№46, 23 (11) декабря 1894 г.

Шестое декабря, день тезоименитства Его Величества Государя Императора Николая Александровича — прошел у нас торжественно. Особенной же помпой отличилась Привокзальная Слобода, или так называемый Новый Брянск, где храмовой праздник совпал с годовщиною открытия местной церковно-приходской школы. Построенная в память избавления Государя Императора от покушения в Отсу, привокзальная Никольская церковь обязана своим возникновением жителям слободы, и главнейше — начальнику станции «Брянск» орловско-витебской железной дороги Константину Федоровичу Тарловскому. Первоначально храм носил характер церкви-школы, но скоро после его возведения брянский купец Афанасий Иванович Климов пожертвовал церкви двухэтажный дом, где верх занимает ныне училище, а нижний этаж предполагается для устройства квартиры учительскому персоналу и священнослужителям, в случай образования в слободе самостоятельного прихода, о чем уже возбуждено ходатайство перед владыкою Мисаилом. После литургии, отправленной тихвинским священником о. Петром Орловым в сослужении диакона Преображенской церкви, что на гробах владык, совершено было святителю Николаю Чудотворцу молебствие соборне с о. благочинным, и затем четвертому батальону Каширского полка, расположенному в слободе, сделан был парад, принятый бригадным командиром, причем присутствовали генералы Сарандинаки и Дебогорий-Мокриевич, командир Каширского полка флигель-адютант полковник И. В. Богаевский и множество других чинов названного полка. Батальон при звуках музыки прошел церемониальным маршем, громко отзываясь на радостное поздравление со днем тезоименитства Державного Вождя Земли Русской.

Вслед засим из храма поднята была икона, и процессия направилась в церковно-приходскую школу, где вторично было отслужено молебствие святителю Николаю Чудотворцу, с провозглашением многолетия,  при этом о, благочинным сказано было приличное случаю слово и детям розданы духовно-нравственные книжки, после чего от церковного старосты и попечителя школы гостям было предложено шампанское и закуски Завтрак прошел весьма оживленно. По обыкновению, много было тостов, и в числе здравиц нельзя было не заметить тех искренних пожеланий процветания, какие вызвало к себе такое скромное учреждение, как церковно-приходская школа, приветствовать которую собрался положительно весь город в лице представителей разных ведомств. Честь и слава ревнителям народного просвещения и глубокая благодарность всем потрудившимся и трудящимся на пользу религиозного воспитания народа. Будет время, и быть может недалеко оно, когда рознь во взглядах на дело народного образования объединится, и тот тип школы, который так тепло ныне был приветствуем — получит право на широкое и прочное существование.

Не так давно в вольском земском собрании (Саратовской губернии) происходили любопытные прения о церковно-приходских школах, и вот как выразился по сему поводу гласный граф Уваров: «Отбросив вопрос самолюбия, хотя бы и земского — оставить все дело народного образования в руках духовенства: здесь должен быть один хозяин; рознь очень вредна. Мы дадим на это средства, но пусть школы открывает духовенство, а для нас будет достаточно, если наши представители в епархиальном училищном совете будут принимать энергическое участие. Можно даже просить об усилении этого представительства: тогда мы всецело будем контролировать правильное расходование наших средств». Графа Уварова поддержал его коллега, гласный Д. А. Столыпин. Баллотировка дала следующие результаты: за земские школы подано 9 голосов, против этого предложения 15.*

Если обратимся к нашим земским школам, то увидим следующее. Всего их на весь уезд было в 1893—94 году 36, всех обучавшихся в них было 2.283 (2.008 м., 275 д.), и стоили эти школы земству 9.476 р. 46 к. Параллельно с этим живут школы церковно-приходские: всего их в уезде 38, обучающихся в них 3.000 (1.948 м., 1.052 д.), пособийже от земства на эти школы за сказанный академический год было выдано 700 рублей. В первых изо всего числа учившихся кончило курс 164, в церковно-приходских школах — 117.

Не будем пока делать никаких отсюда выводов, ни входить в рассмотрение причин успешности или неспешности преподавания в той и другой школе, но не можем не отметить того исконного направления в деле образования, какое с исстари замечается в простом русском человеке и ему так сказать присуще. Направление это нравственно-религиозное: и пусть сын крестьянина, мещанина читает в церкви, поет на крылосе, подает батюшке кадило, ставит выносную свечу перед аналоем, и т. п., причем вход в алтарь дозволять только в награду мальчикам наиболее отличающимся добрым поведением и успевающим в учении. Воспитание в духе религии, как известно, прежде всего отражается на семейных отношений, эту нравственную дисциплину позднее понесет с собою юноша в жизнь, в отношения к среде его окружающей, не изменит он и в зрелом возрасте тем твердым началам нравственности, что дает ему церковно-приходская школа.

Бояться передачи земских школ в руки духовенства из-за нежелания земству играть якобы пассивную роль в этом деле — более чем странно: в только что приведенном примере из заседаний вольского земства можно убедиться, что страх этот при правильной постановке вопроса совершенно напрасен.

Не знаем, в какую форму выльется у нас дело народного образования (хотелось бы сказать — и воспитания), но все симпатии лучших людей, коих нельзя не разделять — на стороне церковно-приходской школы. Именно в этом смысле празднике привокзального училища 6го декабря производит отрадное впечатление, соединив всех присутствовавших в одном искрением пожелании успеха народному образованию в духе церкви, в духе нравственно-религиозном.

Во время завтрака, по предложению благочинного о. В. Попова от имени всех присутствовавших послана была в Орел его преосвященству епископу Мисаилу телеграмма следующего содержания:

«Начальство города Брянска и служащее станции «Брянск», торжествуя ныне приходский праздник церкви-школы и годовщину открытия церковно-приходской школы, возносят свои усердные мольбы о здравии и благоденствии вашего преосвященства, ибо архипастырским благословением вашим создан наш храм и устроена церковно-приходская школа».

В четверг 8го декабря владыка Мисаил удостоил о. благочинного следующим ответом:

«Искренно благодарю за благопожелания вас и всех принимавших участие в торжестве праздника церкви-школы при станции «Брянск» и годовщины открытия церковно-приходской школы, и желаю видеть при вышеозначенной церкви-школе в недалеком будущем самостоятельный приход с самостоятельным составом причта».

Таким образом, усердное желание привокзальных слобожан есть лишь вопрос времени и недалекого будущего, и можем от души поздравить их с добрым началом. Церковь и школа при самом основании поселка! Да это совершенно в духе христианских народов цивилизованного мира…

 

* См. «Саратовский Листок», №218

Как уже известно читателям из хроники 44го нумера «Брянского Вестника», 27го ноября дружиною нашего вольно-пожарного общества отслужена была панихида по в Бозе почившем Государе Императоре Александре III, после коей отправлен быть молебен о здравии и долгоденствии Государя Императора Николая Александровича и всего Царствующего Дома.

После богослужения председатель капитан А. М. Баженов отправил в Петербург на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича следующую телеграмму:

«Брянское вольно-пожарное общество в сегодняшний день возложения венка на могилу в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича, вознеся горячие молитвы об упокоении души усопшего незабвенного Монарха и о здравии ныне царствующего Государя Императора, почтительнейше просит Ваше Императорское Высочество повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства глубокой, беспредельной преданности.

Председатель совета капитан Баженов».

На что в тот же день, в 11 часов вечера, от Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича на имя А. М. Баженова, получен ответ в следующих милостивых выражениях:

«По докладе Государю Императору содержания телеграммы вашей, Его Императорское Величество поручил Мне передать вам и брянскому вольно-пожарному обществу глубокую благодарность как за ваши молитвы об упокоении души незабвенного Монарха, так и за выраженная вами чувства верноподданнической преданности Его Величеству.    

Владимир».

 

Во вторник, 29го ноября, все депутаты от 62х вольно-пожарных обществ и дружин,  прибывшие в Петербург для возложения венка, представлялись Почетному Председателю соединенного российского пожарного общества, Великому Князю Владимиру Александровичу, во дворце Его Императорского Высочества. Принимая депутатов, Великий Князь разговаривал с каждым из представлявшихся и расспрашивал как о составе каждого общества, так и о их деятельности. Во время приема князь А. Д. Львов, председатель главного совета соединенного общества, показал Великому Князю Владимиру Александровичу фотографический снимок с венка, который 27го ноября был возложен депутатами на гробницу в Бозе почившего Государя Императора Александра III, и затем сообщил Его Императорскому Высочеству, что члены вольных пожарных дружин собрали капитал, на проценты с которого они решили выдавать пенсии и пособия вольным пожарным. Капитал этот они просили Его Императорское Высочество назвать капиталом Имени Императора Александра III. Великий Князь Владимир Александрович, поблагодарив депутатов, высказал им, что они всегда могут рассчитывать на Его сочувствие, и затем пожелал процветания этому полезному в России делу.

Отбытие Свенской иконы Богоматери в свою обитель последует сегодня, в воскресенье, 11 го числа, обычным крестным ходом.

 

 

Один из деревенских жителей просит нас поместить следующее заявление:

«В виду той пользы, какую могут принести объявления брянского отделения орловского коммерческого банка хотя бы не о состоянии портфеля сего отделения, а только о размере взимания процентов по разным совершаемым в нем операциям, подобно тому как это делает наприм. тамбовское отделение сего банка — весьма были бы желательны такие публикации и у нас. А то теперь живущему в уезде положительно негде навести справки о размере учета, положим, под вексель, или о размере взимания при ссуде под те или другие процентные бумаги. Желательно бы также знать как велик платеж при приеме вкладов, и вообще каковы условия брянского отделения по совершаемым в нем операциям. Ехать для всего этого нарочно из деревни в город — не всегда досужно, притом же не всякая сделка требует непременно личного присутствия. Если брянское отделение найдет почему-либо невозможным печатать регулярно свои объявления, то хоть время от времени такие о своих условиях, где обыкновенно прибавляется «впредь до изменения». Выгода от таких публикаций обоюдная, и банка и его клиентов».

 

 

На днях в одном из колониальных магазинов совершена была покупателем тонкая мошенническая проделка, к счастью не увенчавшаяся успехом: вместо того, чтобы заплатить кассиру за купленный товар действительную цену, означенную в тот раз на чеке приказчика — предъявлен был старый чек на сумму гораздо меньшую. Мошенничество было замечено и покупатель был задержан, причем в кармане у него нашелся еще один старый чек из книжки приказчика соседнего магазина.

ПРОИСШЕСТВИЯ В БРЯНСКЕ

— 20го ноября скоропостижно скончался от порока сердца лесничий 2го участка брянского лесничества, А. Ф. Грауэрт, 55 лет.

— 22го числа того же месяца умер от апоплексические удара карачевский мещанин Дмитрий Дроздов, 48 лет.

 

—  Того же числа похищена кружка для сбора подаяний,  находившаяся у ворот тюремного замка. Виновные разысканы.

ПРОИСШЕСТВИЯ В БРЯНСКОМ УЕЗДЕ

— В ночь на 23е октября на станции Жуковка орловско-витебской железной дороги из вагона, стоявшего на линии, похищен с сорванием пломб ящик с чаем, весом 2 пуда 15 фунтов, адресованный торговцу Николаю Коростелеву.

— В Дятькове, в ночь на 3е ноября умер от угара в бане крестьянин деревни Иночки, Улемльской волости, Жиздринского уезда, Осип Шабалаев 23х лет.

— В ту же ночь у лесника 2го обхода 4го брянского лесничества Илариона Маркелова уведена корова с двумя овцами, стоящая 47 рублей. Виновные разысканы.

— В ночь на 6е число у Чернякова, живущего на станции Дубровка, уведены со двора две лошади, принадлежавшая крестьянину Рославльского уезда Кондратьеву.

— В имении князя Мещерского при селе Бойтичах, Княвицкой волости, сгорела от неизвестной причины молотильная рига. Убытку понесено до 1.100 р.

— В деревне Глинищевой, Госамской волости, произошел 7го ноября в 5 часов утра пожар от которого сгорел дом с частью надворных построек, принадлежавших вдове отставного капитана Анастасии Выходцевой. Пожар произошел от неизвестной причины. Убыток заявлен в 3.000 рублей.

— У крестьян деревни Верхов, Любохонской волости, уведено с подножного корма две лошади, принадлежавшие крестьянам Евтихову и Зайцеву и стоящие 110 рублей.

— 10го ноября на станции Жуковка у крестьянки Елизаветы Данилиной посредством взлома сундука похищено 44 рубля. Виновные разысканы.

— 11 го ноября в селе Ивоте, Дятьковской волости, у крестьянки Анны Коссовой посредством взлома похищено денег и разных вещей на 16 рублей. Виновные разысканы.

— В  ночь на 12е ноября у крестьянина деревни Владимировки Никифора Горенкова похищено три еловых кряжа и один улей пчел, всего на 8 р. 50 к. Виновный обнаружен.

— В ту же ночь и там же у крестьянина Федора Марыкина похищено два кряжа, стоящие 2 р. 60 к. Виновный разыскан.

— В ночь на 12е число в Любохне чрез подбор ключа к замку сарая мальцовского товарищества сделано покушение на кражу леса некоторыми из мастеровых, которые задержаны на месте преступления.

— 12го ноября на станции Стайной мальцовской железной дороги совершена кража куска рельсов длиною 9 футов, стоящего 3 рубля. Виновный разыскан.

— 14го числа в селе Слободище у крестьянина Ермолая Цветкова сгорел, по подозрению от поджога, стог сена около 100 пудов, стоивший 20 рублей.

— 15го числа при хуторе землевладельца В. И. Суслова в деревне Каменке сгорел стог сена, стоивший 150 рублей. Дознанием обнаружено, что стог был подожжен.

— 16го ноября на Рельсовом заводе задержан один из рабочих с похищенною им медью.

— Того же числа на заводе Радица-Самара скоропостижно умерла мосальская мещанка Татьяна Трофимова.

— 18го числа в с. Бежичах произошел пожар, от которого сгорела рига с насаженным хлебом, принадлежавшая крестьянину Панкратию Голышеву, причем убытку понесено до 100 рублей. Причина пожара неизвестна.

 

— В ночь на 19е число в имении Семичевых при деревне Салыни, Госамской волости, произошел пожар, от которого сгорела молотильная рига с овином и небольшим количеством немолоченного хлеба. Убытку заявлено до 1.400 рублей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III *

...Мы, мне кажется, находимся под обаянием чего-то необычайного. Много доброго мы знали о почившем нашем Монархе, но не знали как Он в самом деле велик... Говорят: о мертвых ничего, кроме хорошего.

В этой жизни трудно и отыскать что-либо худое. Ни одной мрачной тени в венце Его. Здесь все блещет искрами света, как та алмазная корона Русского Императора, драгоценные каменья которой сияют отовсюду. Это дивный дар божий нам и другим народам. Это воистину Избранник божий, нарочито воздвигнутый во время благопотребное для царства и времени. Одаренный всеми силами духа и тела для поднятия тяжкого царственного бремени, Он видимо запечатлен был силою свыше. Господь говорил Ему в сердце, просветлял Его взор, Господь укреплял Его волю, поддерживал среди скорбей и испытаний.

Вникая в эту особенную непосредственную близость богоизбранного Царя к Богу, святитель Филарет развивает мысль, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один. Мы более чем кто-либо видели, испытали на себе это величие, эту благость власти единого, и это единогласное и единодушное признание от всего образованного мира труда и заслуг, благодеяний и милостей нашего в Бозе действовавшего и почившего Монарха есть высочайшее торжество монархизма пред всеми иными теориями управления народов.

Но и сила Вышнего потому так победоносно воздействовала в почившем нашем Государе, что нашла в нем послушное и удобное для себя орудие. Здесь выступают пред нами привлекательные, этого мало сказать — обаятельные черты Его характера, жизни. В дивной гармонии сходятся здесь различные, противоположные по-видимому стороны и разрешаются в единстве светлой типичной личности. Простой, смиренный и в то же время величественный, милостивый и строгий, долготерпеливый и всепрощающий и в то же время страшный врагам и злодеям, уступчивый в непоколебимо твердый, без пролития крови завоеватель не только сердец, но я целых обширных стран, держится в стороне, большую часть года проводит вне шума и молвы людской, и следит решительно за всем в народе и мире. Не искал популярности, не выставлялся речами, не сыпал обещаний  — и приобрел от всех искреннейшую любовь, преданность, благодарность, удивление. Говорят: это был Царь вполне русский. Говорят: это был Царь православный. И это правда. Но что такое православие? Верность истине евангельской и в вере, и в обряде и во всей жизни. Вот эта верность богооткровенной истине и составляет главную господствующую черту в светлой личности оплакиваемого нами Монарха.

Евангельское учение о жизни и деятельности, идеалах и упованиях христианина сокращенно предложено в девяти заповедях блаженства. При оценке жизни и деятельности почившего Монарха уже брались печатью некоторые из сих изречений и прилагались к Нему. Не лучше ли предложить их к объяснению этой светозарной жизни в евангельской их последовательности и совокупности. «Блажени нищие духом», смирение — вот где корень и основа всех добродетелей. Кто не знает, что смирение было основною характеристическою чертой в личности Покойного?

На основе искреннего смирения утверждается другая характеристическая черта почившего Монарха — кротость. Кротость — это никак не слабость, это господство высших побуждений над низшими, это уменье противопоставить мелким уколам самолюбия, тщеславия, гордости высшие чувства долготерпения, любви. Сколько раз казалось иным: зачем Монарх столь великой державы попускает оскорблять себя, когда может раздавить врагов своею могучею силой; не требует ли достоинство Империи, чтоб  эти своевольные и неблагодарные люди были примерно, на страх другим, наказаны? Последствия показали, что взор великодушного Монарха был острее и дальновиднее, чем многих близоруких политиков.

Умея владеть собою в тяжкие минуты испытаний и тревог так называемого общественного мнения, доблестный Монарх наш алкал и жаждал одного – правды в слове, деле, во всех отношениях — это также характеристическая черта его личности.

Засим уже следует тот подвиг миротворения, который так прославляется всеми в лице почившего Монарха. Основы мира — правда и любовь, непременное условие — искренность желаний, мыслей и слов. Добродетель миротворца — одна из высших доблестей христианских.

Но закончился ли этим подвиг великого, как называют его теперь, Миротворца? Нет! Великую долю участия Он имел и в подвиге изгоняемых правды ради, и в претерпении поношений и оскорблений ради своего великого и святого дела. Тринадцать с половиной лет напряженного труда были временем и непрерывного терпения. Каково, в особенности Его любвеобильному сердцу, было видеть, что, несмотря на все усилия любви Его, на все меры долготерпения, не переставала действовать крамола. Но видно так уже стоит в порядках мира и судах правды божией, что наиболее добрые и самоотверженные деятели получают себе надлежащую оценку лишь в тот момент, когда мы их лишаемся, и награду не здесь, на земле, а там, на небесах — в вечном царствии божием. Соединяя все эти черты, получаем цельный образ — Царя по сердцу Божию, по закону евангельскому, Царя-праведннка, Царя православного...

Протоиерей Петр Смирнов

* Из Речи, сказанной в заседании СПб славянского благотворительного общества 1 ноября. 


ДЕКАБРЬ

11 Нед. 27я по Пятидесятн. (седм. 28я). Св. Праотец. Гл. 2й. Прп. Даниилса и Луки столпн. Ут. Ев. Лк. XXIV 12—35; лит. ап. Кол. III, 4—11; Ев. Лк. XIV. 16—24.

12 Св. Спиридона, еп. тримифунт. Смч. Александра.

13 Мч. Евстратия. Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста, Лукии девы. Ут. Ев. мучен. Мф. X, 16—2.2; лит. ап. .Ефс. VI, 10—17; Ев. Лк. XXI, 12—19.

14 Мч. Фирса, Левкия, Филимона, Аполлония, Каллиника.

15 Смч. Елевферия и матери его Анфии.

16 Св. прр. Аггея. Мч. Марина. Св. царицы Феофании.

 

17 Св. прр. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила.

Воскресный базар, 4го декабря, был особенно оживлен. Много было овса, который ссыпали 30—45 к.; хлеб 51 к., масло конопляное 4 р. 20 в. пуд, жмаки 26 к. п., сено 15 —20 к. п., дрова: березовые 12 р. сажень, сосновые и еловые 9 р., мякина 10 к. мера. Рыба 5—12 к. ф. Свинина тушами (из Почепа) 2 р. 90 к. п. Птица битая дорога. Мясо свежее привозное купили 3 р. 20 к. п. Яйца очень дороги и в подвозе их нет. Базары в среду и пятницу были слабые и цены без перемен.