Мышкинский сборник (1779).

Рукопись из собрания П.Тиханова. Ярославль - 1888.

В числе рукописей моего собрания есть один сборник, имеющий интерес по отношению к Ярославской губернии. Написан он в 1779 году, на обыкновенной тогдашней плотной бумаге, в четвертую долю листа, и по содержанию распадается на несколько частей.

Первая часть (лл. 2 – 6) озаглавлена: «О поздравлении и протчем».

Вторая часть (лл. 7 – 15) заключает в себе «Мышкинской месяцослов» с «Деревенским предуверением».

Треть часть, самая большая (лл. 16 – 62) – содержит «Присловицы» (пословицы и присловья), и наконец,

В четвертой (лл. 63 – 70) – «Скороговорки». – Обе эти части расположены в алфавитном порядке.

На предпоследнем листе (71 а) находятся «Парасиллогизмы» - несомненно, книжного происхождения.

Начнем описание сборника по порядку, с первой части.

Страницы здесь разделены клетками на трое, из коих в первой, налево, перечислены разные житейские случаи; во второй клетке помещено наставление что надо сказать, или как надо действовать при том или другом случае, а в третьей графе, не всегда занятой – ответы, вернее, реплики или указание соответствующих действий на замечания, приветствия, возгласы.

Приведем на выдержку несколько случаев из этого любопытного кодекса старинных нравов, причем содержание графы отметим сокращенной буквой R.

Женщина родит.

― Слава Богу. Богу Душу

простил, а другую на

свет пустил.

Младенец некрещеный чхнет,

― Крестись.

Младенец чхнет.

― Здравствуй. Велик

расти да будь счастлив.

Младенец упадет с высокого.

― Не плачь: Бог поду-

шечку подложит.

Ежели говорят нечто соблажняющее, а при том есть ребенок, то ему говорят:

― Не слушай, где куры поют,

а слушай где Богу мо-

лятся. У него золотом

уши завешены.

R. Он, или она итить

должен  вон.

Учащейся грамоте входит к своему учителю – попу, дьякону, дьячку, пономарю (случалось сие в старину), стоя у дверей и говорит:

― Молитвами святых

отец наших, Господи

Иисусе Христе, Боже наш,

помилуй нас.

R. Учитель говорит: аминь.

(В старину) Ученик, войдя,

кланяется: Спасибо на

амине, на Иисусовой молитве.

Похвалить младенца или какую-нибудь скотину, то, чтоб уроки не взяли –

― Не в оговор сказано.

Не в оговор будучи – маль –

чик пригожей, веселой.

ах, как много скота:

Бога благодарить

должно. Дай Бог в доброй час молвить, а в худой

помолчать – как ваш

сын разросся.

В новой год.

― Боже, благослови венец

лета благости Твоея

― Дай Бог благополучие

в наступающий год.

Дай Бог дождаться к радости нового году.

по сочетании браком.

― Поздравляю совоку-

пясь законным бра-

ком; надлежит насле-

довать землю и обла-

дать ею. Дай Бог

совет да любовь.

R. Благодарствую.

Именинника.

― Здравствуй в новой год.

R. Благодарствую.

С получением чина.

― Поздравляю вас с

таким-то чином,

получа высокомонаршую

милость, и желаю

степень до степени

выше дойти, и даруй

Бог достойное достой-

ному получить.

R. Благодарствую и желаю

вам всякого благополу-

чия. За Богом молитва,

а за Государем служба не

пропадает.

Плывущее судно по реке плывущему ж с судна люди говорят громко:

― Мир (мiръ?), Бог на по-

мочь вам. – Бог на по-

мочь, отвечают. А если

разбойники, то отвечают:

Нам Бог на помочь (или

молчат, не отвечают).

Разбойники, по овладении судном или вступя только на судно (кричат) сарынь на кичку –

― Сарынь на кичку.

R. По одному слову

всего судна бурлаки

ложаться ниц на судне,

или, не слушая, сража-

ются с разбойниками.

Разбойничье ретирадное слово.

― Вода, вода.

R. По оному слову

разбойники ретируются.

Когда у церкви благовестят.

― (Услыша, говорят) Глас

Царя Небесного.

Кто исповедался –

― Поздравляю, избавясь

от греховного бремини.

R. Благодарствую. Греш-

ник я, опять прини-

маюсь грешить. О, невоз-

держность!

Увидя (иерея) попа.

― Батюшка, священствуй.

R. Сын духовный, здрав-

ствуй.

Приезжая к бывшим запорожцам, не входя в дом –

― ПУГУ.

R. Пугу услыша ответ-

ствующее – поди смело

в дом, а без того не

ходи.

Хлеб молотят.

― Носить бы – не сносить,

возить бы – не свозить.

R. Спасибо.

Квашню месят –

― Спорынья (?) в квашну.

R. Сто Рублев в мошну.

Как кашу зеленую зачинают есть, или новопоспевшей хлеб станут есть же, перед тем говорят:

― Илье пророку злат

венец, а хозяину

такому-то здравствовать.

R. Промолчит.

Первой поспевшей когда плод ядят –

― Должен перекреститься

(и сказать): Господи, благо-

слови; новая новинка,

старая брюшинка. По-

том есть.

Рыбу ловят.

― Рыбей лов.

R. Спасибо.

У рыбаков не спрашивай: Нет ли рыбы? Хотя и множество рыбы, а откажут: Нет. А всегда спрашивай: Есть ли рыба?

― Есть.

Или: продай рыбы.

― Купи.

Увидя феномену, будто звезда падающая, и почитают змеем, которой будто может, обращаясь человеком и посещает женщин на их постеле, и никто видеть не может, кроме той женщины нещастной, и она от того будто бледною бывает.

― Аминь, аминь, разсыпься.

Приведенного, полагаем, довольно для ознакомления с этой частью рукописи.

Старинный грамотей, сохранивший сии правила, видимо был сын века, и притом человек строго нравственный. Так, занося мораль на страницы своей тетради, он во избежание соблазна при чтении ее кем-либо из посторонних, несколько мест отметил даже посредством криптографии. Случаев этих немного, и один из них передаем здесь в точном факсимиле, могущем вместе служить образцом письма самого сборника (другой подобный случай читатель найдет в отделе «Присловиц»).

Вторую часть сборника передадим дословно, без всяких сокращения.

МЫШКИНСКИЙ МЕСЯЦОСЛОВ

Мирским крестьянским наречием называют в Мышкинском уезде, а счисление по старому штилю.

Сочинен 1779 году.

Генваря.

Смотри предуверение генваря 6-го.

12. Татьяны лютихи (для жестоких морозов).

16. Петра полукорма.

24. Аксиньи полухлебницы.

Февраля.

Смотри предуверение февраля 4-го.

11. Власий. Коровей праздник.

Марта.

1. Авдотьи мокрохвостые.

4. Гарасима грачевника (ожидают грачей).

9. На Сóроки жаворонки пекут (ожидают жаворонков).

17. Алексея – вода с гор.

― пролей кувшин.

19. Дарьи… ...

22. Василия капельника.

Апреля.

1. Марии обманщицы.

― покинь санки.

8. Руфа дорогорушителя.

Родиона водопола.

16. Арины разрой берег.

― урви берега.

23. Георгия – коневей праздник. В поле скотину выгоняют.

Смотри предуверение апреля 23.

Май.

1. Еремея запрягальника.

― подыми сетиво (зачинается яровой сев).

5. Арины разсадницы (садят разсаду).

6. Иова белые горохи.

13. Лукерьи комарницы.

20. Фалалея огурешника (огурцы садят).

21. Алены льяницы (лен сеют).

29. Федосьи колосяницы (рожь колосится).

31. Еремея покинь сетиво (оканчивается сев яровой).

Июнь.

13. Акулины гречишницы (зачинают свеять гречиху).

― вздери хвосты.

16. Тихона гречюшника (последний сев гречюхи).

18. Леонтия покинь сетиво овса (овсяной сев кончится).

23. Аграфены купальницы.

28. (sic; следует: 24) Ивана купала.

Июль.

1. Кузьмы ремесленника. Куриной праздник.

4. Марфы ягодницы.

Август.

1. Маккавеи. Арженой сев зачинается.

18. Фрола Лавра. Коневей праздник.

23. Луполена. Лен на сей день не стелют.

29. Ивана репореза (репу снимают).

Сентябрь.

1. Бабье лето. Семин день. Семен пришол, а русак домой пошол.

6. Михаила чюда. Лион чюдить (?).

8. Конец бабяго лета.

13. Словущее воскресенье.

14. На Здвиженье кафтан с шубою свидится. Смотри предуверение сентября 14-го.

15. Никиты гусятника (гусей колют).

25. Сергия. Куриной праздник (петухов колют у овинов).

Октябрь.

Октября на 26 – смотри предуверение.

28. Временные Пятницы.

29. Настасьи. Овечей праздник (овец колют).

Ноябрь.

1. Девичья ссыпшина.

Декабрь.

18. Модеста. Пчелиной праздник (просят о пчелах).

30. Ананьи желудницы (желудки для еды варят).

31. Маланьи неполихи (сей день бабы не прядут).

ДЕРЕВЕНСКОЕ ПРЕДУВЕРЕНИЕ

По старому штилю.

Во время святков если звездно – то ягнятам род.

Во время святков же если иней бывает – то хлебородной год.

Генваря 6-го. В крещенскую ночь в которой стороне небо яснее – там будет хлеб хуже.

Ежели зимою усмотрится великое скопище волков и они воют – то значит в тот год войну.

Когда зимою на полях бывает большою частию волны по снегу – то житу (ячменю) урожай будет.

Если снег в поле буграми.

То изобильно приобретен будет ячмень нами.

Февраля 4. На день Сидора если будет тепло – то и все лето тепло.

Если в мясное заговение, то есть перед сырною неделей в воскресенье, накануне масляницы бывает ненастье – то в тот год грибами будет род.

В сырную неделю (на маслянице) приметить день: светлой случился бы, например, во вторник – то и сеять пшеницу в ея севе во вторник, а если бы светла была середа – то и сеять же пшеницу в середу, и примечать о протчих днях по сему же.

Если прилетят грачи и сядут на свои гнезда – то дружная весна будет, а если по прилетении, не садясь на гнезда, будут летатьт по дорогам – то медлительная весна будет.

Весною, при начале прилетения, если летят по два или по одному журавлю – то в следующее лето рожь будет тяжеловесна, а если журавли летят стадами – то рожь будет легковесна.

Если в лесу только древеса начинают почку пускать – то в то время надлежит за лашадьми крепкое смотрение иметь, чтоб не ушли со двора, или с водопою или во время дорожной еды.

Если весною лебеди прилетят – то скоро тепло будет.

Если кукушка прилетит на голой лес – то неслетье* ворам будет.

Если после снега окажется, (что) прежде рожь травы зазеленеется – то урожай ржи будет, а если трава прежде ржи зелена будет – то урожай травы будет.

Когда в великой четверг которой ветр и с которой стороны дуть будет – то тот же ветр и с той стороны до Вознесеньева дни будет.

Если в Светлое Воскресенье дождь – то того года будет грибами род.

Апреля 23. Как в Георгиев день мороз – то под кустом овес.

Если в водополье щуку поймают, а в ней найдется печонка от головы толще то первой сев лучше, а в середине – второй, а (к) хвосту толще – третей сев лутче всякого хлеба будет; по тому ж и цену примечают.

В первой раз когда гром грянет то земля распустится.

Когда в Вознесеньев день будет ветр северной (полуношной) и продолжится сей ветр на другой день – то будет неурожай хлебу.

Примечать при севе, как горох сеют: если ветр, что в Великой Четверг дул – то в тот ветр горох не сеять, потому что при варении горох раскипаться не будет.

Если цветет рябина – то сеять овес.

Если цветет мозжуха – то сеять ячмень.

Во время цвету черемховова смотреть за лошадьми, чтобы не ушли.

В цвет же черемховой рыба вниз воды плывет.

Если черемха цветет – то сеять пшеницу.

Если васильки – цветки во ржи показались – тогда рожь цвести зачинает.

Во время арженаго цвету примечается: когда сначала зацветает колос сверху – то значит по высокой цене продаваться будет рожь; когда ж в середине – то посредственная цена, а если снизу зацветает то дешевая цена будет.

Ежели которой год множество рыбы – тот год дороговизна хлебу.

Ежели во время сенокосу сорока по траве ходит – то значит ведреную погоду, а если около косцов сорока по сенокосу не ходит, а садится на деревья – то ожидать ненастья.

Ежели ягоды земляника и малина поспеют – то в одно время и рожь поспеет же.

Если трава синеворот (она же имянуется и боковик) когда цветет – то зачинается сев аржаной.

Сентября 14. На день Воздвижения всякой гад в землю убирается.

Если рябине род ягодами – то и овсам год, и оспы много и трудна будет.

Во время осени, после опаденья листья с деревьев, если на ольхе будет шишек много – то значит в будущей год яровому хлебу хорошей урожай.

Если осенью лебеди отлетают – то за ними на хвосте снег и зима будет.

Ежели сорока из стены мох теребит – то скоро ожидать снегу.

Октября на 26, на день Димитрия, если на кровлях снег – то и на Светлое Воскресенье снег же будет.

Когда хмель дорог то хлеб дешев, а когда хлеб дорог – то хмель дешев.

Переходим к третьей части «Присловицам», которые как уже было упомянуто, составляют наибольший отдел сборника и расположены в алфавитном порядке. Без сличения, однако, с известными сборниками пословиц трудно сказать, что именно нового в этой области народного творчества дает наша рукопись. Предоставляя себе поэтому впоследствии коснуться сего предмета, ограничимся теперь лишь приведением нескольких пословиц на каждую букву.

Адам Евы послушал да яблочко скушал.

Ангел в правде помогает, а бес лжею подстрекает.

Аптекам предаться – деньгами не жаться.

Аще царство разделится – вскоре разорится.

Бахус дальше поражает, как Марс.

Бей челом на Туле, ищи на Москве.

Благодеяние вырезывается на стекле, а злодеяние на стали.

Будь милосерд до крестьян – сам работать не станешь.

Бывает дворянство хуже пономарства.

Вора помиловать – доброго погубить.

Времянем и смерд барыню берет.

Всякая земля свои обыкновения имеет.

Где баба ни бери, да внука корми.

Где сила владеет – тут закон уступает.

Гость первый день – ясно золото, на другой день – чисто серебро, а на третей – мед, а на четвертой день хуже навозу.

Давидски согрешаем, да не Давидски каемся.

Давность – не малой свидетель.

Дворянином жить не можется, а смердом жить не хочется.

Дворянская служба – красная нужда.

Для щей люди женятся, а от жен постригаются.

Есть батька – убил бы его, а нет батьки – купил бы его.

Если б не закон – не был бы преступником.

Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет.

Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.

Женской пол на французский престол права не имеет.

За гусем, за уткою, за щукою колодкою кто не пьет – тот приметной человек живет.

Земля любит навоз, а лошадь – овес, а бояра (а судьи) – принос.

Знает крестьянин, что поп не боярин.

Или фирьяк добыть, или домой не быть.

Иноходец в пути не товарищ, а больной в избе не сосед.

Княгиня хороша, и барыня хороша, а живет красно и наша сестра.

Князья и бояре в платье – будет платье и на нашей братье.

Кто до Фролова дни не посеет, у того фролы родятся.

Лакома овца к соли, коза к воли, а девушка к новой Любови.

Лебедь лети к снегу, а гусь к дождю.

Лихвинские воры, а Новосильские воры – зляе всех.

Мало говоря, больше услышишь.

Матка нежит, печка дрочит, а дорожка учит.

Мир гинет, а рать Бог кормит.

Мягкие слова кости ломят.

Надсаженой конь, надломленой лук, да замиреной друг – всегда ненадежны.

Наездом хлеба не напашешь.

Научились шить долгие хвосты, позабыли и великие посты.

На Христа лгали – и на христианина солгать можно.

Не бранись с судьею, с приказною избою, а с третьею – тюрьмою.

Не надобно при свече полотна и невест выбирать.

Одни цыгане часто меняются, а благородные редко или никогда.

Ожерелье молодцу – смиренье.

Он худая застоя: ни от солнышка защита, ни от дождя епанча.

От совы – орел, а от осла – буцефал (конь Александра Великого) родиться не может.

Печаль учить молиться.

Поедчи казак да на бок, чтоб он был гладок.

Посадские животы толсты да коротки, а дворянские – тонки да долги.

Постоялец на двор – и беда на двор.

Придворная жизнь – сияющая бедность.

Пропал, что Бекович.

При подпитке вина у русских вся дружба состоит.

Ремесленник один другого ненавидит.

Русак до читанья, хохляк до спеванья, а поляк до сказанья.

Рыбу ловить – при смерти ходит.

Солдат что багор: что зацепил, то потащил.

Свой брат полоса мяса.

Свой вертеп лутче Синайской горы.

Серебряным и золотыми ключами отпираются тайны государственные.

Скорая женитьба – видимой рок.

Таланец – братец, жеребьек – батюшка.

Торг любит волю, а ум – простор.

Убыток умным делает.

У нас как в Царьграде: у кого есть конь, тот на коне ездит, а у кого нет тот пеш ходит.

Философ смерти не боится.

Хорошая жена – лишняя сухота.

Хорошие законы от худых нравов.

Хорошо и честь и гроза.

Хотя бы в орде, только бы в добре.

Царев гнев – посол смертен.

Цыган только обманет, а злой до сердца достанет.

Что стыдно да грешно – то и в молу вошло.

Чужая сторона прибавит ума.

Шей вдова широкие рукава – было бы во что класть небыльные слова.

Шуту в дружбе не верь.

Щастие духовную не утвердит.

Юг веет – старого греет.

Юн с игрушками, а стар с подушками.

Явен грех малу вину творить.

Я в карты проигрался – 

Известно, что скороговорки представляют собой отдельные фразы с каким-либо одним преобладающим произношением в том или другом языке. Такова, наприм., французская поговорка: «Dites donc: Didon dina dit on, du dos d`un dodu dindon?» Или польская. «Nie pieprz, Pietrze, wieprza pieprzem, bo przepieprzesz, Pietrze, wieprza pieprzem». В рассматриваемой рукописи скороговорки также построены на особенностях русского языка (большей частью на употреблении губных). Трудность быстрого произношения такой фразы заставляет непривычного обмолвиться, сказать не то, что следует, причем иногда невольно скажется что-нибудь однозвучное, обыкновенно вызывающее улыбку: это и есть цель скороговорок, которые доселе служат развлечением на деревенских посиделках и вечеринках в немудром мещанском быту. Другой род скороговорок построен на синонимах, каламбурах и т. подобн. В нашем Сборнике отдел этот почему-то озаглавлен: «Скороговорки», по-калмыцки: о туркун келил’ сие.’ Но состав и сожержание этой части рукописи не представляет ничего особенного, и помещенные там речения слишком известны, чтобы говорить о них.

* Т. е. неудача.

 

 

Извлечено из Ярославских губернских ведомостей.

Печатано с разрешения г. Ярославского Губернатора.

1888 г. Типография Губернского правления.