Илья божий пророк.

И восходил Илья пророк на Хвалынскую гору.

К той горе-поре пребразился сам Господь:

Показал нам Господь

Кому – муку,

Кому – рай,

За что мучиться грешным душам,

Беззаконным рабам,

И татьям и ворам,

Еще блудникам,

Клеветницам,

Еретицам

И душегубленникам,

Пьяницам и разбойникам.

Вся указана мука,

Все предвечная:

Праведным душам указаны месты –

Все в рай светлый.

 

Только взойдет Михаил Архангел на Сион гору,

И вострубит во трубу во трегласненную,

И возбудит живых яко от гроба мертвых.

Протечет река вогненная,

И пойдут праведные души через вогенную реку,

К прекрасному раю,

К отцу Авраамию в прекрасный рай.

Идут они –

Радуются

И веселяются,

Смотрят на месты –

Все-то рай светлый.

И надеются они на Спаса на Вобраза,

На Пречистую Пресвятую Богородицу,

И ни *гонь их, ни пламя их не пожигивает.

Грешные души заставалися за рекою за вогненную.

 

И завидали Михаил Архангела с небес,

Воскрикнули громким голосом своим:

 

– Есть ты Михаил Архангел судья праведная,

И емли ты с нас дорогой перевоз,

И возбми ты с нас злата-серебра,

Больше того – чистого земчугу.

 

Возглаголает Михаил Архангел, судья неподсуд[ливая,

Неподкупленная:

 

– Здесь я, судья неподсудливая,

Неподкупленная,

Судья у Бога праведная.

Он не емлет ни злата, ни серебра,

Ни больше того – чистого земчугу.

 

– Зачем вы жили-были на вольном свету,

Зачем вы собой не справливали?

Вы суды судили не по правому,

Виноватого ставили за правого,

Правого становили на виноватого,

Брали казну с них несчисленную,

Клали казну во сырую мать-землю:

Сырую мать-землю не наполнивали,

Себе Царя небесного не уготовливали.

Расплачутся души грешные,

Возрыдают беззаконные раба,

Волоса на себе оборваючт

И бросаючи об сыру мать-землю,

Споминают грехи тайные свои:

 

– Мать Пресвятая Богородица,

На что ж мы на сей свет спородилися?

Хоть бы мы и спородилися –

Чему малѐхоньки не померли:

Не слыхали б мы слова грозного,

Не терпели б злой муки предвечные

От Царя от Небесного,

Михаила Архангела.

 

Славен наш Бог Сам прославился,

 

Велико имя Господнее.


НОЯБРЬ

13 Нед. 23я по Пятидесятн. (седм. 24я). Гл. 6й. Св. Иоанна Златоустого. Ут. Ев. Mф. XXVIII, 16—20; лит. ап. Ефс. II, 4—10 и Евр. VII, 26—28, VIII, 1—2; Ев. Лк. VIII, 26—39 и Ин. X, 9—16.

14 Св. ап. Филиппа. Св. Григория Паламы.

15 Мя. Гурия, Самона и Авива.

16 Св. ап. и еван. Матфия.

17 Св. Григория, ап. неокесар. При. Никона.

18 Мя. Платона.

 

19 Св. прр. Авдия. Мч. Варлаама, Илиодора, Романа.

Все три базара были хороши и подвозу всего было много, по цены без больших колебаний. Жмаки 25 к. п., дрова 1 р. 40 к. воз, мякина 12-13 к., сено 18 -23 к., картофель 20-25 к. м., яйца 17—18 к., битая птица: гусь 10 к. ф., индейка 15 к. Яблоко расхожее 80 к. мера. Снегу нет и река не стала; погода теплая.