Книшка отгаворная Егора Зайцова, 1857 г. 

Памятник брянской письменности. Рукопись из собрания П.Н.Тиханова. - Брянск, 1896.

ПАМЯТНИК БРЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Не так давно, благодаря любезности А. Б. Петрищева, мы познакомились с одним весьма любопытным памятником, касающимся местной бытовой жизни. Это «Книшка отъгаворная Егора Зайцова».

Книжка представляет собою небольшую тетрадь, в осьмую долю листа простой бумаги, нисана она, как значится на заголовке — в 1857м году, и содержит в себе разного рода заговоры, отговоры, рецепты против различных болезней, и проч.

«Мы знали собственника тетрадки, сообщает нам А. Б. Петрищев: это был мастеровой на одном из Мальцовских заводов, старик, довольно крепкий с виду, и как говорят в Брянске — имел в носу (?—был колдун). Ныне он умер».

Титул на тетрадке писан на манер печатного шрифта, и находится под дугообразной узорной заставкой, с середины которой возвышается украшение, по сторонам коего две звездки.

Отговоры и заговоры начинаются с оборота второго листа и идут до фаса 16го. Далее, с оборота сего последнего до л. 42а — разные записи частного характера, сделанные карандашом, и наконец отсюда до л. 44а — еще четыре средства; на л. 45а последняя запись чернилами и криптографией. Прочия страницы с карандашными записями из домашнего обихода.

Все заголовки в Отговорной книжке сделаны навыворот, таким же способом занесено средство «как скот заводить», рядом с чем мы поместили транскрипцию в обыкновенном чтении.

Справедливо мнение, что «простой народ наш по языку и быту своему также важен для нас, как летописи и грамоты»1. Памятник ближайшего к нам времени, Отговорная книжка Зайцова тем именно и драгоценна, что дает нам понятие о живучести изстаринного быта, раскрывая вместе и внутреннюю, духовную сторону человека.

Передаем все содержание тетрадки в ее орфографии, где между прочим сказалось местное произношение. 

КНИШКА ОТГАВОРНАЯ

1. ЫНИВАДАГ ДО ЪРОВАГДО (Одгавор од гадавины).

На мори на кияни на вострави буяни стаять часть ракитавай куст. в том частам ракитавом кусту лижит змей шкурапей. о змей шкурапей собири (bis) своих всех змей змиевича2 межных и подрубежных, калодных, паткалодных, махавых и лисавых, змию шкуранею; змию пириярью, литучих и палзучих шиливых, печвых и запечных. а ни сабирешь ты всех змей змиевичах (sic) межных, подрубежных, калодных, паткалодных, мохавых и лисавых, змию шкуранею, змию пириярью, литучих и палзучи(х) шиливых, печных и запечных, то пойду я к Михайли и к Гавриилу. напушу грознава грому, грознаю тучу, громом пабъю, моланьей сажгу. о раб Христов человек ни ходи к самому Христу и к Михайли и к Гавриилу, от Гавриила к гарганки (sic), ни пускай на мине грознава грому, грознаю тучу, ни бе(й) мине громом, ни жги маланьей,  я раб Христов человек, выташи жала русава. Как вода чиста и непорочна, так чтобы раб чисть и непорочен (был) о(т) змиинай лютости и ненависти.

 

2. ЪРОВАГАЗ ИИМЗ (Загавор змии).

Сонце, небо, земля, ключ, запри змию к сырой зимли.

 

3. ЙОНРУДО ИКАБОС (Собаки одурной).

Во имя О(т)ца и Сына и Светаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.. 3жды.

Помени Господи царя Давыда и кротость всю его — 3жды. и укротил царь Давыт серце и укроти лукавы, так укроти Господи всякия скорби и болезни рабу твоему имрак. избави Господи и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. о Михаила Архангел вышних сил воеводе, помилуй и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. Аминь.

 

4. ЙОНРУДО ИКАБОС ЪТОУМОЛАЗ (Залому (sic) от собаки одурной).

(В) месице марте во светом граде вов Рыме, на той горе Люне стоял сабор, у том сабори мати Марея спала и почивала, видела сибе сон чуден и страшен. кто сон знаит и читаит, из дому в дом перипускаит — на сорак дней прошен имрак знать3 будет. вынимай дурнуя кровь из буйно(й) галаве с ритивова серца, ис кожи, з жил, из-под жил, с кахтей и с нохтей. в том доме три ангела: первой Исак, второй Ияков, третий ангел шестикрылатой, деной помочник, теплой одежник, привиликай сохранитель, сохранить на крутых горах, на темных лисах от ведмы еретницы, калдуна, калдуни, от ничистава духу, от буеного древа. Слава О(т)цу и Сыну и Светому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

5. ЯИНЕЧИЛЗИ ИКДАРОХИЛ (Изличения лихорадки).

По морю кияню плывут 12ть дев волоса растрипамши, сами распаясамши. Ананий, Карпей, Михаил глянули на моря, воскликнули етих дев, стали их спрашавати — что вы есть за девы, о(т) кого посланы, мы есть девы послана от царя Ирода в Светло-Руское царство, тело иссушать, кости умести собирать. Ананий, Карпей, Михаил стали их мучити разнами муками и дали им по 77 ударов. да возмолюца девы Ананию, Карпею, Михаилу, Кто етот список знаит или прочитаит, к тому мы человеку ни прикоснемся во веки веков. Аминь: 3жды.

 

В транскрипции надпись дает следующее: «(Это) Есть раме(?)ка пряника, отоъ() лихоратки. Есь (есть) на двинацать зорь». Рамка эта очевидно, составляет важную часть заговора.

 

6. УРЕМЕЧ ЪТО (От чемеру).

На мори на кияни на востраве Кургане стаить осина, веить пот подпица(?) чемер чемерица. шли три краснаи дивицы, нашли стараи рукавицы. то прошу у вас у красных дпевиц черной рукавицы выгонять из лошади и в коне или в кобыле из такой шерсти под подницу, чемер чемирицу. расходись по чисты(м) полям, по зеленым лугам, по буйным ветрам.

Потом лошади у ноздри укинуть чтобы она зачхала.

 

7. УМОЛАЗ ЯИНАВРИ (Ирвания залому).

Подойди на места (и скажи:) Благослови, Господи. (Потом читай:) Отче наш. 3жды. Прочти: Живый помочи4 три раза, потом прочитай Сон Пресвятой Богородицы три раза, сорви ево (залом) левой ногой, наступи где он рос пяткой, и левой рукой кинь чрез левоя пличе, потом прочитай три раза5, возми ево домой, брось у печь. А покрепча нужно6 — полош ножик на стол на восход концем, на ножик — Псалтирь, пото(м) проч(т)и 12ю каф(изму), 10ю каф,, по том псалом: Бог богов, (и) кинь (залом) у печь.

*

(Если) обила челов(е)ко(м нанесена, то читай) 105 пасалом.

 

8. ЪМОЛАСП (Псалом).

Выписан весь ХС псалом: «Живый в помочи Вышняго», и проч.

 

9. ЙОННЕД ЪБУЗ ЪТО (От зуб денной?).

На мори кияни на вострави Буяни лижить дуб черв мертв. просил-бала Лазаря. Лазарь мертв и ни говорить, зубы ни болять. Ни боли у раба твоего имрак зубы жилнаи и прелнаи и кастиныя и галавныя и мазгавыя. Мати порадити все нидуги отхадити. как заря утихаить, утихни у раба твоего имрак зубы. Лень птица умалкаить, умолкни у раба твоего зубы ночная, полуночная, деная, полуденая. Отче наш 3жды.

 

10. УРОВАГАЗ ИВОРК (Крови заговору).

На море кияни на вострави Буяни лижить бел латый камень, на том белом камню сидить чернец, держить краснаю красату и степную жилу крававую рану. Едить Христос на калинавай мост, под ним конь карь. А ты кров ни кань. Ой ты, Исус, вернися, крововая рана увоймися. 3жды.

 

11. ЪКИННОС (Сонник).

(В) месице марте, во светом граде Иерусалиме, на горе на Льване, у церкви саборной спала Мать Пресвитая Богородице. немного спало, но много ува сне видала сон страшен и ужасен: Павла у Масле, Петра у Рыме, Христа у Ерусалиме у жидах, распят Христос на трех тревах: на кивке, на китре на свето... (далее оторвано).

 

12. ЯИНЕЧИЛЗИ ЫРЕЛАХ (Изличения халеры).

Взять травы гурьяну с кориням, корянь можно сушить, а потом обливать и тамить у печки. можно пить три рюмки 3 раза (на день), трава гурьян растет по харошим лугам. цвол 5ть четвертей, цвет белакраснай, мелкай.

 

13. ЯИКЕЧИЛЗИ АТОВИЖ (Изличения живота).

Взять травы пемпелия нарвать с кориням, сушить и настаивать корень, а траву можна кипеченой водой абливать. пить три раза на день, пимпелий растет на харошим лугам, вышиною 7м вершко(в), лист широкай, как гусинаи лапы. ище можно пить травы кри .. корень называетца рачки, можно (сушить), потом скаблить, с кипеченой водой пить. можна давать цваловых ка(ренье)в или извезнава(sic) спирту пить. ище травы явара корень сушить, скаблить и пить. трава явар растет у самых мокрых местах, у балотах.

 

14. ЯИНЕЧИЛЗИ ИОНИДАВ ИЛОБ (Изличения вадяной боли).

Взять альхового листу, (отп)арить и укладать (боль), потом взять (тра)вы лапух листа и укладать боль, трава лапух растет у хороших местах ...навпх лист как чулнок длинай.

 

15. ЯИТИБЗАР ИВОРК (Разбития крови).

Взять крапивы, наклась у пасудину, поставидь у печь потамить, потом выжимать. можно растираца у духу.

 

16. ЯИНЕЧИЛЗИ ИЗЫРГ (Изличения грызи).

Взять бирезавых шишак, у пасудину насыпать, налить вина, поставить у теплая места на шесь сутать. потом пить по рюмки три раза на день, или волчьих ягад есь наташак. Ягады краснаи, у них глазки чернаи, как канапелины (bis) есь можно.

 

17. ЯИНЕЧИЛЗИ ИЖОР (Изличения рожи).

Взять теста дежного прикладать или от веху корень на тирку натиреть. можно прикладать. или сукна полоску натиреть лягушинай икрой (и) увертавать опух.

 

18. ЯИНЕЧИЛЗИ УСОНАП (Изличения паносу).

Взять травы заичьи ухи, сушить, просеить, потом пить по чайной лошки три раза на день, тожа калган или раковы шейки или травы пимпелея можно пить.

 

19. ЯЖЕЧИЛЗИ ИКТАР(ОХИЛ) (Изличения лихоратки).

Взять дерива крушины, наскоблить кожи, потом высушить, потолочь, на сита просеить. можно по чайной лошки с водой пить 2 раза на де(нь). тожа взять травы казлица, нарвать цвету, составить (с) салом нисаленым, привязать на руке дли ладони.

 

20. ЯИНЕЧИЛЗИ ЪНАР УТАКС У (Изличения ран у скату).

Взять мидунишнику, ево цвету, насушить, вином рану примочить, цветом присыпать.

 

21. (ЯИНАР)ИТС АМЛИБ [Сти(рания) билма?].

Взять рыбих червей, выжмать дрянь, наклась у стиклянаю пасудину, насыпать сахарам, поставить на дин (день) у теплая места, настаица спирт. можно брызгать у глас.

 

 

 

1 К. С. Аксаков: Полное собрание сочинений. М.., 1861. Т. I, стр. 608.

2 При списывании Егор Зайцов по всей вероятности не понимал сокращений, стоявших над строкою. В данном случае наприм. должно читать: «змиевичав». Далее, такие поправки и прочие конъектуры поставлены нами в скобках.

3 То есть: имярек знать, иначе – надо заклинателю знать как зовут того, над кем произносится этот заговор

4 Живый в помощи Вышняго… (Пс. ХС).

5 Здесь очевидно пропуск.

6 А чтобы еще действительнее было…